Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82

го клиента и продавать их по более высокому оферу другому.) В дополнение к большим спрэдам система NASDAQ гарантировала маркет-мейкерам возможность зарабатывать на каждой сделке: в любой сделке они оказывались другой стороной. Это означало, что клиенты редко могли торговать непосредственно друг с другом, но были вынуждены покупать и продавать акции через маркет-мейкера, который и получал прибыль от широких спрэдов.

На деле в истории NASDAQ маркет-мейкеры лишь иногда позволяли клиентам совершать сделки внутри спрэда, даже если покупатель предлагал цену выше той, по которой другой клиент хотел продать акции. Например, на торгуемые в NASDAQ по цене от 50 до 50 1/4 акции находились покупатели, готовые заплатить 50 3/8, но сделки не совершались, хотя были и продавцы, готовые отдать такие акции по цене 50 ]/8. Возможны были и ситуации, когда клиент делал заявку на покупку по цене 50 [/4, а фирма, представлявшая эту заявку, могла приобрести нужные акции по цене 50 у другого клиента и перепродать их первому желающему купить по цене 50 У4. Такое никогда не могло бы произойти ни на Нью-Йоркской, ни на Американской фондовой бирже, где специалист всегда, когда это только возможно, находит встречную, соответствующую по ценам спроса и предложения, пару заказам клиентов (на этих биржах в пары объединяются до двух третей заказов) и где клиенты всегда пользуются защитой лимит-ордера *. И первоначальные допущения в правилах NASDAQ, которые казались оправданными при торговле неликвидными ценными бумагами, не могли, разумеется, сохраниться в процессе превращения NASDAQ в один из крупнейших рынков мира.

Многие из этих допущений до самого недавнего времени продолжали давать маркет-мейкерам преимущества. Поэто-

Под защитой понимается запрет исполнения своего заказа при наличии клиентского заказа по такой же или лучшей цене. Например, при наличии клиентского бида по цене 50 /4 нельзя сначала исполнить свой бид по цене 50. - Примеч. науч. ред.



му первым изменением в NASDAQ было введение правила защиты клиента лимит-ордером, вследствие чего проведение маркет-мейкерами сделок через заказы клиентов стало незаконным. Практика, при которой маркет-мейкеры, например, сами приобретали акции по цене 50, не исполнив при этом лимит-ордер клиента на покупку по цене 50 1/4, была уничтожена. За одним запретом последовали другие коренные изменения, введенные 20 января 1997 г. В этот день Комиссия по ценным бумагам и биржам установила правила, для принятия которых у самой NASDAQ не хватало смелости. NASDAQ и ее члены сопротивлялись этим нововведениям, но Комиссия по ценным бумагам и биржам ввела новые правила приема и размещения заказов, которые уравняли возможности игроков и маркет-мейкеров и вывели NASDAQ на другой уровень. По иронии судьбы, именно эти изменения были необходимы для того, чтобы NASDAQ превратилась в крупнейший рынок следующего столетия . Комиссия заставила NASDAQ одобрить правила, по которым сегодня и торгуют ценными бумагами в NASDAQ. Эти правила стали первым шагом в трансформации NASDAQ из рынка, динамику которого определяют не котировки, а заказы, как, например, это происходит на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Новые правила приема и размещения заказов привели к двум важнейшим мерам, направленным на обеспечение сбалансированности и упорядоченности рынка, что дает клиентам все возможности получить наилучшую из предлагаемых цен. Первая мера заключалась в том, что маркет-мейкеры стали обязаны выставлять в систему NASDAQ любой лимит-ордер клиента, если цена этого заказа улучшала текущую рыночную цену. Это давало лимит-ордерам клиентов защиту, которой не было, когда маркет-мейкеры могли выполнять заказ, лишь если это было выгодно их фирмам. Вторая мера запрещала маркет-мейкерам выставлять котировки, лучшие, чем обозначенные в системе NASDAQ, в другие торговые системы (такие, как Instinet), если эти котировки были недоступны для всеобщего обозрения. Эта мера позволила



ЭКС, например Instinet (INCA), Island (ISLD), Spear, Leeds and Kellogg (REDI), Teranova (TNTO), и Bloomberg (BTRD), представлять свои котировки в системе NASDAQ, эффективно создавая один рынок с наилучшими ценами. Указанные изменения привели к сужению спрэдов, более корректному отношению к клиентским заказам и, что особенно важно, объединению заказов в NASDAQ. В результате этих нововведений клиенты смогли торговать друг с другом, а не только с маркет-мейкерами. Это позволило им производить сделки внутри спрэда и даже в лучшем случае покупать по цене бида и продавать по цене офера, в отличие от прежних времен, когда они всегда должны были платить спрэд. Такие меры дали возможность клиентам торговать друг с другом, а системе NASDAQ - превратиться в рынок, движущей силой которого становятся не котировки, а заказы. На Нью-Йоркской фондовой бирже именно они и определяют динамику внутреннего рынка и большинство сделок заключается между клиентами. Рынок создается заказами клиентов, а не маркет-мейкерами.

В 1997 г. было введено еще одно правило. Все крупные фондовые биржи США впервые согласились на то, чтобы минимальное изменение цены по любым акциям составляло не одну восьмую, а одну шестнадцатую часть доллара. Это привело к сужению спрэдов, что, в свою очередь, тоже уменьшило преимущества маркет-мейкеров и специалистов. Нововведение было выгодно всем клиентам потому, что при выплате спрэда маркет-мейкерам разница между бидом и офером стала значительно меньше. Весьма вероятно, что в течение следующих нескольких лет рынок перейдет на десятичные котировки, что может привести к еще более узким спрэдам.

Технология

Введение электронного доступа к рынкам в режиме реального времени было продиктовано необходимостью. Без такого доступа рынки не могли продолжать расширяться и слу-



1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82