Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 [ 108 ] 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227

Прежде чем перейти к рассмотрению других значений г\ из (40:3), заметим, что выводы (40:В) и (40:С), очевидно, представляют собой прос-стейшие примеры общего метода определения игр. Эта процедура (более общая, чем в главе X, на которую была ссылка в замечании на стр. 313) будет исчерпывающим образом рассмотрена в другом месте (в том числе и для асимметричных игр). Она подчинена некоторым ограничениям арифметической природы; таким образом ясно, что не может быть (существенных, симметричных, с нулевой суммой) игр п лиц, в которых любая коалиция из р лиц выигрывает, если р является делителем п, так как в противном случае могут образоваться nip таких коалиций, каждая из которых выигрывает, и не остается проигрывающих игроков. С другой стороны, то же самое требование при р = п - 1 вообще не накладывает ограничений на игру (см. сноску 3, стр. 347).

40.3. Связь между симметричной игрой пяти лиц и 1,2,3-симметричными играми четырех лиц

40.3.1. Рассмотрим теперь значение г), расположенное внутри интервала (40:3). Эта ситуация в некотором роде аналогична ситуации, рассмотренной в конце п. 35.3. У нас имеются некоторые эвристические соображения относительно условий на обоих концах (40:3) (см. выше). Любая точка г) из (40:3) в некотором смысле окружена этими концевыми точками. Точнее говоря, она является их центром тяжести при подходящих весах этих точек х). Замечания, сделанные выше, применяются снова: хотя это построение описывает все игры (40:3) в виде комбинаций крайних случаев (40:В), (40:С), тем не менее неизвестно, могут ли быть стратегии исходной игры получены непосредственно из стратегий крайних игр. Наш опыт в случае игры четырех лиц с нулевой суммой говорит сам за себя.

Имеется, однако, и другая аналогия с играми четырех лиц, дающая некоторые эвристические соображения. Число параметров в нашем случае такое же, как для игр четырех лиц с нулевой суммой, симметричных относительно игроков 1, 2, 3; мы теперь имеем единственный параметр г, пробегающий интервал

(40:3) -4т!2,

а упомянутые игры имели параметр хи изменяющийся в (40:4) - 1х,12).

Эта аналогия между полностью симметричной игрой пяти лиц и 1, 2, 3-симметричной игрой четырех лиц пока чисто формальная. Однако в ней скрывается более глубокий смысл. Чтобы увидеть это, поступим следующим образом.

40.3.2. Рассмотрим симметричную игру пяти лиц, где ц принадлежит интервалу (40:3). Модифицируем теперь эту игру, объединяя игроков 4 и 5 в одно лицо, т. е. в игрока 4. Обозначим новую игру через Г. Важно понять, что Г - совершенно новая игра: мы не утверждали, что в Г игроки 4 и 5 будут обязательно действовать совместно, т. е. составят коалицию, и т. п., или что имеются какие-то общие стратегические при-

1) Читатель легко сможет вывести это представление в смысле замечания на стр. 319 с помощью наших уравнений (40:1), (40:2) в п. 40.1.2.

2) См. п. 35.3.2. В представлении на кубе Q, использованного там, xt = х2 = х3.



чины, которые мотивировали образование именно такой коалиции 1). Мы заставили игроков 4 и 5 объединиться; мы сделали это в результате изменения правил игры и тем самым заменой игры Г на игру Г.

Итак, Г - это симметричная игра пяти лиц, а Г - 1,2, 3-симметрич-ная игра четырех лиц 2). По данному г) для Г мы хотим определить хх для Г, для того, чтобы определить соответствие между (40:3) и (40:4). Затем мы будем исследовать, существуют ли, несмотря на все сказанное, какие-либо связи между стратегиями, т. е. между решениями игр Г и Г.

