Промышленный лизинг
Методички
Источник: Российский статистический ежегодник 1994 г., стат. сбор.-М.: Госкомстат России, 1994, с. 90. Структура источников формирования е слых доходов претерпела за годы современной реформы значительные изменения. Заработная плата хотя и остается основой личных доходов, доля ее в совокупном доходе ежегодно снижается н составляет в настоящее время 59% (1994г.) против 71% в 1990 г. Удельный вес пенсий и пособий достаточно стабилен и держится на уровне 15-16%. Прочие доходы (от предпринимательской деятельности, от операций с недвижимостью, кредитно-финансовых операций и т.д.) в условиях рыночной реформы растут, напротив, опережающими темпами и достигли в начале 1994 г. 26% всех денежных доходов населения против 14% в 1990 г. К сожалению, ста-14 тистика не дает распределения прочих доходов по составляющим элементам. Сложившаяся структура доходов очень близка к пропорциям, существующим в странах с развитой рыночной экономикой. Например, в США в 1988 г. на зарплату приходился 61% всех личных доходов населения, на пенсии и пособия - 15%, на прочие доходы - 24%, в том числе на доходы от предпринимательской деятельности и доходы владельцев собственности - 8%, проценты по вкладам и облигациям - 14%, дивиденды по акциям - 2%.* Таким образом, не следует ожидать в будущем крупных сдвигов в структуре основных слагаемых личных денежных доходов населения, так как она оказывается достаточно консервативной при разной степени развитости рыночных отношении и уровне благосостояния населения. * Statistical Abstract of the United States, 1988, c. 414. Глава 2. Оплата труда за наемную работу Зарплата остается для основной части населения главным источником доходов. В коммерческих организациях ее величина (а также величина премий, доплат и т.д.) определяется руководством исходя из величины создаваемого фонда оплаты труда, качества, значимости и интенсивности трудовой деятельности конкретных работников, поло-, жений коллективного договора и т.д. Государство регламентирует для них только одно - зарплата работников в любой организации независимо от форм собственности не может быть установлена ниже определенной государством минимальной оплаты труда. Только на государственных предприятиях, переводимых в разряд казенных (за убыточную работу, нарушения в использовании бюджетных средств) государство само устанавливает размеры окладов, тарифных ставок работникам, а также оплату труда руководителей госпредприятий, работающих по контракту. В бюджетных учреждениях оклады работникам определяются государством по 18-разрядной единой тарифной сетке, привязанной к величине минимальной оплаты труда и имеющей следующий вид:
А: до 1 марта 1995 г., Б: с 1 марта 1995 г. Примечание: С 1 марта 1995 г. тарифная ставка (оклад) 1-го разряда увеличена до 39 тыс. руб. в месяц. По Постановлению Правительства РФ от 27 февраля 1995 г. №189 новые тарифные ставки увеличены для 1-го разряда - на 11,7 тыс. руб., для 2-го разряда - 10,2 тыс. руб., для 3-го разряда - 7,8 тыс. руб., для 4-го разряда - 4,8 тыс. руб. (Экономика и жизнь, 1995, №10, с. 23) Вместе с индексацией минимальной зарплаты пересматривается и вся система бюджетных окладов. Однако эта индексация постоянно отстает от темпов инфляции и роста зарплаты в коммерческой сфере. Сейчас социально-культурным бюджетным организациям, а также части органов государственного управления (налоговым инспекциям, налоговой полиции, таможенным службам и т.д.) предоставлено право создавать фонды экономического стимулирования за счет внебюджетных доходов, экономии по бюджетным ассигнованиям и некоторых других источников.Поэтому многие бюджетные работники получают дополнительно различные премии, доплаты и другие вознаграждения из этих фондов. Для государственных работников действуют также различные виды надбавок, в т.ч. за квалификацию, вредные условия производства и т.д. В условиях реформы, экономического кризиса и высокой инфляции дифференциация уровня оплаты труда усиливается. Это видно из таблицы 3, где приведена среднемесячная зарплата по отраслям народного хозяйства. Если в 1989 г. средняя зарплата по отраслям народного хозяйства различалась максимум в 2,8 раза, то в мае 1994 г. - уже в 5,1 раза.Самой высокооплачиваемой отраслью сейчас является топливная промышленность, самой низкооплачиваемой - сельское хозяйство. Значительно (в 1,5 раза и более) превышает средний уровень оплаты труда заработок в электроэнергетике, топливной промышленности, цветной металлургии, транспорте, кредитовании и страховании. В 1,5 раза и более ниже среднего уровня оплата труда в сельском хозяйстве, легкой промышленности, культуре и искусстве. За годы реформы (с 1989 г.) темпами выше средних росла зарплата в электроэнергетике, топливной промышленности, цветной металлургии, пищевой промышленности, транспорте, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании, социально-культурной сфере (кроме науки), аппарате госуправления, кредитовании и страховании. Темпами ниже среднего уровня увеличивалась зарплата в остальных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, науке. Таблица 3. Средняя месячная заработная плата в России по отраслям народного хозяйства (без материальной помощи и социальных льгот)
1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 |