Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 [ 52 ] 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227

как частная, билинейная природа К (£, т]) составляет основу приведенного в п. 17.6 доказательства равенства (17.9),

-у -у

Замечание. Билинейность К (£, г\) происходит оттого, что она является математическим ожиданием выигрыша. Представляется существенным, что линейность этой функции связана с существованием решения в том смысле, в котором мы его нашли. С математической точки зрения это открывает нам довольно интересные перспективы: можно исследовать, какие иные понятия, кроме математического ожидания , не будут противоречить нашему решению, т. е. получению результата п. 17.6 для игр двух лиц с нулевой суммой.

Понятие математического ожидания является фундаментальным со многих точек зрения. Его значимость с точки зрения теории полезности обсуждалась в п. 317.1.

17.7.2. При всей правдоподобности может показаться парадоксальным, -у -у

что функция К (£, т]) имеет более частный вид, чем ё% т2), несмотря на то что первая получена из второй с помощью процесса, имеющего все признаки обобщения: мы получили ее заменой понятия чистой стратегии на понятие смешанной стратегии, как это было описано в п. 17.2,

-у -у

т. е. заменой хх и т2 на £ и г].

Однако более пристальное рассмотрение разрешает этот парадокс.

-у -у

К (£, г]) является функцией очень частного вида по сравнению с (т4, т2), однако ее переменные имеют значительно более широкую область изменения, чем первоначальные переменные %х и т2. Действительно, т4 имеет

областью значений конечное множество 1, . . ., р4, тогда как \ изменяется во всем множестве Spv которое является (pi - 1)-мерной поверхностью в ргмерном линейном пространстве Spt (см. конец п. 16.2.2 и п. 17.2).

Аналогичное справедливо по отношению к т2 и т).

Замечание. Заметим, что вектор g == . . ., с компонентами gTl, где т4 = 1, . . ., Pi, также содержит т4; однако здесь имеется существенное отличие. В Ж (т1? т2) само Tt является переменной. В К Й, т]) переменной является £, в то время

как т4 оказывается как бы переменной внутри переменной. \ фактически является функцией от %i (см. конец п. 16.1.2), и эта функция как таковая является переменной

-у -у

в К (£, г)). То же относится и к т2, т].

Выразим то же в терминах тА итг : Ж (т4, т2) является функцией от т4 и/г2, в то

-у -у

время как К (£, г\) является функцией от функции от переменных ть т2 (т. е. тем, что в математике называется функционалом).

Среди точек из находятся точки, фактически соответствующие различным Ti из 1, . . ., Pi- Для каждого хх можно построить (как это

делалось в п. 16.1.3 и в конце п. 17.2) координатный вектор g = 6Т*, выражающий выбор стратегии 2** при исключении всех остальных стратегий. Таким же способом каждой чистой стратегии т2 из 1, . . ., р2

можно поставить в соответствие некоторый вектор г) из S$2. Для этого

-У -У

по данному т2 можно построить координатный вектор г) = 6Т2, выражающий выбор стратегии 2J2 с исключением всех остальных. Теперь очевидно, что

01 02

К (в*1, бТ2) = 2 S Г К* т2) &ritAit* = ЙГ (Tlf т2)!).

*) Смысл этой формулы очевиден; достаточно только вспомнить, как выборы

стратегий осуществляют 6 1ибТ2.



Таким образом, несмотря на свой частный вид, функция К (£, г]) содержит функцию Ж (Ti, т2) и поэтому является более общей. Она действи-

тельно шире, чем Ж (т, т2), поскольку не все п, имеют вид oTl, ot2, т. е. не все смешанные стратегии являются чистыми *). Можно сказать, что

К (£, г)) является продолжением Ж (хи т2) с более узкой области опреде-

-> -> -> ->

ления Ti, т2 (т. е. с STl, 8Т2) на более широкую область £, г) (т. е. на все S$v S$2): с области чистых стратегий на область смешанных стратегий.

Билинейность функции К (£, т) выражает лишь тот факт, что это продолжение осуществляется путем линейной интерполяции. То, что пришлось применить именно этот процесс, объясняется линейным характером математического ожидания 2).

17.7.3. Возвращаясь к равенствам (17:9) - (17:12), мы видим теперь, что можно следующим образом выразить справедливость (17:9) -(17:11) и неправильность (17:12).