Характеристическая функция v (S) игры Г выражается непосредственно через характеристическую функцию v (S) игры Г. В самом деле:

v ((1)) = v ((1)) = -1, v ((2)) = v ((2)) = - 1,

v ((3)) = v ((3)) = -1, v ((4)) = v ((4, 5)) = - т

v((l, 2)) = v((l, 2))= -т, v((l, 3)) = v((l, 3))= т),

v((2, 3)) = v((2, 3))=-ть v((l, 4)) = v((l, 4, 5)) = t

v ((2, 4)) = v ((2, 4, 5)) = n, v ((3, 4)) = v (3, 4, 5)) -= tj,

v((l, 2, 3)) = v((l, 2, 3)) = r, v((l, 2, 4)) = v((l, 2, 4,5)) = 1,

3. 4)) = v((l, 3, 4, 5)) = 1, v((2, 3, 4)) = v((2, 3, 4, 5))=1

и, разумеется,

v(0) = v ((l, 2, 3, 4)) = 0.

В то время как игра Г была нормирована и редуцирована, игра Г не является таковой, и мы должны привести ее к такой форме, так как мы хотим вычислить для нее параметры х±, х2, х3, т. е. найти ее местоположение в кубе Q из п. 34.2.2.

Поэтому применим сначала формулы редуцирования из п. 27.1.4. Они показывают, что выигрыш игрока к - 1, 2, 3, 4 должен быть заменен величиной al, где

X = - V ((*)) + 4- К ((1)) + V ((2)) + v ((3)) + v ((4))}.

V = -т {V ((1)) + V ((2)) + v ((3)) + v ((4))}.

Следовательно,

< + < + < =

3(1-Л) 3 + г]

з-i-

2 5

Ясно, что здесь 7 -- = > 0 по (40:3); следовательно, игра является существенной. Нормировка осуществляется теперь делением доли каждого игрока на 7.

*) Это должно контрастировать с рассуждениями п. 36.1.2, где аналогичная комбинация двух игроков была составлена при таких условиях, что это объединение казалось стратегически оправданным.

2) Участники игры Г - это игроки 1, 2, 3, 4, 5, все равноправные в исходной игре Г. Участники игры Г - это игроки 1, 2, 3 и составной игрок (4, 5), т. е. игрок 4. Ясно, что 1, 2, 3 играют свою прежнюю роль, а 4 - другую.



Таким образом, для двухэлементного множества S = (t, 7) v (S) заменяется на

V (S):

V (5) + о? + а

Теперь простое вычисление дает нам

v ((l, 2)) = v ((l, 3)) = V((2, 3)) =

v ((l, 4)) = v ((2, 4)) = v ((3, 4)):

2(3ti-1) 3 + t)

2(3ii-l)

Эта характеристическая функция является нормированной и редуцированной формой, которая использовалась в п. 34.2 для представления в кубе Q. Равенства (34:2) из п. 34.2.1 вместе с приведенным выше выражением дают формулу х4 = х2 = xs - . При х1 = х2 = х3 это соотпо-шение можно также переписать в виде

(40:5)

(3-*,) (3 + л) = 10.

Теперь легко проверить, что (40:5) отображает т)-область (40:3) на ггобласть (40:4). Это отображение, очевидно, монотонно. Все подробности:


1 2 5

77: -- - L JL I 2 7 S 3 13

А ±

13 7

i 1

~ 1

-> gL 1

5 9 3

! А

! в\с\ в

2 ив 343 4 Рис. 46.

видны из рис. 45 и из таблицы соответствующих значений х{ и ц на рис. 46. Кривая на рис. 45 отвечает соотношению (40:5) в плоскости хи т). Ясног что эта кривая является гиперболой (ее дугой).

40.3.3. Наш анализ 1-, 2-, 3-симметричных игр четырех лиц завершился результатом, зафиксированным в п. 36.3.2: такие игры, т. е. диагональ /-центр-У/7/ в Q, представляющая их, делятся на пять классов А - Е, каждый из которых характеризуется определенным качественным типом решений. Расположение зон А - Е на диагонали /-центр-F /, т. е. на интервале - 1 :g х{ 5g 1, показано на рис. 44.

Полученные результаты наводят поэтому на мысль о рассмотрении соответствующих классов симметричных игр пяти лиц Г в надежде, что из сравнения каждого класса с классом 1,2,3-симметричных игр четырех лиц Г появятся некоторые эвристические соображения о нахождении их решений.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 [ 108 ] 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227