Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 [ 36 ] 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227

самого утверждения, которое мы уже получили. Действительно, то, что мы утверждаем:

Vi v2,

совпадает с (13:А*) в п. 13.4.3 (где ф, хя у соответствуют нашим 5i\ ти т2).

Вместо того, чтобы рассматривать v4 и v2 в качестве значений для двух игр Г4 и Г2, отличных от Г, мы можем связать их с самой игрой Г при соответствующих предположениях относительно интеллекта игроков 1 и 2.

Действительно, правила игры Г предписывают, чтобы каждый игрок делал свой выбор (свой собственный ход) при полном неведении о выборе своего противника. Тем не менее возможно, что один из игроков, скажем 2, раскрывает своего противника, т. е. что он как-то получил информацию о его стратегии х).

Мы не будем касаться вопроса об источнике этой информации; им может быть (но не обязательно будет) опыт, накопленный в предыдущих партиях. Во всяком случае, мы предполагаем, что игрок 2 такой инфор-цией обладает. Возможно, конечно, что в этой ситуации игрок 1 изменит свою стратегию, но мы опять предположим, что по каким-то причинам он не делает этого2). При этих предположениях мы можем говорить, что игрок 2 раскрыл своего противника.

В этом случае условия в Г становятся точно такими же, как и в Г4, и, следовательно, все рассуждения п. 14.3.1 применимы дословно. Аналогично можно представить себе противоположную возможность, что игрок 1 раскрыл своего противника. Тогда условия в Г становятся точно такими же, как в игре Г2, и, следовательно, все рассуждения п. 14.3.3 применимы дословно.

В свете изложенного выше мы можем сказать следующее. Значение партии игры Г является определенной величиной, если делается одно из следующих двух крайних предположений: или что игрок 2 раскрывает своего противника, или что игрок 1 раскрывает своего противника. В первом случае значение партии есть v4 для 1 и -v4 для 2, во втором случае значение партии есть v2 для 1 и -v2 для 2.

14.4.2. Эти рассуждения показывают, что если значение партии самой игры Г (без каких-либо дальнейших ограничений или модификаций) вообще может быть определено, то оно должно лежать между значениями Vi и v2. (Мы имеем в виду значение для игрока 1.) То есть если мы обозначим через v значение партии для игры Г (для игрока 1), то должно быть

Vi v v2.

Длина этого интервала, в котором может находиться v, есть

A = v2 - ViO.

В то же время А выражает преимущество, которого добивается (в игре Г) игрок, раскрыв своего противника вместо того, чтобы быть раскрытым самому 3).

х) В игре Г, которая является игрой в нормальной форме, стратегия есть просто фактический выбор при единственном индивидуальном ходе игрока. Вспомнив, как эта нормальная форма получается из первоначальной позиционной формы игры, мы убедимся, что этот выбор в точности соответствует стратегии в первоначальной игре.

2) По поводу интерпретации всех этих предположений см. п. 17.3.1.

3) Отметим, что это выражение для преимущества в игре Г применимо к обоим игрокам. Преимущество для игрока 1 равно v2 - v4, для игрока 2 оно равно ( -Vi) - (-v2), и оба выражения равны друг другу, т. е. равны А.



Далее, игра может быть такой, что неважно, какой игрок раскрыл своего оппонента, т. е. что получаемое преимущество при этом равно нулю. В соответствии со сказанным выше, это может быть в том и только в том случае, когда

Д = 0

или, что то же самое, когда

Vi = v2.

Или, если мы заменим v4 и v2 выражениями, которые их определяют, max min Ж (ть т2) = min max Ж (т4, т2).

Если игра Г обладает этими свойствами, то будем называть ее вполне определенной.

Последняя форма этого условия требует сравнения с (13:3) в п. 13.3.1 и с рассуждениями в пп. 13.4.1-13.5.2 (снова ф, хж у там соответствуют нашим Ж, тит/г). Действительно, утверждение (13:В*) в п. 13.4.3 говорит, что игра Г вполне определена тогда и только тогда, когда существует седловая точка функции Ж (г4, т2).

14.5. Анализ полной определенности

14.5.1. Предположим, что игра Г вполне определена, т. е. что существует седловая точка функции Ж (г4, т2).

В этом случае анализ в п. 14.4.2 вселяет надежду, что станет возможным интерпретировать величину

v = vt = v2

как значение партии для Г (для игрока 1). Вспоминая определения у4и v2 и определение седловой точки в п. 13.4.3 и используя (13:С*) в п. 13.5.2, мы видим, что последнее равенство может быть записано как

v = max min Ж (т4, т2) = min max Ж (т4, т2) = SaTl/t23f (тА, т2).

