Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 [ 139 ] 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227

Доказательство. Если множество S принадлежит Lr, то оно линейное и, следовательно, заведомо не необходимо в силу (31 :F) из п. 31.1.5. Если S принадлежит Wr, то -S линейное и S Ф 0 (потому что 0 принадлежит Lr и, следовательно, не принадлежит Wr)- Поэтому S заведомо необходимо в силу (31:G) из п. 31.1.5.

Мы можем теперь выполнить сформулированное выше обещание относительно простых игр; фактически это можно сделать двумя различными путями.

(49:1) В любой простой игре Г все множества S из Wr заведомо

необходимы, а все другие заведомо не необходимы.

Доказательство. Комбинируем (49:Н) с тем фактом, что в простой игре Lr является точным дополнением Wr-

(49:J) В любой простой игре Г все множества S из Wr заведомо

необходимы, а все остальные множества заведомо не необходимы х).

Доказательство. Мы можем заменить Wr из (49:1) на его подмножество W т. е. перевести все S из Wr - Wr из заведомо необходимого класса в заведомо не необходимый, используя (31:С) из п. 31.1.3. Действительно, каждое S £ W г обладает подмножеством Т G W .

Из этих двух критериев, (49:1) и (49:J), последний более полезен. Их важность выявится при фактическом нахождении решений простых игр 2). Действительно, этот анализ простых игр дает возможность самого глубокого проникновения в теорию игр со многими участниками 3).

§ 50. МАЖОРИТАРНЫЕ ИГРЫ И ГЛАВНОЕ РЕШЕНИЕ

50.1. Примеры простых игр. Мажоритарные игры

50.1.1. Прежде чем двинуться\дальше, полезно привести несколько примеров простых игр, т. е. пар W и L из (49:F). Нам известно из п. 49.6.2, что достаточно рассмотреть W, характеризуемое утверждениями (49:W*).

Рассмотрим поэтому несколько возможных способов введения таких Wy т. е. возможные определения понятия выигрывания.

Принцип мажоритарности напрашивается как один из возможных способов определения выигрывания. Естественно определить W как семейство всех таких множеств S, которые содержат большинство игроков. Следует заметить, однако, что мы при этом доляшы исключить равенство: действительно, (49:W*:a) устанавливает для этого W, что для каждого множества S либо S, либо -S должно содержать большинство игроков; таким образом, исключается, что оба множества содержат точно половину игроков. Другими словами, общее число участников должно быть нечетным.

Таким обрааом, если п нечетно, то мы можем определить W как множество всех S с числом элементов больше чем п/2 4). Простую игру б),

г) Сравнение (49:1) и (49:J) показывает, что S из WT - одновременно заведомо необходимо и заведомо не необходимо. Это - другая иллюстрация замечания в конце замечания на стр. 293.

2) См. пп. 50.5.2 и 55.2.

3) См. пп. 55.2 - 55.11 и, в частности, общие замечания в § 54.

4) Так как минимальное целое число, большее чем /г/2, есть (п + 1)/2 (п нечетно) г мы можем говорить, что S должно иметь элементов не меньше чем (п + 1)/2.

5) Точнее, класс стратегически эквивалентных игр (с п участниками).



которая таким образом получается, будем называть чисто мажоритарной игрой.

Наименьшим п, для которого такая игра может быть построена г), является 3. Известно, что существует только одна существенная игра 3 лиц, и для нее W состоит из двух- и трехэлементных множеств, т. е. множеств с числом элементов, большим чем 3/2. Таким образом, мы видим:

(50:А) Единственная существенная игра трех лиц является простой; это - чисто мажоритарная игра трех участников.

Для дальнейших возможных п (т. е. п = 5, 7, ...) чисто мажоритарная игра оказывается лишь одной из многих возможностей.

50.1.2. Чисто мажоритарная игра возможна только при нечетных щ но простые игры существуют также и для четных п. Действительно, для нашего прототипа простой игры (см. пп. 48.1.2, 48.1.3) было п = 4.

