Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227

с нездоровой практикой применения так называемых теорий к экономическим и социальным реформам, где они никоим образом не могут быть полезными.

Мы считаем, что необходимо знать как можно больше о поведении индивидуума и о простейших формах обмена. Эта точка зрения была в действительности принята с примечательным успехом основателями школы маргинальной полезности, но тем не менее она не является общепринятой. Экономисты часто нацеливаются на более широкие, более животрепещущие проблемы и отмахиваются от всего, что мешает им высказывать утверждения относительно этих проблем. Опыт более развитых наук, например физики, показывает, что подобное нетерпение только тормозит продвижение вперед, включая продвижение в исследовании этих животрепещущих проблем. Нет никаких оснований предполагать существование коротких путей.

1.4. Заключительные замечания

1.4. Важно осознать, что экономисты не могут надеяться на более легкую судьбу, чем та, которая постигла ученых других специальностей. Представляется разумным ожидать, что они должны будут прежде всего рассмотреть проблемы, заключающиеся в самых простых фактах экономической жизни, и пытаться построить теории, объясняющие их и действительно соответствующие нормам научной строгости. Мы можем иметь достаточную уверенность в том, что, начав с этого, экономическая наука будет развиваться дальше, постепенно охватывая области, все более значительные по сравнению с теми, с которых нужно начинать

Область, охватываемая этой книгой, весьма ограничена, и мы подходим к ней со всей скромностью. Мы совершенно не заботимся о том, согласуются ли результаты наших исследований со взглядами, высказанными недавно или принятыми в течение долгого времени, ибо по-настоящему важным является постепенное развитие теории, основанное на тщательном анализе обычной, повседневной интерпретации экономических фактов. Этот предварительный этап по необходимости является эвристическим. Иначе говоря, он состоит в переходе от нематематических правдоподобных рассмотрений к формальному математическому аппарату. Полученная в результате теория должна быть математически строгой и концептуально целостной. Ее первые приложения необходимо должны ограничиваться элементарными задачами, в которых окончательный результат не подвергается никакому сомнению и где фактически никакой теории не требуется. На этом раннем этапе приложения служат лишь для подтверждения теории. Следующий этап начинается, когда теорию применяют к несколько более сложным ситуациям; здесь теория уже в определенных пределах может вывести за рамки очевидного и привычного. И уже вслед за этим простирается область подлинного успеха - правильные теоретические предсказания. Хорошо известно, что все математизированные науки прошли через эти последовательные этапы развития.

х) Подобное начало имеет и определенный практический смысл, поскольку формы обмена между несколькими индивидуумами в точности совпадают с теми, которые наблюдаются на некоторых важнейших рынках современной промышленности или же при товарообмене между странами в международной торговле.



§ 2. КАЧЕСТВЕННОЕ ОБСУЗВДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

2.1. Проблема рационального поведения

2.1.1. Основным предметом экономической теории является весьма сложный механизм цен и производства, а также получения и распределения доходов. В ходе развития экономики было обнаружено - и это является теперь почти общепризнанным,- что один из подходов к этой обширной проблеме состоит в анализе поведения индивидуумов, образующих экономическое сообщество. Этот анализ был продвинут довольно далеко во многих отношениях; и хотя все еще имеется немало разногласий, важность этого подхода несомненна, вне зависимости от того, насколько большие трудности могут здесь встретиться. Препятствия эти несомненно значительны, даже если ограничить объект исследования на первых порах экономической статикой. Одна из основных трудностей лежит в правильном описании предположений, которые должны быть сделаны относительно побудительных мотивов индивидуума. Традиционная постановка этой проблемы заключалась в предположении, что потребитель желает получить максимум полезности или удовлетворения, а предприниматель - максимум прибыли.

Принципиальные и практические трудности, связанные с понятием полезности и, в частности, с попытками представить ее числом, хорошо известны, и их рассмотрение не принадлежит к основным целям настоящей работы. Тем не менее в некоторых случаях мы будем вынуждены рассмотреть их, в частности в п.п. 3.3 и 3.5. Оговорим сразу же, что исходные позиции настоящей книги по этому весьма важному и весьма интересному вопросу будут в основном приспособленческими. Мы хотим сосредоточиться на одной задаче, которая не является задачей измерения полезно-стей и предпочтений, и поэтому мы будем пытаться в разумных пределах максимально упростить все другие характеристики. С этой целью мы предположим, что целью всех участников экономической системы - как потребителей, так и предпринимателей - являются деньги или, чтб эквивалентно, некоторый единый монетарный товар. Последний предполагается неограниченно делимым и заменимым, свободно передаваемым и тождественным (даже в количественном смысле) с любым удовлетворением или полезностью , которых желает каждый участник. (По поводу количественного характера полезности см. упоминавшийся выше п. 3.3.)

