Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 [ 28 ] 29

обаяния) и ограничено по кругу вещей. С другой стороны, отдельные блага потребляются одновременно членами семьи и т.д. (например, коллективный просмотр телепередачи, езда на личном автомобиле и т.д.). Чтобы не усложнять последующий анализ и расчеты, опускаем такие варианты потребления, полагая, что все блага потребляются поочередно и индивидуально потребителем. Тем более, что они принципиально не меняют делаемых выводов и, при необходимости, могут быть учтены при расчетах.

Цену каждой вещи (услуги), купленной для удовлетворения духовных потребностей, можно разделить на время потребления данной вещи (услуги), а для предметов длительного пользования - до их износа, и получить удельную стоимость потребления. Этот показатель может быть фактическим (по результатам потребления вещи) и прогнозируемым (по вещи, которую Вы собираетесь купить). Удельная стоимость потребления колеблется в широких пределах по разным группам товаров и услуг (см. табл. 27). По конкретным товарам разница еще более значительна.

Таблица 27

Вид блага

Срок службы или затраты времени

Средн. цена блага в ценах августа-октября 1994 г., руб.

Удельные затраты на 1 чел.-ч

Газета (4 стр или 1 пл.)

0,5 ч

Книга (400 стр.)

12 ч

4000

Телевизор

15000 ч

1 000 000

Компьютер IBM 286

15000 ч

2 000 000

Видеокассета (на 3 часа)

12 000

4000

Билет в кино, театр

1,5 ч

2000

1333

Обучение 1 школьника

800 ч/год

500 000

Водка (0,5 л.)

5-8 ч

3000

375-600

Полущерстяной костюм

4000 ч.

ПО 000

Рационализация затрат для удовлетворения духовных потребностей с целью снижения семейных расходов может осуществляться по следующим направлениям:

1. Максимальное вытеснение информационными средствами и предметами творчества средств удовольствия, так как последние имеют более высокую удельную стоимость, не способствуют развитию способностей человека и наносят часто вред биологическим потребностям (курение, ожирение, опасность алкоголизма, наркомании и т.д.).

2. Среди информационных средств и предметов творчества следует отдавать предпочтение потреблению благ с более низкой удельной стоимостью при условии равноценного получения положительных эмоций.

3. Шире пользоваться услугами проката при потреблении дорогих и эпизодически используемых предметов (видеокассет, туристского снаряжения, фотопринадлежностей и т.д.), а также библиотеками, отдыхом на природе, любительским трудом и другими формами бесплатного занятия свободного времени.

4. Систематически анализировать использование фонда семейного имущества и реализовывать неиспользуемые и малопотребляемые вещи (особенно это касается одежды, книг, некоторых предметов мебели, посуды и т.д.). Анализ также поможет правильно принять решение о целесообразности некоторых новых покупок.

5. Разумно тратить деньги на собственную наружность, отдавая себе отчет в том, что степень улучшения внешности с помощью косметики и одежды имеет свои естественные пределы. Помните, что следование моде часто расточительно и далеко не всегда действительно делает человека красивым. Надо разумно пользоваться своим гардеробом, надевая лучшие вещи именно тогда, когда Вам действи-



тельно надо произвести хорошее впечатление. Продлевая таким образом срок их носки, Вы сэкономите свои расходы в будущем.

6. Для повышения качества удовлетворения духовных потребностей следует гибко управлять величиной своего свободного времени. Плохо, когда свободного времени много, а денег для его интересного занятия мало, но не лучше и обратная ситуация. Существуют разнообразные дополнительные виды работ (по совместительству, сверхурочно, разовые приработки), позволяющие изменять это соотношение в широких пределах. Рациональную величину свободного времени можно для себя задать по следующей формуле:

(Ф х 3) : (П + 3) - С, где С - оптимальная величина свободного времени в день, ч;

3 - средняя часовая зарплата, тыс.руб./ч;

П - заданный Вами средний уровень расходов на

духовные потребности, тыс.руб./ч; Ф - величина регулируемого фонда времени в

день, ч. Определяется за вычетом времени удовлетворения всех биологических потребностей (сон, еда и т.д.), времени выполнения домашних обязанностей и времени работы, необходимой для приобретения благ для биологических потребностей (частное отделения суточных расходов на биологические нужды и среднечасовую зарплату). Допустим, что средняя часовая зарплата составляет 1,5 тыс. руб. в час, средний заданный уровень расходов на духовные потребности - 0,5 тыс. руб. в час, затраты времени на биологические потребности и домашние обязан-172

