Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 [ 63 ] 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227

19.4. Точная формулировка правил

19.4. Теперь мы можем подвести итоги предыдущего описания нашего упрощенного покера, точно сформулировав принятые правила.

Сначала каждый игрок в результате случайного хода получает свой расклад, являющийся числом s = 1, ...,£; каждое из этих чисел имеет одну и ту же вероятность 1/S. Расклады игроков 1 и 2 мы обозначим соответственно через si9 s2.

Затем каждый игрок выбирает при своем личном ходе либо а, либо Ъ (высокую или низкую ставку). Каждый игрок производит выбор (ставку), ознакомившись со своим раскладом и не зная ничего ни о раскладе, ни о выборе (ставке) своего противника.

Наконец, каждому игроку становится известным выбор другого, но не его расклад. (Каждому игроку по-прежнему известны свои расклад и выбор). Если оказывается, что одна ставка высокая, а другая низкая, то игрок с низкой ставкой может либо раскрыться, либо пасовать.

Это и есть партия. По окончании партии выплаты производятся следующим образом. Если ставки обоих игроков высокие или ставка одного высокая, а ставка другого низкая, но сопровождается раскрытием, то

при Si = s2 игрок 2 выплачивает игроку 1 соответственно сумму 0. < -а

Если ставки обоих игроков низкие , то при = s2 игрок 2 выплачивает

игроку 1 соответственно сумму 0. Если ставка одного игрока высокая,

а ставка другого низкая и сопровождается пасованием, причем с высшей

ставкой оказывается игрок , то игрок 2 выплачивает игроку 1 сумму

Замечание. Ради формальной корректности это построение следовало бы еще привести в соответствие с моделями из §§ 6 и 7 в гл. II. Таким образом, упомянутые выше первые случайные ходы (имеющие дело с раскладами) следовало бы назвать ходами 1 и 2, последующие два хода (ставки) - ходами 3 и 4 и последний личный ход (пасование или раскрытие) - ходом 5.

В случае хода 5 как игрок, личным ходомкоторого он является, так и количество возможностей зависят от предыдущего хода игры, как это описано в пп. 7.1.2 и 9.1.5. (Если ставки обоих игроков одновременно высокие или низкие, то количество возможностей равно 1 и не имеет значения, какому игроку мы припишем этот пустой личный ход. Если же ставка одного игрока высокая, а другого низкая, то личный ход делает назначивший низкую ставку.)

Последовательное использование упомянутых обозначений заставило бы писать aii °*2 Для Si, 52; сг3, сг4 для высокой или низкой ставки, сг5 для пасования или раскрытия.

Мы предоставляем читателю сгладить все эти различия. ,

19.5. Описание стратегий

19.5.1. Всякая (чистая) стратегия в этой игре состоит, очевидно, в следующем. * Для каждого расклада 5 = 1, . . ., S указывается, какая будет назначена ставка, высокая или низкая, и в последнем случае делается дополнительное заявление относительно последующего течения игры: если с этой низкой ставкой сочетается высокая ставка противника, то игрок может раскрыться или пасовать. Проще всего записать это с помощью числового индекса is = 1, 2, 3; is = 1 соответствует высокой ставке; is = 2 соответствует низкой ставке с последующим раскрытием (если таковое происходит); is = 3 соответствует низкой ставке с последующим



пасованием (если таковое происходит). Таким образом, стратегия заключается в задании для каждого $ = 1, . . ., S значения индекса is, т. е. в задании последовательности г4, . . is.

Сказанное относится к обоим игрокам 1 и 2. Поэтому описанную выше стратегию мы будем обозначать соответственно через

Si (Ч,----, is) или 22 (/i, . .., /s).

Таким образом, у каждого игрока имеется одно и то же число стратегий: столько, сколько существует последовательностей iu . . ., is, т. е. 3s. Используя старые обозначения из п. 11.2.2, имеем

Pi = Ps = P = 3S.

