Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [ 41 ] 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227

Достаточно ограничиться рассмотрением игры Г4 (см. начало п. 14.3.4), к чему мы и перейдем.

Для игры Ti будем пользоваться обозначениями %v %2, Ж (т, т2) и v, v2, а соответствующие понятия для игры Г будем обозначать через т4, т2, Ж (т4, т2), Vi, v2.

Стратегия игрока 1 в игре Г4 состоит в выборе (фиксированного) значения Ti (=1, . . ., Pi), в то время как стратегия игрока 2вГА состоит в выборе значения т2 (= 1, . . р2) в зависимости от выбора ть Ti (=1, . . ., Pi) *). Таким образом, т2 является функцией от т4: т2 = = J2 (Ti).

Таким образом, %[ есть т1§ тогда как т2 соответствует функциям J2, а Ж (%[, т2) превращается в Ж (т1? J2 (т4)). Поэтому

y[ = max m i n Ж (т J2 (т4)),

v min max Ж (tlf J2(t4)). Ji *i

Следовательно, утверждение о полной определенности игры Г1? т. е. о равенстве v = v2, полностью совпадает с равенством (13:Е) из п. 13.5.3; для этого достаточно заменить х, и, / (#), if) (#, / (ж))] соответственно на т4, т2, J2 (т4), Ж (Ti, J2 (тО).

Эквивалентность результата п. 13.5.3 и полной определенности игры Г4 делает понятным значимость его для дальнейших рассмотрений. Г4 является очень простым примером игры с полной информацией,- эти игры становятся теперь конечной целью наших исследований (см. конец п. 15.3.2). Первый ход в игре Г4 - точно такого же типа, как и тот, который нам теперь нужно рассмотреть: он личный и принадлежит игроку 1, т. е. ki = 1 2).

15.5. Точное исследование индуктивного перехода (продолжение)

15.5.1. Рассмотрим теперь случай, когда /Ь± = 1, т.е. когда М± есть личный ход игрока 1.

Стратегия 2J1 игрока 1 в Г состоит, очевидно, из указания фиксированного значения aj (= 1, . . ., a4), а также фиксированной стратегии

So/i1 2)> т е- 2Tl соответствует парам aj, xQyV

Стратегия 2 J2 игрока 2 в Г состоит в выборе стратегии 2/22 игрока 2 в Гао при всех значениях переменной о\ = 1, . . ., а4. Тем самым тао/2 оказывается функцией от aj: Tao/i = J2 (aj), т. e. 2J2 соответствует функциям J2, и, очевидно,

gr(tl, т2) = ЗГ0о(тао/2, J. )). Поэтому наша формула для v4 дает.

max minoo, J2 (aj)) - max max min 3£оо (тоо/г J2(oJ)). а?,таоу1 СГг tao71 0J 2

x) Это интуитивно очевидно. Переформулировав определение п. 14.2 на языке разбиений и множеств и используя определения из п. 11.1.1 и (11 :А) из п. 11.1.3, читатель может провести формальный вывод. .

Существенно то, что в Г4 личный ход игрока 1 предшествует ходу игрока 2.

2) См. сноску 1 на стр. 145 и предыдущую сноску.



Из равенства (13:G) в п. 13.5.3 мы получаем заменой х, и, / (#) и *ф (#, у) соответственно на aj, rao/2, J2(aJ) и &Рао(т:аоп, j)1)

тахттЗГао(т J2 (aj)) =max minT 0/1, to).

Далее имеем

Vi = maxmaxminSSrao(Tao/lf *<#/2) =

= maxmaxminSFao (та?/1§ Tmaxv,.

<*? V/1V/2 <*l

Формула для v2 дает нам2)

v2 = min max Жао (xaofi, J2 (oj)) = J* A Ta?/i = min max max ЗГо {a\/vCf% (<??))

