Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 [ 56 ] 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227

Глава IV

ИГРЫ ДВУХ ЛИЦ С НУЛЕВОЙ СУММОЙ.

ПРИМЕРЫ

§ 18. НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ИГРЫ

18.1. Простейшие игры

18.1.1. Наше общее обсуждение игры двух лиц с нулевой суммой закончено. Теперь мы перейдем к рассмотрению характерных примеров таких игр. Эти примеры лучше, чем какие бы то ни было общие абстрактные рассуждения, выявят истинную значимость различных компонент этой теории. Они покажут, в частности, как с точки зрения здравого смысла можно интерпретировать некоторые формальные шаги, предписываемые нашей теорией. Окажется, что можно строго формализовать основные аспекты таких практических и психологических явлений, которые будут упомянуты в пп. 19.2, 19.10 и 19.16 *).

18.1.2. Числа р4, р2 - т.е. количество возможностей, имеющихся у двух игроков в игре в нормальной форме,- дают естественную первую

оценку степени сложности игры Г. Тот случай, Таблица 7 когда одно из этих чисел (или оба) равно 1, можно не рассматривать. Это условие означало бы, что у рассматриваемого игрока вообще нет выбора, благодаря которому он мог бы влиять на ход игры 2). Поэтому простейшими играми того класса, который представляет для нас интерес, являются игры, для которых

(18:1) Pi = P2 = 2.

В п. 14.7 мы видели, что игра в орлянку является игрой такого типа; ее матричная схема приведена в табл. 2 в 13.4.1. Другой пример такой игры дан там же в табл. 4.

Рассмотрим теперь игру наиболее общего вида, удовлетворяющую условию (18:1), т. е. игру, представленную в табл. 7. Это приложимо, например, к игре в орлянку , если различным способам совпадения сторон монет не обязательно соответствует один и тот же выигрыш (или вообще выигрыш), а также различным способам несовпадения - один и тот же проигрыш (или вообще проигрыш) 3). Мы намерены применительно к этому случаю обсудить результаты из п. 17.8, а именно значение игры Г и множества оптимальных стратегий А и В. Эти понятия были введены при доказательстве основных результатов в п. 17.8 (доказательстве, основ-ванном на теореме из п. 17.6); но теперь мы хотим вычислить их снова

2) Мы это подчеркиваем из-за широко распространенного мнения, что такие вещи по самому существу непригодны для строгого (математического) изучения.

2) Таким образом, игра была бы, по существу, игрой одного лица, но, конечно, уже не игрой с нулевой суммой.

3) Сравнение табл. 2 и табл. 7 показывает, что в игре в орлянку Ж (1, 1) = = $С (2, 2) = 1 (выигрыш при совпадении); Ж (1, 2) = Ж (2, 1) = -1 (проигрыш в противном случае).

сйГЦ, 2)

Ж (2,1)

сйГ (2, 2)



в явном виде для этого частного случая и тем самым еще дальше проникнуть в их назначение и возможности.

18.1.3. Для представленной в табл. 7 игры можно принять несколько тривиальных соглашений, которые существенно упрощают ее анализ.

Во-первых, совершенно безразлично, какой из двух выборов игрока 1 мы обозначим через т4 = 1, а какой через т4 = 2; мы можем их переставить, т. е. поменять местами две строки матрицы.

Во-вторых, также безразлично, какой из двух выборов игрока 2 мы обозначим через т2=1, а какой через т2 = 2; мы можем переставить и их, т. е. поменять местами два столбца матрицы.

Наконец, безразлично также, какого из двух игроков мы будем называть 1, а какого 2; мы можем переставить их, т. е. заменить Ж (%и т2) на - Ж (т1? т2) (см. пп. 14.6 и 17.11). Это равносильно тому, что меняются ролями строки и столбцы матрицы и, кроме того, изменяется знак каждого ее элемента. t

Итак, мы имеем здесь 2x2x2 = 8 возможных вариантов, каждый из которых описывает, по существу, одну и ту же игру.

18.2. Подробное количественное рассмотрение этих игр

18.2.1. Теперь мы переходим непосредственно к обсуждению. Оно будет состоять в рассмотрении нескольких альтернативных возможностей, случаев , которые будут далее перечислены.