(17:9) и (17:10) выражают тот факт, что каждый из игроков полностью защищен от раскрытия его стратегии противником в том случае, если

он пользуется смешанными стратегиями т вместо чистых тА, т2. (17:11) утверждает, что это остается в силе и в том случае, когда игрок, раскрывший стратегию противника, использует ть т2, в то время как противник

продолжает использовать т). Наконец, неверность (17:12) показывает,

что оба игрока - ив особенности тот, стратегия которого окажется

раскрытой,- не могут, вообще говоря, безнаказанно обойтись без исполь-

-> -у

зования смешанных стратегий г).

17.8. Исследование полной определенности в общем случае

17.8.1. Переформулируем содержание п. 14.5, как указывалось в конце п. 17.4, особо подчеркивая тот установленный в п. 17.6 результат, что всякая игра двух лиц с нулевой суммой Г вполне определена в общем.

Согласно этому результату мы можем определить

v = max min К (£, г]) = min max К (g, т]) = Sa >-> К (g, т]) I л л £

(см. также (13:С*) в п. 13.5.2 и конец п. 13.4.3).

Построим теперь по аналогии с множествами А и В в (14:D:a), (14:D:b) из п. 14.5.1 множества А и 5, являющиеся соответственно подмножествами Sfa и Sр2 Это будут множества Аф и Вч> из п. 13.5.1 (здесь ф соответствует нашему К). Таким образом, мы определяем:

(17:В:а) А есть множество тех £ 5, для которых min К (£, г\)

принимает свое максимальное значение, т. е. тех, для которых

-у -> -> -+

min К (£, т)) = max min К (g, г)) = v.

-> ->->-

л I л

х) То есть с положительными вероятностями могут использоваться несколько стратегий.

2) Фундаментальная связь между понятием числовой полезности и линейным математическим ожиданием была отмечена в конце п. 3.7.1.



- -> -> ->

(17:В:Ь) В есть множество тех г) £ З, для которых max К (£, т])

-> ё

принимает свое минимальное значение, т. е. тех, для которых

-у -У -> ->

max К г\) = min max К (£, т}) = v.

Т л ?

Теперь можно повторить рассуждения из п. 14.5. При этом мы будем использовать нумерацию, которая соответствует перечислению утверждений (14:С:а) - (14:C:f) в п. 14.5 х).

Во-первых, заметим следующее;

(17:C:d) Игрок 1, играя надлежащим образом, независимо от действий второго игрока может обеспечить себе выигрыш v.

Игрок 2, играя надлежащим образом, независимо от действий первого игрока может обеспечить себе выигрыш - v\

-> -

Доказательство. Пусть игрок 1 выбирает £ А. Тогда независимо от действий игрока, 2, т. е. для всех т), мы имеем К (£, ц) min К (£, т) = v. Пусть игрок 2 выбирает ц £ В. Тогда независимо

от действий игрока 1, т. е. для всех мы имеем К (£, n) 5g max К (£, г]) =

= v. Это завершает доказательство.

Во-вторых, утверждение (17:C:d), очевидно, эквивалентно следующему:

(17:С:е) Игрок 2, играя надлежащим образом, может быть уверен в том, что выигрыш игрока 1 будет v, т. е. он может не дать игроку 1 выиграть > v независимо от того, что делает игрок 1.

Игрок 1, играя надлежащим образом, может быть уверен в том, что выигрыш игрока 2 будет rg - v, т. е. он может не дать выиграть игроку 2 > - v независимо от того, что делает игрок 2.

17.8.2. В третьих, можно утверждать, опираясь на (17:C:d) и(17:С:е) и на рассуждения, приведенные при доказательстве (17:C:d), что

(17:С:а) Оптимальный способ игры (комбинация стратегий) для игрока 1 в игре Г заключается в выборе произвольного I 6 А, где А - множество, определенное в (17:В:а).

(17:С:Ь) Оптимальный способ игры (комбинация стратегий) для игрока 2 в игре Г заключается в выборе произвольного г\ £В, где В - множество, определенное в (17:В:Ь).

В-четвертых, объединение утверждений из (17:G:d) или, что равносильно, из (17:С:е) дает:

(17:С:с) Если оба игрока 1 и 2 оптимально играют в игру Г, т. е. если

£ £ Л, а г] £ то значение К (£, т)) будет равно значению партии (для игрока 1), т. е. v\

г) В связи с этим (а) - (f) появляются в необычном порядке. Это относится также и к п. 14.5, поскольку нумерация в нем основывалась на пп. 14.3.1, 14.3.3, а рассуждения в этих пунктах шли по несколько иному пути.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 [ 52 ] 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227