Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

1990 г.

1991 г.

1992 г.

1993 г.

Вид дохода

в % к

в % к

в % к

в % к

итогу

итогу

итогу

итогу

на мебель, предметы

- ......

культуры и быта

на легковые автомоби-

ли,мотоциклы

на алкогольные напитки

на культурно-бытовые

услуги

Из них:

оплата квартир, комму-

нальных услуг, содер-

жание личных домов

прочие расходы

налоги, сборы, платежи

накопление семьи (прирост

наличных, вклады в банки и

ДР-)

Источник: Российский статистический ежегодник 1994 г., стат. сбор.-М.: Госкомстат России, 1994, с. 90.

Структура источников формирования е слых доходов претерпела за годы современной реформы значительные изменения. Заработная плата хотя и остается основой личных доходов, доля ее в совокупном доходе ежегодно снижается н составляет в настоящее время 59% (1994г.) против 71% в 1990 г. Удельный вес пенсий и пособий достаточно стабилен и держится на уровне 15-16%. Прочие доходы (от предпринимательской деятельности, от операций с недвижимостью, кредитно-финансовых операций и т.д.) в условиях рыночной реформы растут, напротив, опережающими темпами и достигли в начале 1994 г. 26% всех денежных доходов населения против 14% в 1990 г. К сожалению, ста-14

тистика не дает распределения прочих доходов по составляющим элементам.

Сложившаяся структура доходов очень близка к пропорциям, существующим в странах с развитой рыночной экономикой. Например, в США в 1988 г. на зарплату приходился 61% всех личных доходов населения, на пенсии и пособия - 15%, на прочие доходы - 24%, в том числе на доходы от предпринимательской деятельности и доходы владельцев собственности - 8%, проценты по вкладам и облигациям - 14%, дивиденды по акциям - 2%.* Таким образом, не следует ожидать в будущем крупных сдвигов в структуре основных слагаемых личных денежных доходов населения, так как она оказывается достаточно консервативной при разной степени развитости рыночных отношении и уровне благосостояния населения.

* Statistical Abstract of the United States, 1988, c. 414.



Глава 2. Оплата труда за наемную работу

Зарплата остается для основной части населения главным источником доходов. В коммерческих организациях ее величина (а также величина премий, доплат и т.д.) определяется руководством исходя из величины создаваемого фонда оплаты труда, качества, значимости и интенсивности трудовой деятельности конкретных работников, поло-, жений коллективного договора и т.д. Государство регламентирует для них только одно - зарплата работников в любой организации независимо от форм собственности не может быть установлена ниже определенной государством минимальной оплаты труда. Только на государственных предприятиях, переводимых в разряд казенных (за убыточную работу, нарушения в использовании бюджетных средств) государство само устанавливает размеры окладов, тарифных ставок работникам, а также оплату труда руководителей госпредприятий, работающих по контракту.

В бюджетных учреждениях оклады работникам определяются государством по 18-разрядной единой тарифной сетке, привязанной к величине минимальной оплаты труда и имеющей следующий вид:

Разряд

Коэффици- А

1,69

1,91

2,16

2,44

2,76

3,12

3,53

ент увеличе- 5

1,12

1,27

1,44

1,62

1,83

2,07

2,34

2,64

ния к мин.

окладу

Разряд

Коэффици- А

3,99

4,51

5,76

6,51

7,36

8,17

9,07

10,07

ент увеличе- g

2,98

3,37

3,81

4,31

4,87

5,50

6,11

6,78

7,54

ния к мин.

окладу

А: до 1 марта 1995 г., Б: с 1 марта 1995 г.

Примечание:

С 1 марта 1995 г. тарифная ставка (оклад) 1-го разряда увеличена до 39 тыс. руб. в месяц. По Постановлению Правительства РФ от 27 февраля 1995 г. №189 новые тарифные ставки увеличены для 1-го разряда - на 11,7 тыс. руб., для 2-го разряда - 10,2 тыс. руб., для 3-го разряда - 7,8 тыс. руб., для 4-го разряда - 4,8 тыс. руб. (Экономика и жизнь, 1995, №10, с. 23)

Вместе с индексацией минимальной зарплаты пересматривается и вся система бюджетных окладов. Однако эта индексация постоянно отстает от темпов инфляции и роста зарплаты в коммерческой сфере.

Сейчас социально-культурным бюджетным организациям, а также части органов государственного управления (налоговым инспекциям, налоговой полиции, таможенным службам и т.д.) предоставлено право создавать фонды экономического стимулирования за счет внебюджетных доходов, экономии по бюджетным ассигнованиям и некоторых других источников.Поэтому многие бюджетные работники получают дополнительно различные премии, доплаты и другие вознаграждения из этих фондов.

Для государственных работников действуют также различные виды надбавок, в т.ч. за квалификацию, вредные условия производства и т.д.

В условиях реформы, экономического кризиса и высокой инфляции дифференциация уровня оплаты труда усиливается. Это видно из таблицы 3, где приведена среднемесячная зарплата по отраслям народного хозяйства. Если в 1989 г. средняя зарплата по отраслям народного хозяйства различалась максимум в 2,8 раза, то в мае 1994 г. - уже в 5,1 раза.Самой высокооплачиваемой отраслью сейчас является топливная промышленность, самой низкооплачиваемой - сельское хозяйство. Значительно (в 1,5 раза и более) превышает средний уровень оплаты труда заработок



в электроэнергетике, топливной промышленности, цветной металлургии, транспорте, кредитовании и страховании. В 1,5 раза и более ниже среднего уровня оплата труда в сельском хозяйстве, легкой промышленности, культуре и искусстве. За годы реформы (с 1989 г.) темпами выше средних росла зарплата в электроэнергетике, топливной промышленности, цветной металлургии, пищевой промышленности, транспорте, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании, социально-культурной сфере (кроме науки), аппарате госуправления, кредитовании и страховании. Темпами ниже среднего уровня увеличивалась зарплата в остальных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, науке.

Таблица 3. Средняя месячная заработная плата в России по отраслям народного хозяйства (без материальной помощи и социальных льгот)

в мае 1994 г.

индекс роста

в 1989 г.

Отрасль народного хозяйства

средняя

тыс. руб.

в % к средн.

к маю 1993 г.

1989 г.

зарплата, руб. в мес.

[ 1 I

Всего

183,5

258,6

в том числе:

1) промышленность

193,7

275,2

из нее:

электроэнергетика

401,1

1335

300,4

топливная промышленность

447,2

1115

401,0

черная металлургия

223,3

347,8

цветная металлургия

340,6

химическая и неф-

техимическая

167,8

263,2

машиностроение и

металлообработка

138,1

271,3

лес наяцеревообра-

батывающая и цел-

люлозно-бумажная

151,3

281,8

! промышленность

стройматериалов

188,1

273,3

легкая промышлен-

ность

100,0

220,5

пищевая промыш-

ленность

233,4

265,0

2) сельское хозяйство

87,9

258,9

3) строительство

245,5

338,5

4)транспорт

299,6

308,2

5) жилищно-комму-

1 нальнальное хозяй-

ство и бытовое об-

служивание

206,4

1076

191,8

6) здравоохранение,

физкультура, соц.

обеспечение

144,2

177,9

7) образование

139,9

183,6

вузы

167,0

средние спец.учеб-

ные заведения

143,0

общеобразователь-

ные школы

135,7

8) культура и искус-

ство

120,9

9) наука и научное

обслуживание

140,9

314,3

Ю)кредитование и

страхование

334,6

1312

255,1

П)алпарат органов

241,0

l управления

252,3



1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29