Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 [ 42 ] 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227

там схема даст нам возможность определить некоторые важные свойства игры Г.

Докажем прежде всего, не вдаваясь в дальнейшие подробности, что игра Г вполне определена. Доказательство проведем полной индукцией по длине игры v (см. п. 15.1.2). Оно будет состоять в доказательстве двух утверждений:

(15:С:а) Это справедливо для игр минимальной длины, т. е. для случая v = 0.

(15:С:Ь) Из того, что это справедливо для игр длины v - 1 при некотором v =1, . . ., 2, . . ., следует его справедливость для игр длины V.

Доказательство (15:С:а). Если длина игры Г равна нулю, то игра не содержит ни одного хода и состоит в выплате игрокам 1 и 2 некоторых фиксированных сумм w и -w г). Следовательно, р4 = 32 =.1> Xi = х2 =1, Ж (ti, т2) =w2), и, таким образом,

Vi = v2 = w;

т. е. игра Г вполне определена, и v == w 3).

Доказательство (15:С:Ь). Пусть Г имеет длину v. Тогда каждая из игр Га1 имеет длину v - 1. Следовательно, по предположенному игры Га1 вполне определены. Поэтому vai/i = vai/2. Теперь формула (15:8) из п. 15.5.3 показывает 4), что v4 = v2. Следовательно, игра Г также вполне! определена, и доказательство завершено.

15.6.2. Перейдем теперь к более подробному и явному выводу равенства v4 = v2 = v для игры Г. Для этого нам не понадобится даже результат п. 15.6.1.

Составим, как мы это делали в конце п. 15.3.2, последовательность игр

(15:9) Г, Г, Га1)(72, Гаь о2, стз> Vb... <jv 5)

длины которых соответственно равны

v, V - 1, V -2, . .., 0. Обозначим величины v4 и v2 для этих игр через

Vfe, vai/fe, vai, (j2/fe, vais аг,.. ., crv/k

Для проведения индуктивного перехода, описанного в конце п. 15.3.2, применим формулу (15:8), заменив при любом к =1, . . ., v выражения ai, Г, Г01 из п. 15.5.3 на а , Гаь .... ок ±, TGl.....<Vi V Тогда

kt из п. 15.5.3 относится к первому ходу в Гаь а 4, т. е. к ходу оМу игры Г. Поэтому его удобно обозначить через кн(ои . . ., 0Х 4) (см. п. 7.2.1). Следовательно, заменяя М*\ из п. 15.5.3, сконструируем

х) См. игру из замечания на странице 102 или Г - - из п. 15.3.1. В тер-

минах разбиений и множеств (10:l:f), (10:ljg) из п. 10.1.1 показывают, что при v=0 множество Q содержит только один элемент я. Таким образом, w = Si (я), -w = 2 (я) играют указанную выше роль.

2) То есть каждый игрок имеет по одной стратегии, состоящей в том, чтобы ничего не делать.

3) Это, разумеется, очевидно. Существенным шагом является (15:С:Ь).

4) См. замечание в конце п. 15.5.3. Формула при любых значениях к± одна и та же для к = 1, 2.

5) См. сноску 3 на странице 144.



операцию MG На этом пути мы получим

(15:10) v0lf..., o/k = А*£*(<ТЬ Ч*...., crx/fc Для Л = 1, 2.

Рассмотрим теперь последний член последовательности (15:9), игру Гаь...,суу- Она подпадает под рассмотрение (15:С:а) из п 15.5.1; эта игра вовсе не содержит ходов. Обозначим единственную возможную в ней партию через л = я (о1? . . ., crv) х). Следовательно w в ней фиксировано 2) и равно 3Fi (я (аь . . ., crv))- Таким образом, мы получаем

(15:11) vaif...>av/i = v(yif...f(yv/2 = ri(Ji(alf av)).

Применим теперь (15:10) при x = v к (15:11; и далее последовательно к к = у- 1, 2, 1. Таким способом мы получим

(15:12) Vl = v3 = v = M(ai) ... Jlf£(ei ffv-l)jF1(n(<rJ, <rv)).

Это еще раз доказывает, что игра Г вполне определена и дает в то же время явное выражение для значения игры.

15.7. Применение к шахматам

15.7.1. Рассуждения п. 6.4.1 и утверждения п. 14.8 об играх двух лиц с нулевой суммой, в которых предварение эквивалентно предшествованию, т. е. об играх, в которых имеет место полная информация, теперь уже обоснованы. Мы ссылались там на распространенное мнение, что такие игры обладают некоторыми свойствами рациональности; теперь мы придали этой расплывчатой точке зрения точный смысл, показав, что такие игры вполне определены. Мы показали также, что это справедливо и для игр, содержащих случайные ходы,- факт, в меньшей степени основанный на общих соображениях .