В экономической литературе иногда высказывается мнение, что обсуждение понятий полезности и предпочтения является совершенно ненужным, так как эти определения являются чисто словесными и не имеют эмпирически наблюдаемых последствий, иначе говоря, они являются просто тавтологическими. Нам не кажется, что эти понятия в количественном отношении стоят ниже таких общепринятых и бесспорных физических понятий как сила, масса, заряд и т. п. Это значит, что, хотя в своей первоначальной форме они и являются просто определениями, они становятся объектом эмпирического контроля через посредство теорий, которые строятся на их основе,- и только таким путем. Таким образом, понятие полезности поднимается над уровнем простой тавтологии посредством тех экономических теорий, которые используют это понятие, и результаты которых можно сравнивать с данными опыта или хотя бы со здравым смыслом.



2.1.2. Мы говорим, что индивидуум, пытающийся получить эти соответствующие максимумы, действует рациональным образом. Однако можно с уверенностью сказать, что в настоящее время не существует удовлетворительного рассмотрения вопросов рационального поведения. Может существовать, например, несколько путей достижения оптимальной позиции; они могут зависеть от осведомленности и понимания индивидуума, а также от имеющихся в его распоряжении способов действия. Анализ всех этих вопросов в качественных терминах не исчерпает их, поскольку из них, очевидно, вытекают количественные соотношения. Поэтому необходимо сформулировать их в количественных терминах так, чтобы принять во внимание все элементы качественного описания. Это исключительно трудная задача, и мы можем уверенно утверждать, что в обширной литературе по данному вопросу она не доведена до конца. Основная причина этого лежит, несомненно, в неудачных попытках развития и применения подходящих для этой модели математических методов; при этом выяснилось бы то, что задача максимизации, которая предполагается отвечающей понятию рациональности, отнюдь не формулируется недвусмысленным образом. Действительно, более детальный анализ (который будет проведен в пп. 4.3-4.5) показывает, что существенные соотношения гораздо более сложны, чем это отражено в общепринятом и философском использовании слова рациональный .

Полезное предварительное качественное описание поведения индивидуума дается австрийской школой, в частности, при анализе экономики изолированного Робинзона Крузо . Мы будем иметь также случай отметить некоторые рассуждения Бем-Баверка, касающиеся обмена между двумя или более лицами. Более позднее изложение теории выбора индивидуума в форме анализа кривых безразличия основывается на точно тех же или на малодостоверных фактах, но использует метод, который часто принято считать во многих отношениях более совершенным. По этому поводу мы отсылаем читателя к рассмотрениям в пп. 2.1.1 и 3.3.

Мы надеемся, однако, добиться реального понимания проблемы обмена, изучая ее с совершенно иной позиции, иначе говоря, с точки зрения стратегической игры . Наш подход вскоре станет ясным, особенно после того, как некоторые идеи, развивавшиеся, скажем, Бем-Баверком, взгляды которого можно рассматривать только как прототип настоящей теории, получат правильную количественную формулировку.

2.2. Экономика Робинзона Крузо и экономика общественного обмена

2.2.1. Рассмотрим подробнее тот тип экономики, который описывается моделью Робинзона Крузо . Она представляет собой экономику одного;изолированного индивидуума, илидже нечто, управляемое единой волей. Такая экономика имеет дело с определенными количествами предметов и рядом желаний, кбторые они должны удовлетворять. Задача состоит в получении максимального удовлетворения. В действительности она представляет собой - с учетом, в частности, сделанного нами выше предположения о численном характере полезности - обычную задачу максимизации. Ее трудность зависит, очевидно, от числа переменных и от характера функции, подлежащей максимизации; однако эта трудность является более практической, нежели теоретической *). Если

2) Для дальнейшего не имеет значения выяснение полноты теории во всех ее аспектах. 1



1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227