Теперь

min max max о (т f/1, J2 (aj)) = 2 a? *aS/1

= maxminmax,ao (y., J2(aJ)) = maxminmaxo (тао т£о/2)

следует из (13:E) и (13:G) из п. 13.5.3; достаточно только заменить и, f(x), $(х, и) на oj, тао/2, J2(orJ), тахЗГо (тао/4, гао/2)3). Следовательно,

v2 == max min max Жсо (xao/v тао/2) = max vao/2.

Резюмируя (и заменяя aj на aA), мы получаем (15:4) Vi = maxvai/i,

(15:5) v2 = maxvai/2.

15.5.2. Рассмотрим, наконец, случай к\ = 2, при котором ход Jlf принадлежит игроку 2.

Перемена ролями игроков 1 и 2 сводит этот случай к предыдущему.

*) В этом случае т 0 следует понимать как константу. Этот шаг, очевидно, три-

Gi/1

виален - см. приведенную выше аргументацию.

°) В отличие от п. 15.4.2, здесь наблюдается существенное различие в толковании смысла Vi и v2.

3) т о исключается операцией максимизации max. Этот шаг не тривиален. Он

ai/1 V/i

использует (13:Е) из п. 13.5.3 и является существенным результатом этого пункта, как отмечается в п. 15.4.3.



(15:8) Mffa)-

Тогда

2 аЫ/Ы при Л4 = 0,

ai=l

max / (сх4) при kt = 1,

min/(a4) при &4 = 2.

Vfe = М\уо1/к при к = 1, 2.

Подчеркнем некоторые простые свойства введенных операций Mq\. Во-первых, Мо\ связывает переменную о4 : М%[ / (di) не зависит более от о4. Для kt = 1, 2, т. е. для max, min, это было обнаружено

CTl CTl

в п. 13.2.3. Для ki = 0 это очевидно; эта операция, таким образом, аналогична операции интегрирования, упомянутой в качестве иллюстрации в сноске 1 на стр. 117.

Во-вторых, Мо{ явно зависит от игры Г. Это очевидно, поскольку Ма\ зависит от kt, а о4 принимает значения 1, . . ., а4. Дальнейшая зависимость появляется ввиду использования рх (1), . . ., р4 (а4) в случае ki = 0.

В-третьих, зависимость Yh от vGi/k одна и та же при к = 1, 2 для всех значений &4.

Мы закончим замечанием, что можно было бы легко сделать эти фор-

мулы - охватывающие математическое ожидание 2 Р\ (ai) / (ai) Для СЛУ

чайного хода, максимум для личного хода первого игрока и минимум для хода его противника - достаточно правдоподобными при помощи чисто словесных (нематематических) рассуждений. Тем не менее представляется необходимым дать точное математическое описание, чтобы полностью отдать должное роли v4 и v2. Чисто словесная аргументация, которая могла бы это осуществить, неизбежно окажется настолько сложной (если вообще понятной), что не будет представлять большой ценности.

15.6. Результат для случая полной информации

15.6.1. Возвратимся к ситуации, описанной в конце п. 15.3.2, и примем все упомянутые там допущения; предположим, что игра Г является игрой двух лиц с нулевой суммой с полной информацией. Вместе с формулой (15:8) из п. 15.5.3, обеспечивающей индуктивный переход, приведенная

Как было показано в п. 14.6, эта перемена приводит к замене v4 и v2 на -v2 и -Vi и, следовательно, vai/4 и vai/2 на -vGl/2 и -vai/i. При подстановке полученных после замены значений в формулы (15:4) и (15:5) становится очевидной замена шах на min, и мы получаем

(15:6) v4 = min vai/4,

(15:7) v2 = min vai/2.

15.5.3- Формулы (15.2)-(15:7) из пп. 15.4.2, 15.5.1 и 15.5.2 можно объединить следующим образом.

Для произвольной функции / (а4) переменной а4 (= 1, . . ., а4) определим операции М%\, &4 = О, 1, 2, полагая



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [ 41 ] 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227