Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [ 26 ] 27 28 29

случае крайней нужды. И выбор между быстрым, но дорогим самолетом и медленным, но более дешевым поездом каждый делает заранее исходя из приоритетов дефицита времени или дефицита денег. Поэтому здесь рекомендации и советы излишни. Расходы на общественный городской пассажирский транспорт также трудно поддаются сокращению, так как они часто обусловлены вынужденными причинами (поездки на работу, за продуктами и т.д.)

Некоторое сокращение расходов дает для граждан, нуждающихся в частых поездках, покупка проездных билетов. Автор знает также зайцев , предпочитающих вносить штрафы за неоплаченный проезд, и уверяющих, что это намного выгоднее, чем платить за билеты. Но, разумеется, советы поступать подобным образом автор давать не будет.

В бытовых услугах наиболее значительны расходы на ремонт и изготовление одежды и обуви, ремонт бытовой техники, квартиры, автотранспорта. Лучший способ сэкономить на ремонте - это, конечно, бережное отношение к своим вещам. Некоторые виды простого ремонта могут быть выполнены собственными силами. Прежде всего,это касается жилища, мебели, одежды. Сейчас издается обширная литература по домоводству, полезным советам и т.д., которая помогает рациональнее выполнить такой ремонт. Отдавая вещь в ремонт или делая заказ на индивидуальный пошив, надо иметь в виду, что в современных условиях услуги частников-надомников, как правило, дешевле, чем предприятий бытового обслуживания. Объясняется это тем, что последние вынуждены закладывать в себестоимость данной услуги высокие налоги, накладные расходы ( в т.ч. на содержание управленческого аппарата), имеет место и монопольное раздувание цен предприятиями. Поэтому целесообразно к услугам специализирован-

ных предприятий обращаться лишь тогда, когда частники не могут выполнить Ваш заказ ( требуется сложное оборудование, дефицитные запчасти и т.д.) или Вы сомневаетесь в качестве их работы. В других случаях лучше не полениться и найти (по газетным объявлениям, через знакомых и т.д.) дешевого частника (если, конечно, стоимость ремонта оправдывает эти усилия).

Среди расходов на жилищно-коммунальные услуги на долю электроэнергии в начале 1995 г. падало около половины, а в не очень экономных семьях - и до двух третей всех затрат. В среднем семья потребляет в год 1200 кВт-ч, в т.ч. 26% съедает освещение, 46% - холодильник, 17% - телевизор. На внутреннем рынке сейчас появилось много новых холодильников с совершенной теплоизоляцией и телевизоров на микросхемах, потребляющих очень мало энергии. Но замена на них имеющихся только ради экономии электроэнергии вряд ли оправдана, так как период окупаемости превысит срок службы этих приборов. Весомую экономию можно получить, следуя простым правилам: 1) уходя, выключать в помещениях свет; 2) чаще применять местное освещение (настольные лампы и т.д.) вместо общего освещения комнат; 3) своевременно размораживать холодильник; 4) не держать работающими не используемые в данный момент приборы.

Существенное сокращение расходов на освещение (в три-четыре раза) можно добиться заменой ламп накаливания люминесцентными. Хотя эти лампы и светильники Х1я них стоят дороже традиционных, дополнительные затраты окупятся очень быстро. Много совершенно годных светильников и ламп выбрасывается на улицу различными организациями. Использовав их, Вы не только сэкономите деньги, но и поможете экологии города, так как не подо-



бранные Вами лампы будут рано или поздно разбиты и загрязнят почву ртутью.

В сельской местности можно сократить затраты с помощью самодельной ветроустановки, сделанной из автомобильного генератора с насаженным на вал деревянным ветроколесом, мачты с поворотной головкой и повышающего трансформатора с регулятором напряжения. В районах с умеренным ветровым режимом (среднегодовая скорость ветра 5 м/с) ветродвигатель с колесом диаметром 2 м даст 1100 кВт-ч электроэнергии в год и окупит затраты на автогенератор и т.д. Описания постройки таких ветроуста-новок имеются в журнале Моделист-конструктор .*

Можно обзавестись автономной бензиновой электроустановкой, переоборудовав ее на питание от бытовой газовой сети, биогаза, генераторного газа. Имеющиеся в магазинах такие установки продаются населению по сильно вздутым ценам (установка мощностью 1 кВт стоила в феврале 1994 г. в Москве 2 млн. руб.), по газетным объявлениям их можно купить в два раза дешевле. Самодельная установка, собранная из покупного бензинового мотора (от насоса, бензопилы, мопеда, мотоблока и т.д.) и самодельного газового смесителя (вместо карбюратора), автомобильного генератора, повышающего трансформатора, обойдется в три-четыре раза дешевле.**

В домах, не имеющих центрального теплоснабжения, высоки расходы на топливо. Их можно заметно сократить, если тщательно утеплить жилые помещения. Особое внимание требуют к себе окна и двери, так как на них приходится до 35% всех теплопотерь. Заделка всех щелей, прокладка утеплителей, оклейка окон, установка третьего

* Моделист-конструктор, 1969, N1, с.14-16; 1971, N8, с.42. ** Радио, 1995, N8, с.40-41.

оконного переплета дадут сразу же положительный результат. В индивидуальных домах также необходима установка второго пола и засыпка потолка.