В п. 6.4.1 были приведены примеры игр с полной информацией: шахматы (без случайных ходов) и трик-трак (со случайными ходами). Таким образом, для всех этих игр мы установили существование определенного значения (для партии) и определенных оптимальных стратегий. Однако существование таких стратегий доказано в абстрактном виде, и метод их построения в большинстве случаев слишком громоздок для эффективного применения 3).

В связи с этим стоит рассмотреть более подробно игру в шахматы.

Исходы игры в шахматы, т. е. множество значений функций из п. 6.2.2 или п. 9.2.4, ограничиваются тремя числами 1, 0, -1 4). Таким образом, функции &ь из п. 11.2.2 принимают те же значения, и, поскольку случайные ходы отсутствуют, то же самое верно и для функций Жъ. из п. 11.2.3 5). Далее мы будем пользоваться функцией Ж = Ж± из

г) См. замечания по поводу Г- - в п. 15.3.1.

cTi.....аг

2) См. (15.С:а) из п. 15.6.1, в частности, сноску 1 на стр. 150.

3) В основном это связано с тем, что v чудовищно велико. По поводу шахмат см. соответствующую часть замечания 1 на стр. 85. Фигурирующее там v* совпадает с нашим v; см. конец п. 7.2.3.

4) Это наиболее простой способ интерпретации понятий выигрыш , ничья , проигрыш .

5) Каждое значение Sft является также значением cFk, каждое значение при отсутствии случайных ходов является значением При наличии случайных ходов значением Жк была бы вероятность выигрыша минус вероятность проигрыша , т. е. некоторое число, лежащее между 1 и -1.



п. 14.1.1. Поскольку Ж принимает только значения 1, 0, -lt число (15.13) v = max пипрЖ1 (т4, т2) = minmax Ж (т1? т2)

Tl Т2 Т2 Ti

равно однохму из чисел

v = l,Off-1.

Мы предоставляем читателю провести простые рассуждения о том, что (15:13) означает следующее:

(15:D:a) Если v = 1, то игрок (белые) обладает стратегией, при которой он выигрывает независимо от действий второго игрока (черных).

(l5:D:b) Если v =*0, то каждый из игроков обладает стратегией, при которой он может гарантировать ничейный исход (или выигрыш) независимо от действий другого игрока.

(l5:D:c) Если v = - 1, то игрок2 (черные) обладает стратегией, при которой он выигрывает независимо от действий первого игрока (белых) *).

15.7.2. Мы видим, что если теория шахмат была бы уже полностью известна, то в эту игру было бы неинтересно играть. Эта теория показала бы, какая из трех возможностей (15:D:a), (15:D:b), (15:D:c) в действительности имеет место, и исход партии стал бы известен до начала игры: в случае (15:D:a) им был бы выигрыш белых, в случае (15:D:b) - ничья, и в случае (15:D:c) - выигрыш черных.

Однако наше доказательство, гарантирующее осуществление одного и* только одного из этих трех исходов, не дает практического метода отыскания истинного исхода. Такая относительная трудность делает необходимым использование неполных, эвристических методов игры, которые и составляют хорошую игру в шахматы; без этого в шахматах не было бы элементов неожиданности и борьбы.

15.8. Другой подход. Словесные рассуждения

15.8.1. Закончим этот параграф одним более простым и менее формальным подходом к нашему основному результату о том, что игра двух лиц с нулевой суммой с полной информацией всегда вполне определена.

Можно оспаривать доказательность приводимой аргументации; мы предпочитаем сформулировать ее как правдоподобное рассуждение, с помощью которого оказывается возможным приписать значение каждой партии любой игры Г указанного вида, и оставляем возможность ее критики. Мы не считаем необходимым показывать во всех деталях опровержение этой критики, поскольку мы получаем то яе значение для партии игры Г, что и в пп. 15.4-15.6, где было дано вполне строгое доказательство,

*) При наличии случайных ходов Ж (т т2) выражает превышение Берсяткссти выигрыша над вероятностью проигрыша . Игроки стремятся максимизировать или соответственно минимизировать это число, и строгая трихотомия, описанная в (15:D:a) - (15:D:c), вообще говоря, не получается.

Хотя трик-трак является игрой с полной информацией, содержащей случайные ходы, ее нельзя считать удачным примером для иллюстрации описанной выше возможности. Трик-трак играется с целью получения различных выигрышей, а не просто выигрыша , ничьей , проигрыша , т. е. возможные значения функции %Fh не ограничиваются числами 1, 0, -1.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 [ 42 ] 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227