Ti Т2 Т2 х1

Повторяя шаг за шагом то, что делалось в конце п. 14.3.1 и в конце п. 14.3.3, нетрудно установить, что v можно интерпретировать как значение партии для Г (для игрока 1).

В частности, (14:А:с), (14:A:d), (14:А:е), (14:В:с), (14:B:d), (14:В:е) из п. 14.3.1 и п. 14.3.3, где они применялись к Г4 и Г2 соответственно, теперь могут быть получены для Г. Начнем с того, что воспроизведем утверждение, эквивалентное (14:A:d) и (14:B:d) г):

(14:C:d) Игрок 1 может, играя надлежащим образом, обеспечить себе выигрыш £2: v независимо от того, что делает игрок 2.

Игрок 2 может, играя надлежащим образом, обеспечить себе выигрыш -v независимо от того, что делает игрок 1.

Для того чтобы доказать это, мы снова образуем множество А из (14:А:а) в п. 14.3.1 и множество В из (14:В:а) в п. 14.3.3. Они являются фактически множествами Аф, В® из п. 13.5.1 (ф соответствует нашей Ж). Мы повторяем:

х) Здесь (а) - (f) появляются в необычном порядке, так как нумерация основывается на пп. 14.3.1 и 14.3.3, а рассуждения в этих пунктах шли по несколько иному пути.



(14:D:a) А есть множество тех т1? для которых minG%b(t1, т2) дости-гает своего максимального значения, т. е. для которых minS?,(t1, т2) = max min Ж (т4, t2) = v.

Т2 %1 %2

(14:D:b) В есть множество тех т2, для которых шдхЖ {хи т2) достигает своего минимального значения, т. е. для которых тахе(т1? т2) =minmax(2%T (t4, t2) = v.

Теперь легко доказывается утверждение (14:C:d). Пусть игрок 1 выбирает т4 из А. Тогда, независимо от действий игрока 2 (т. е. для каждого т2), мы имеем Ж (ть т2) min Ж (т4, т2) = v,

т. е. выигрыш игрока 1 v.

Пусть игрок 2 выбирает т2 из В. Тогда, независимо от действий игрока 1 (т. е. для каждого т, мы имеем Ж (т4, t2)5gmaxe%r (т4, т2) =

= v, т. е. выигрыш игрока Ivh, таким образом, выигрыш игрока 2

-v.

Это завершает доказательство.

Теперь перейдем к утверждению, эквивалентному (14:А:е) и (14:В:е). Действительно, (14:C:d) эквивалентно можно сформулировать так:

(14:С:е) Игрок 2, играя соответствующим образом, может добиться того, что выигрыш игрока 1 будет g v, т. е. может воспрепятствовать ему выиграть > v независимо от его действий.

Игрок 1, играя соответствующим образом, может добиться того, что выигрыш игрока 2 будет g -v, т. е. воспрепятствовать ему выиграть > -v независимо от его действий. (14:C:d) и (14:С:е) вполне устанавливают нашу интерпретацию v, как значения партии для Г для игрока 1 и -v для игрока 2.

14.5.2. Рассмотрим теперь эквиваленты утверждений (14:А:а),

(14:А:Ь), (14:В:а), (14:В:Ь).

Благодаря (14:C:d) в п. 14.5.1 разумно определять оптимальный способ игры игрока 1 в игре Г как способ, гарантирующий ему выигрыш, больший или равный значению партии для 1, независимо от действия 2, т.е. выбор т4, для которого Ж (т4, t2)v при всех т2. Эквивалентно это можно записать как min Ж (т4, т2)) v.

Далее, всегда верно

min Ж (т4, т2) max min Ж (т4, т2) = v.

2 Tl Т2

Следовательно, высказанное выше условие для т4 превращается в min Ж (ti, т2) = v, т. е. (благодаря (14:D:a) в п. 14.5.1) т4 принадле-

жит А.

С другой стороны, ввиду (14:C:d) в п. 14.5.1 разумно определять оптимальный способ игры для игрока 2 в игре Г как способ, гарантирующий ему выигрыш, больший или равный значению партии для 2, независимо от действий 1, т. е. выбор т2, для которого - Ж (т4, т2) - v при всех т4. Это значит, что Ж (т4, т2) rg v для всех т4. В эквивалентной форме это можно записать как max Ж (т4, t2)rgv.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 [ 36 ] 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227