ности - 12 ч, время работы для удовлетворения биологических потребностей - 6 ч. Тогда регулируемый фонд времени составит 6 ч = (24 ч - 12ч - 6 ч), оптимальная величина свободного времени 4,5 ч = (6 ч ж 1,5 тыс. руб.) : (1,5 тыс. руб. + 0,5 тыс. руб.), а продолжительность дополнительной работы - 1,5 ч = (6 ч -4,5 ч).

7. Дополнительно регулировать величину свободного времени можно через расходы на времясберегающие средства. Здесь важно отслеживать, чтобы покупаемые вещи и услуги действительно экономили Ваше время. Переведите цену покупаемой техники или услуги в число часов Вашей работы (т.е. сколько времени Вам нужно, чтобы заработать эту сумму) и сравните с количеством времени, которое Вы сэкономите при использовании данной техники или услуги. Если вторая величина окажется равной или меньше первой, то покупка не целесообразна. Величину сэкономленного времени можно оценить по личным наблюдениям или по литературным данным. Например, сообщалось, что холодильник в среднем экономит 180 ч времени в год, морозильник - 270 ч, стиральная машина - 80 ч, пылесос - 40 ч, гладильная машина - 90 ч, посудомоечная машина - 50 ч, универсальная кухонная машина - 80 ч. Срок службы всех этих приборов может быть принят в 10 лет.* Для большей точности в расчетах надо учесть расход электроэнергии и ремонт техники. Окупаемость времясберегаю-щих средств будет разной для семей-с различными доходами. Для высокооплачиваемого работника оправданно будет приобретение таких времясберегающих средств, которые явно нецелесообразны для низкооплачиваемого.

* Современные проблемы электрификации быта. Под ред. Ю.М. Коган. - М.: Наука, 1987, с. 68.



Среди прочих потребностей наиболее крупной с точки зрения потребления материальных благ является потребность в престиже. Она заключается в стремлении потреблять такие блага, которые выделяют человека среди окружающих или свидетельствуют о принадлежности его к определенной социальной группе. Наиболее подробно исследовали престижные потребления известные американские экономисты.*

Средства престижа обладают тремя важными особенностями:

во-первых, в роли средства престижа могут выступать любые потребительские товары, используемые для удовлетворения биологических и духовных потребностей, но отличающиеся высокой ценой, редкостью, модностью, популярностью и т.д., что позволяет владельцу использовать их как знак отличия ;

во-вторых, истинной потребительной стоимостью вещей, превратившихся в средства престижа, в условиях рынка становится их стоимость. Чем дороже вещь, тем меньше людей могут ее приобрести, тем о большем достатке владельца она говорит, тем большими престижными свойствами она обладает;

в-третьих, в отличие от средств удовлетворения биологических и духовных потребностей, имеющих естественные границы потребления, потребление средств престижа ограничивается только личными доходами и с ростом последних имеет тенденцию к безграничному увеличению. С ростом доходов становятся доступными новые, более дорогие знаки отличия , принятые в более высоких общественных группах. Так как потребности постепенно растут во всех

* Веблен Т. Теория праздного класса, М.: Прогресс, 1983. Leibenstein Н., Beyond Economic Man. Cambridge. Harwaid 1976.

социальных группах, то чтобы выделиться или подтянуться , необходимо постоянно приобретать новые средства престижа. И эта гонка бесконечна.

С ростом благосостояния семьи удельный вес в семейном бюджете расходов на удовлетворение биологических, духовных и престижных потребностей изменяется примерно в следующей закономерности (см. график).

Изменение удельного веса основных функциональных групп товаров и услуг в семейном бюджете (У) с ростом доходов семьи (Д)


Удельный вес благ, идущих на удовлетворение:

биологических потребностей духовных потребностей престижных потребностей

В качестве средств престижа в высших слоях общества используются ювелирные изделия, одежда из меха и кожи экзотических животных, антикварные произведения, большие особняки, дорогие автомобили и др. предметы дли-




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 [ 28 ] 29