Однако понятие мажоритарное легко распространяется на случай четных п. Введем для этого понятие взвешенного большинства. Пусть v каждому игроку 1, . . . , п приписан численный вес, скажем соответственно Wi, . . . , wn. Определим W как множество всех таких S, которые содержат большую часть общего веса. Это означает следующее:

(50:1) S>y2

i£S г=1

или, что то же самое,

(50:2) 2 wt> 2 wt.

i£S i£-s

Мы должны снова позаботиться об исключении ничейного случая. Однако благодаря большей общности нашего данного построения лучше непосредственно перейти к полному рассмотрению (49:W*).

50.1.3. Рассмотрим, следовательно, какие ограничения накладывает (49:W*) на числа wi9 . . . , wn.

(49:W*:a). Так как мы можем выразить принадлежность S к W посредством неравенства (50:2), множество -S будет принадлежать W, если

(50:3) 2 т< 2 Щ.

Итак, (49:W*: а) означает, что выполняется одно и только одно из двух соотношений (50:2) и (50:3). Это означает, очевидно, что никогда не выполняется

(50:4) 2= 2 т

i£S i£-S

или, в эквивалентной форме, что никогда не выполняется

(50:5) 3>i=t2 Wi-

i£S i=l

(49:W*:b). Используя определение W в форме (50:1), мы видим, что это условие выполняется, если все wt 0 2).

х) То есть число, которое нечетно и для которого игра может быть существенной. 2) Это, конечно, вполне правдоподобное условие. Удивительно здесь то, что мы не требуем, чтобы wt >> 0, т. е. что мы можем допустить существование нулевых весов.



(49:W*:c). Снова используя (50:1), мы видим, что /=(1,2, . . . , п) принадлеяшт W. Для произвольного п - 1-элементного множества S = = I - (i0) условие (50:1) означает, что

п i=l

Суммируя сказанное выше, мы получаем (50:В) Веса wu ..., wn могут использоваться в (50:1) или (50:2)

для задания W, удовлетворяющего (49:W*), тогда и только тогда,

когда выполняются следующие условия: (50:В:а) Для всех i0 = 1, . .., п

п г=1

<50:В;Ь) Для всех SI

1 V Л

Ziwi=YZiWi

i£S i=l

Иными словами, игрок всегда имеет неотрицательный вес, который никогда не достигает половины общего веса и не превосходит ее; никакая комбинация игроков не обладает точно половиной общего веса 1).

Простую игру, которая получена на основе такого W 2), будем называть взвешенной мажоритарной игрой (п участников с весами Wi, . . . . . . , wn). Мы будем также обозначать эту игру символом [wi, . . . , wn].

Таким образом, чисто мажоритарной игре приписывается символ

[1, 1].

Следует заметить, что игра четырех лиц, соответствующая вершине / куба Q, которая рассматривалась в пп. 48.1.2 и 48.1.3, может быть описана как взвешенная мажоритарная игра. Действительно, принцип выигрывания, найденный в п. 48.1.3, может быть выражен тем, что игрокам 1, 2, 3 придается один и тот же вес, а игроку 4 двойной вес. Это значит, что такой игре следует приписать символ [1, 1, 1, 2].

50.2. Однородность

50.2.1. Введение мажоритарных игр и описывающих их символов [iVi, . . ., wn] является известным шагом в направлении количественной (числовой) классификации и характеризации простых игр. Есть все основания думать, что полное осуществление такой программы было бы желательным. Простота была определена в комбинаторных, теоретико-множественных терминах, и следует ожидать, что числовая характеризация облегчит обращение с ними. Такая характеризация обычно облегчает более исчерпывающее, количественное понимание рассматриваемого понятия. Кроме того, в стоящей перед нами проблеме мы в конце концов ищем решения, которые определяются численно, и поэтому представляется вероятным, что числовая характеризация будет соответствовать им более прямо, чем комбинаторная.

2) Первое требование устраняет трудности из п. 49.2, второе - исключает равенство.

2) Точнее, класс стратегически эквивалентных игр.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 [ 139 ] 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227