Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29

Глава 10. Функционально-стоимостной анализ семейных расходов

Дополнительную экономию средств может дать функционально-стоимостной анализ семейного бюджета (ФСА).

ФСА широко применяется в экономике и представляет собой комплексный анализ объекта исследования (машины, технологии, предприятия и т.д.), направленного на обеспечение необходимых потребительских свойств и минимальных затрат. При этом выявляются функции, узлы и т.д., без которых объект может обойтись, не потеряв потребительских свойств.

Применительно к семейному бюджету ФСА позволяет выявить соответствие потребительной стоимости товаров личным потребностям и обеспечить удовлетворение последних при минимальных расходах.

Исходным моментом ФСА семейного бюджета является оценка состава, объема личных потребностей и способов их удовлетворения. В экономической и социологической литературе существуют различные классификации человеческих потребностей. Для целей ФСА наиболее удобно деление всех потребностей на биологические, духовные и прочие.

Биологические потребности связаны с воспроизводством здорового организма в течение максимально продолжительной жизни.* Для удовлетворения этих потребностей необходимы такие материальные блага как пища, средства

* В России в 1993 г. средняя продолжительность жизни была равна 65 годам, в том числе ее здоровый период - 61,4 года. Последняя цифра получена путем корректировки 65 лет на средний по стране процент времени нетрудоспособности по болезни (3,2%) и процент нетрудоспособного населения по инвалидности (2,4%) (подсчитано по Российскому статистическому ежегоднику 1994 г. - М.: Госкомстат России, 1994).

теплозащиты (жилье, одежда, топливо и т.д.), экологически здоровая окружающая среда, медицинские услуги и лекарства, система личной безопасности (средства самозащиты, система охраны общественного порядка и т.д.), система охраны труда и т.д.

Потребительная стоимость этих благ количественно измеряется величиной удлинения жизни человека, в том числе здорового ее периода. Например, новое лекарство снизило смертность и способствовало увеличению средней продолжительности жизни определенной группы людей. Однако такое измерение потребительной стоимости возможно только опытным путем и по ограниченному кругу материальных благ. Более доступна комплексная оценка потребительной стоимости определенного набора благ, необходимых для биологического поддержания жизни.

Таблица 26. Уровень жизни и средняя продолжительность жизни в разных странах

Факторы, влияющие

СССР

Куба

Япония

на уровень жизни

1958-60 г.

1987 г.

1987 г.

1987 г.

1987 г.

(Средняя продолжи-Тельность жизни (лет)

Валовой внутренний ! продукт на душу населения (дол.)

2500

6505

1500

13093

9996

Потреблено на 1 чел. j (кг/год):

мясо и мясопродукты

молоко

яйца (шт.)

рыба

36,6

сахар

растительное масло

11,7



Факторы, влияющие

СССР

Куба

Япония

на уровень жизни

1958-60 г.

1987 г.

1987 г.

1987 г.

1987 г.

картофель

овощи

фрукты и ягоды

хлеб, мука, крупы

Число врачей на 10 тыс. жителей

18,6

43,8

35,7

27,2

20,7

Число больничных коек на 10 тыс. жителей

80,5

58,5

51,2

Источник: Население СССР 1987. стат.сбор. М.: Финансы и статистика, 1988, с. 426-427; Народное хозяйство СССР в 1988, М.: Финансы и статистика, 1989, с. 666-667; Экономическое положение капиталистических и развивающихся стран. М.: Правда, 1989, с. 159; СССР и зарубежные страны 1988, стат. сбор., М.: Финансы и статистика, 1990.

Анализ средней продолжительности жизни показывает, что ее величина мало связана с материальным благосостоянием населения. Из табл. 26 видно, что Япония - страна с самой высокой продолжительностью жизни, отличается низким среднедушевым потреблением продуктов питания, особенно животного происхождения. А средняя продолжительность жизни на Кубе почти .такая же, как в США, хотя уровень душевого дохода на Кубе почти в девять раз ниже, чем в США. В нашей стране с конца 50-х годов до конца 80-х (т.е. за 30 лет) средняя продолжительность жизни не увеличилась, несмотря на рост благосостояния населения в 2,5 раза, значительное улучшение питания и медицинского обслуживания. Только в странах с самым низким душевым доходом, плохим медицинским и санитарным обслуживанием (Индия, страны Африки и т.д.) продолжительность жизни существенно ниже (55 лет и менее). Поэтому без ущерба для биологических потребностей (а может, 166

и для их пользы) можно рационализировать свой бюджет, сократив потребление части продуктов. Конечно, это касается, в основном, обеспеченных семей.