Если бы мы хотели придерживаться введенных выше прежних строгих обозначений, то нам следовало бы перенумеровать теперь эти последовательности iu . . ., is при помощи ti = 1, . . ., 3 и затем (чистые) стратегии игроков 1 и 2 обозначить соответственно через SJ2. Но мы предпочитаем применять наши новые обозначения.

Теперь мы должны записать выигрыш, получаемый игроком 1, если игроки используют стратегии 24 (ц, . . ., is) и 22(7i, . . 7s)- Этим выигрышем является элемент матрицы SK . . ., is\ji, 7s) 1)-

Таблица 17. Jjf (f, /)

Таблица 15. (i, /)

Таблица 16. J£0 (*, 7)

i \.

Если игроки фактически получили расклады $4 и s2, то выигрыш, получаемый игроком 1, можно записать (используя сформулированные выше правила) следующим образом. Этот выигрыш равен J£Sign(si-s2) js2)-> где sign (Si - s2) - знак 2) числа sx - s2, и три функции

#+(*,/), X0(i, J), ,/ = 1,2,3,

можно задать с помощью матриц3), приведенных в табл. 15 -17.

*) Индексом строки является вся последовательность £1? . . ., £g, а индексом столбца - вся последовательность /4, . . ., /д. В наших старых обозначениях мы имели бы стратегии EJ2 и элемент матрицы Ж (т4, т2).

2) Этот знак есть 0 соответственно для 54 = s2. Эта функция арифметически

показывает, какая ставка старше.

3) Читателю полезно сравнить эти матрицы с нашим словесным описанием правил и проверить их,соответствие.

Другим обстоятельством, на которое следует обратить внимание, является симметричность игры, соответствующая тождествам

%+ (*, /) = (/ i), %ъ (*, 7) s - Jif о (/, *)



Числа Si, s2 появляются в результате случайных ходов, как это описано выше. Поэтому1)

Ж (i ... ,i& I 7i, - 7s) - i 2 sign(si-s2) 7*82)-

81 S2=l

19.5.2. Перейдем теперь к смешанным стратегиям в смысле п.17.2. -у ->

Они являются векторами т), принадлежащими множеству iSp. Имея в виду используемые сейчас обозначения, мы должны задать компоненты этих векторов также по-новому. Мы должны писать 1ц.....is, 1\Н,-*з8 вместо

Напишем формулу (17:2) из п.17.4.1, оценивающую ожидаемый выигрыш игрока 1:

к(1 Л)= 2 - - * *s 17± - - - .7s) Eii..........is =

ii, ...,is, ii, .... js

~~£2~ 2 2 sign(si-s2) (?8ц *s2) in, i8.

h.....*Si ii..... is si, s2

Изменим здесь порядок суммирования, тогда

К(Е Г0=~2~~2 2 sign(si-s2) (*sn *s2) lii, igHil, ;s-

81, S2 H, is, ii, js

Если теперь положить

(19:1) рГ= S Ьх.....is,

ii, is, исключая iSl *si=*

(19:2) o?=. . S . r,ix.....is,

3i, Jg* исключая jS2

то наше равенство можно переписать в виде

(19:3) К(Гч)42 2 ЯШЫ-н) (i, ]) РМ

si, s2 i, i

Целесообразно пояснить смысл равенств (19:1) - (19:3).

Равенство (19:1) показывает, что pf1 есть вероятность того, что игрок 1, использующий смешанную стратегию £, выберет i, имея расклад sA; равенство (19:2) показывает, что of есть вероятность того, что игрок 2, использующий смешанную стратегию ц, выберет /, имея 2) расклад s2.

г) Читатель может проверить, что тождество

Ж . . ., is I /1, /s) = - Ж (/i, . . ., is I ii, is) является следствием соотношений в конце сноски 3 на стр. 214, т. е. матрица

Ж {ц, . . ., is I /V, . 7s)

является кососимметрической, что еще раз подчеркивает симметричность игры.

2) Из п. 19.4 нам известно, что i или/ = 1 соответствует высокой ставке, i = 2,3 соответствует низкой ставке с последующим раскрытием или пасованием.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 [ 63 ] 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227