За рубежом эффективным средством экономии затрат на отопление является установка тепловых насосов, обогревающих помещения за счет низкотемпературного тепла, накопленного в летний период в окружающем грунте, воде, воздухе (только в США свыше 2 млн. таких установок). Насос, потребляющий 0,4 кВт электроэнергии, собирает до 1,3 кВт тепловой энергии. В России таких установок пока в продаже нет.*

Доступным бесплатным источником энергии в сельских районах может стать также биогаз, выделяемый при брожении фекалий, навоза, бытовых и растительных отходов (В Китае эксплуатируются 7 млн. биогазовых установок, дающих в год 100 млрд. куб. м газа и покрывающих до 1/3 потребности населения в топливе). Изготовить биогазовую установку не сложно - нужна большая герметичная емкость (из бетона, полиэтиленовой пленки и т.д.) с подогревом до 50-56°С и возможностью периодического перемешивания.** Для отопления дома площадью 40-50 кв. м и газовой плиты необходимо 3-3,5 куб. м биогаза в час. При температуре 35°С в среднем с 1 куб. м рабочего объема установки получают 4 куб. м биогаза в сутки. Из 1 кг отходов выходит 0,1 куб. м и более биогаза и попутно высококачественные удобрения.

Для автолюбителей немалую долю в семейном бюджете занимают расходы на бензин. Частично сократить их мож-

* Д.Рей, Д.Макмайл. Тепловые насосы. - М.: Энергоиздат, 1982 г.; Мартыновский Тепловые насосы. - М.: Энергия, 1979; Ложкин А.Н. Трансформаторы тепла. - М-Л.: Машгиз, 1948.

** Моделист-конструктор, 1987, №1 и 1988, №5, с. 11-12; Сделай сам, 1995, №2, с. 3-19.



но, придерживаясь экономичных режимов езды (на высшей передаче, накатом, с отрегулированным карбюратором и системой зажигания и т.д.) и реже совершая поездки (особенно по городу, в часы пик ). Дополнительно можно сэкономить, если переоборудовать двигатель автомобиля с бензина на газ. В продаже в широком ассортименте имеются газовые установки.

Заманчиво исключить расходы на горючее, переведя автомобиль на сжатый природный газ, заправляемый в баллоны самостоятельно из бытовой газовой сети. Технически это, видимо, осуществимо. Газовые баллоны и арматуру к ним (редукторы высокого давления и т.д.) можно приобрести в автохозяйствах, эксплуатирующих автомобили, работающие на сжатом газе. Стандартный баллон емкостью 50 л весит 62-93 кг и содержит в себе сжатого до 200 атм газа в количестве, эквивалентном 10 л бензина. В качестве компрессора высокого давления для закачки газа в баллон, возможно, подошел бы малогабаритный воздушный компрессор АК150 (и его модификации) весом 6,6 кг (без электропривода), который за 30 мин заполняет 8-литровый баллон до давления в 150 атм.(служит для заправки аквалангов и по газетным объявлениям стоит 50-60 дол.). Но заправка баллонов требует строжайшей техники безопасности. Ее ведут на безопасном расстоянии от жилья и т.д. Попадание влаги, воздуха, масла в баллон или утечка газа из него (или заправляющего оборудования) могут привести к аварии и взрыву. В домашних условиях обеспечить безопасную заправку очень сложно и никакая экономия не оправдает Вашего риска. Кроме того, неизбежно возникнут проблемы с Госгортехнадзором и другими службами контроля газового хозяйства. Поэтому мы воздержимся от рекомендации такого способа экономии. Кого это не оста-

новит, тот должен предварительно проконсультироваться со специалистами и изучить специальную литературу.*

Более экзотическим средством экономии бензина может стать оборудование личного транспортного средства газогенераторной установкой, работающей на дровах, угле, торфе и т.д. В 30-40-е годы в нашей стране выпускали десятки тысяч газогенераторных установок для автомобилей и тракторов, в т.ч. кустарного изготовления. Один умелец сделал даже самодельную газогенераторную установку для двухколесного легкого мотоцикла мощностью 8 л.с.** Она проста в изготовлении: состоит из газогенератора (железной печки с воздушной фурмой и бункером топлива), воздушного вентилятора, грубого и тонкого газоочистителей. На поездку дальностью 40-55 км расходовалось 3-3,5 кг древесного угля.

Однако применение таких установок на автомобилях и мотоциклах сейчас маловероятно из-за их большого габарита и веса (до 150 кг и более) и проблем, которые будут с ГАМ. Тем не менее, для интересующихся можно порекомендовать следующую литературу: Токарев Г.Г. Газогенераторные автомобили,-М.: Машгиз, 1955; Машиностроение. Энциклопедический справочник-М.: Машгиз, 1948, т. 11, с. 396-452; Артамонов М.Д., Тизенгаузен П.Э. Учебное пособие по газогенераторным автотракторным автомо-билям.-М.: Госдестехиздат, 1941.

* Трушин В.М. Газовое оборудование и арматура для газобаллонных автомобилей. - Л.: Недра, 1990;

Мореев А.И.,Плеханов И.П. Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей. - М.: ДОСААФ, 1989; Кленников Е.В. и др. Газобаллонные автомобили: техническая эксплуатация. - М.: Транспорт, 1986;

Гайнуллин Ф.Г. и др. Природный газ как моторное топливо на транспорте. - М: Недра, 1986. ** Автомобиль, 1941, №5, с. 17-20.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [ 26 ] 27 28 29