Эти случаи отличаются друг от друга различными возможностями, соответствующими положению максимума или минимума по обоим аргументам функции S?(ti, т2); на первый взгляд такое разграничение могло бы показаться произвольным, но тот факт, что оно приводит к полному перечислению всех возможностей, оправдывает его.

Рассмотрим поэтому max Ж (ть т2) и min Ж (ть т2). Следует считать,

Tl, Т2 Tl, Т2

что каждое из этих значений достигается хотя бы в одной точке, причем можно допустить, что они достигаются и более чем в одной точке х); но для нас это не изменяет положения дел. Начинаем теперь с определения различных случаев.

18.2.2. Случай (А): клетки таблицы можно выбрать так, чтобы max и min лежали в разных строках и в разных столбцах.

Tl, Х9,

Изменяя нумерацию т4 =1,2 точно так же, как и т2 =1,2, мы можем первую из указанных клеток ( шах ) сделать клеткой (1, 1). Тогда

ti, т2

второй клеткой ( min ) должна быть клетка (2, 2). Следовательно, имеем

ti, т2

[>Ж{1, 2)>1 (18:2) {iljih2

Поэтому (1, 2) является седловой точкой2).

Таким образом, в этом случае игра вполне определена и

(18:3) v = v = S8e(l, 2).

х) В игре в орлянку (см. сноску 3 на стр. 192) шах равен 1 и достигается на (1, 1)

1, т2

и (2, 2), в то время как min равен -1 и достигается на (1, 2) и (2, 1). ti, т2

2) Вспомните п. 13.4.2. Заметим, что мы должны выбрать (1, 2), а не (2, 1). 13 Д?к. Но йман, О. Моргенштерн



18.2.3. Случай (В): описанный выше выбор невозможен. Возьмем две интересующие нас клетки ( max и min ); тогда они будут

Tl, То Tl, Т2

лежать либо в одной и той же строке, либо в одном и том же столбце. Если имеет место первый случай, то можно поменять ролями игроков 1 и 2; поэтому всегда можно будет считать, что эти две клетки лежат в одном и том же столбце

Переставляя т4 = 1, 2 (если это необходимо, одновременно с т2 = - 1, 2), мы опять можем сделать так, чтобы первой из указанных клеток ( max ) была бы (1, 1). Таким образом, номер интересующего нас столбца

Tl, т2

будет т2 = 1. Тогда второй из указанных клеток ( min ) должна быть (2,1)2).

Tl, т2

Следовательно, мы имеем

(18:4) ЦЖ!).

Фактически случаи Ж (1, 1) = Ж(1, 2) или Ж (2, 2) = Ж (2, 1) исключаются, поскольку иначе для max и min был бы возможен альтернатив-

тъ Т2 Ti, т2

ный выбор (1, 2), (2, 1) или (1, 1), (2, 2) и мы попадали бы в условия случая (А)3).

Таким образом, мы можем усилить (18:4), именно:

[>Ж(1, 2)Л (18:5) *&Ъ[>п\2,2)>}*<2Ч-

Теперь мы должны произвести дальнейшее разделение.

18.2.4. Случай (В4):

(18:6) <ЙГ(1, 2)Ж(2, 2).

Тогда неравенства (18:5) можно усилить:

(18:7) Ж (1, 1) > Ж (1, 2) Ж (2, 2) > Ж (2, 1).-

Поэтому (1, 2) снова оказывается седловой точкой.

Таким образом, и в этом случае игра тоже вполне определена, и опять

(18:8) у = у = й:(1, 2).

18.2.5. Случай (В2):

(18:9) Ж(1, 2)<Ж(2, 2).

г) Эта перестановка игроков изменяет знак каждого элемента матрицы (см. выше), поэтому она меняет местами шах и min. Но тем не менее они окажутся в одном

Tl, Т2 Tl, Т2

и том же столбце.

2) Точнее, это могла бы быть клетка (1, 1). Но тогда для Ж (хи т2) значения max

Tl, т2

и min совпадают, т. е. функция Ж (ti, т2) постоянна. Тогда мы можем использовать ti, т2

(2, 1) также для min.

Tl,T2

3) Как показывает пример игры в орлянку , случай Ж (1, 1) = Ж (2, 2) и Ж (1, 2) = Ж (2, 1) возможен. См. сноску 3 на стр. 192 и сноску 1 на стр. 195.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 [ 56 ] 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227