Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 [ 92 ] 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227

нию к соответствующим понятиям в них, т. е. которое переводит эффективные множества, доминирование и решения для игры Г соответственно в эффективные множества, доминирование и решения для игры Г.

Эти рассуждения являются просто точной переработкой эвристических идей из п. 27.1.1, и читатель может подумать, что они не нужны. Однако в них приводится достаточно поучительный пример доказательства изоморфизма , и, кроме того, здесь снова могут быть применены наши прежние замечания о соотношении между описательным и точным доказательствами.

31.3.2. Пусть стратегическая эквивалентность задается числами a°v . . . , ап в смысле (27:1) и (27:2) из п. 27.1.1. Рассмотрим все дележи

а = {(*!, . . . , ап] игры Г и все дележи а = {а, . . . , ап} игры Т\ займемся поисками взаимно однозначного отображения

(31:15) а+±а

с нужными свойствами.

То, что соответствие (31:15) должно существовать, легко получить из рассуждений в начале п. 27.1.1. Мы описывали там переход от игры Г к игре Г при помощи включения в игру фиксированного платежа а& игроку к. Применение этого принципа к дележам означает

(31:16) ak-=ak + a0k для к=1, п1).

В соответствии с этим мы определяем отображение (31:15) при помощи равенств (31:16).

31.3.3. Проверим теперь требуемые свойства для отображения, определяемого посредством (31:15) и (31:16).

Дележи игры Г отображаются на дележи игры Г. В самом деле, эта означает, на основании (30:1) и (30:2) из п. 30.1.1, что свойства

(31:17) cti>v((0) Для i = l, /2,

(31:18) 2аг = 0

переходят в свойства

(31:17*) a-v((i)) для i = l, .... в,

(31:18*) 2 а. -0.

Это будет так для (31:17) и (31:17*), потому что v ((&)) = v ((&)) + a?

(вследствие (27:2) из п. 27.1.1.), для (31:18) и (31:18*), потому что 2 <*? =

г = 1

= 0 (на основании (27:1)).

Эффективность для игры Г переходит в эффективность для игры Г. В самом деле, на основании (30:3) из п. 30.1.1 это означает, что

2 ai = v (S) переходит в 2 ai = v ($) Это очевидно из сравнения (31:16) с (27:2).

х) Если мы введем (фиксированный) вектор a0 = {aj, . . . , an}, то равенства (31:16) могут быть записаны в векторной форме a = а + а0. Другими словами, это*

будет сдвиг (на а0) в векторном пространстве дележей.



Доминирование для игры Г переходит в доминирование для игры Г. Это означает то же самое для (30:4:а) - (30:4:с) из п. 30.1.1. (30:4:а) тривиально; (30:4:Ь) является эффективностью, котЬрая уже установлена; (30:4:с) утверждает, что at > р переходит в aj> Рь что очевидно. Решения игры Г отображаются на решения игры Г. В самом деле, это означает то же утверждение для (30:5:а), (30:5:Ь) (или (30:5:с)) из п. 30.1.1. Эти условия содержат только доминирование, которое уже установлено.

Сформулируем еще раз эти результаты:

<{31:Q) Если две игры с нулевой суммой Г и Г стратегически эквивалентны, то существует изоморфизм между их дележами, т. е. взаимно однозначное отображение дележей игры Г на дележи игры Г, которое оставляет инвариантными понятия, определенные в п. 30.1.1.

§ 32. НАХОЖДЕНИЕ ВСЕХ РЕШЕНИЙ СУЩЕСТВЕННОЙ ИГРЫ ТРЕХ ЛИЦ С НУЛЕВОЙ СУММОЙ

32.1. Математическая формулировка задачи. Графический метод

32.1.1. Обратимся теперь ко второй задаче, сформулированной m п. 30.4.1 и состоящей в нахождении всех решений для существенных игр трех лиц с нулевой суммой. Мы знаем, что такую игру можно считать заданной в редуцированной форме и что можно выбрать у = 1 1). Как мы установили прежде 2), характеристическая функция в этом случае полностью определена:

0 -1

(32:1) у(£) = когда S имеет

элементов.

Дележ является вектором

ar={ai, a2, a3},

три компоненты которого должны удовлетворять условиям (30:1) и (30:2) из п. 30.1,1, т. е. соответственно

(32:2) a1=t -1, a2=t -1, a3 -1,

(32:3) с + аз + осзО.

Мы знаем из (31:1) в п. 31.2.1, что эти компоненты а4, а2, а3 образуют лишь двумерный континуум, т. е. что они могут быть изображены на плоскости. В самом деле, условие (32:3) дает возможность сделать очень простое представление на плоскости.

32.1.2. Для этой цели возьмем на плоскости три оси, составляющие друг с другом углы в 60°. Для любой точки плоскости определим al7 a2, аз как ее расстояния по перпендикулярам до этих трех осей. Все расположение и, в частности, знаки, приписываемые компонентам ai9 a2, a3, приведены на рис. 31. Легко проверить, что для любой точки алгебраическая

2) См. рассуждение в начале п. 29.1 или приведенные там ссылки: конец п. 27.1 и второе замечание в п. 27.3.

2), См. рассуждение в начале п. 29.1 или второй случай в п. 27.5.



сумма этих трех расстояний равна нулю и что, обратно, любая тройка

= { 1, а2, а3}, для которой эта сумма равна нулю, соответствует некоторой, точке.

Итак, представление на плоскости на рис. 31 выражает в точности

условие (32:2); поэтому оставшееся условие (32:2) равносильно ограниче-

->

нию, наложенному на точку а в плоскости на рис. 31. Это ограничение, очевидно, состоит в том, что точка должна лежать на треугольнике или


Рис. 31. Рис. 32.

Таким образом, заштрихованная область, которую мы называем

фундаментальным треугольником, представляет векторы а, которые удовлетворяют условиям (32:2) и (32:3), т. е. все дележи.


Рис. 33. Рис. 34.

W$ 32.1.3. Опишем теперь в этом графическом представлении отношение-доминирования. Так как п = 3, мы знаем из (31 :Н) (см. также обсуждение (31:8) в конце п. 31.1.5), что среди подмножеств S множества / = = (1, 2, 3) подмножества из двух элементов являются заведомо необходимыми, а все остальные - заведомо не необходимыми. Другими словами, множества, которые мы должны рассмотреть при нахождении всех, решений V, таковы: (1,2); (1,3); (2, 3). Таким образом, для

а = {аи а2, а3}, j3 = (р1э р2, р3}



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 [ 92 ] 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227