Удовлетворение биологических потребностей создает у человека положительные эмоции. Но после этого возникают новые потребности в эмоциональной удовлетворенности, хорошем настроении, которые можно условно назвать духовными . Для их удовлетворения используются различные материальные блага. Чаше всего такими благами становятся различные источники новой информации (книги, газеты, телевидение, радио-, видео- и звукопере-дающая аппаратура, кино, театры, выставки, путешествия, экскурсии, услуги образования и т.д.). Потребление информационных средств не только дает положительные эмоции, но и способствует росту знаний человека, его культуры, развивает кругозор, интеллектуальные способности. Особенно помогает развитию способностей людей потребление предметов, создающих новую информацию, т.е. предметов творчества (музыкальных инструментов, некоторых спорттоваров, детских игрушек, домашних компьютеров, канцтоваров, инструментов для занятия техническим творчеством, др. предметов хобби). Положительные эмоции могут быть получены и безинформационным способом путем непосредственного химического воздействия на нервную систему человека средств удовольствия (наркотиков, алкогольных напитков, табачных изделий, пищевых продуктов с высокими вкусовыми качествами и малой питательной ценностью, специй и т.д.). Эмоциональная удовлетворенность большинства людей сильно зависит от качества их межличностных отношений (семейных, товарищеских, служебных и т.д.). Поэтому значительная часть семейного бюджета тратится на блага, облегчающие кон-



такты с другими людьми - средства общения (услуги почты и связи, телефон, транспортные услуги, часть жилплощади и предметов домашнего обихода для семейного общения и приема гостей, дискотеки, клубы по интересам и т.д.), а также на блага, улучшающие внешний вид самого человека - средства обаяния (косметика, парикмахерские услуги, бижутерия, одежда и обувь, улучшающие внешний вид). Так как величина духовных потребностей прямо зависит от величины свободного времени, то каждый человек стремится к увеличению последнего за счет сокращения малопривлекательной работы по дому и т.д. С этой целью потребляются времясберегающие средства (электробытовые приборы, услуги бытового обслуживания и общепита, коммунальные и транспортные услуги).

Нельзя четко распределить все материальные блага между выделенными группами, так как многие блага являются многофункциональными. Например, жилище служит и для удовлетворения биологических потребностей (кухня, спальня, сантехузел), и является одновременно средством творчества (рабочий кабинет, детская), средством размещения информационных и других благ, средством общения (гостиная и т.д.). Пища, потребленная в пределах требуемых организму питательных веществ, является благом для биологических потребностей, а потребленная в большем количестве - уже средством удовольствия. Многофункциональны также одежда и обувь, транспортные услуги и средства, некоторые другие блага.

Потребление всех благ для духовных потребностей характеризуется обязательной затратой времени при их использовании. Продолжительность пользования благами является важнейшей характеристикой их потребительной стоимости, показывающей, какая часть объема духовных 168

потребностей (выраженных в величине свободного времени) была удовлетворена с помощью данной вещи или услуги. Чем больше потребление данной вещи или услуги дает человеку положительных эмоций, тем дольше он старается ее потреблять. Если книга интересная, то потребитель прочитает ее до конца (и даже перечитает), а если скучная - то отложит, не дочитав до конца. Так же с теле-и радиопередачами, видеокассетами, услугами зрелищных предприятий, вкусной пищей и напитками и т.д. Особенностью сильнодействующих средств удовольствия (наркотиков, вина) является то, что величина потребления их характеризуется длительностью воздействия на нервную систему (опьянения), а средств обаяния - то, что они потребляются не только в свободное время, но и в служебное и т.д. Мерилом потребительной стоимости времясберегаю-щих средств является не длительность их использования, а величина сэкономленного ими времени.

Количество духовных потребностей, в основном, измеряется величиной свободного времени человека. Чем больше его, тем больше можно потребить связанных с ним благ, и наоборот. Но обьем свободного времени (как и остального) всегда ограничен, а значит, и ограничен объем материальных благ, которые может реально потребить человек для удовлетворения духовных потребностей. Поэтому он выбирает только те, которые дают высокий уровень положительных эмоций, оставляя невостребованными множество других, в том числе и уже купленных. Конечно, в реальной жизни имеет место не только строго поочередное, но и одновременное потребление нескольких благ (например, можно есть и смотреть телевизор одновременно, курить и читать книгу и т.д.). Однако такое совмещенное потребление не является преобладающим (кроме средств



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29