Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Глава 4. Доходы от предпринимательской деятельности

Доходы от предпринимательской деятельности включают в себя доходы граждан от коммерческой деятельности, которая осуществляется без образования юридического лица. К такой деятельности, в основном, относится три группы занятий:

1) частная неорганизованная торговля;

2) надомное и кустарное производство;

3) оказание частных услуг.

В 1994 г. 27% всего розничного товарооборота в стране было осуществлено продажен с рук на рынках и улицах (или 57 трил. руб.). Таким способом продается сейчас населению 70/Е- всего объема одежды и трикотажа, 40% обуви, 1/3 чулочно-носочных изделий, 9% ткани, свыше 30% мяса и птицы, 8% рыбы, 2-5% колбас, животного и растительного масла, яиц, сыра.*

Доходность этого вида деятельности варьируется в очень широком диапазоне и зависит от многих факторов (разновидности товара, времени и места торговли, уровня цен на аналогичные товары в организованной торговле и т.д.).

Например, в Москве весной 1995 г. в предпраздничные дни продажа у станций метро наборов конфет давала за один час доход в 130 тыс.руб. или 30 дол. (торговая наценка уличного продавца до 50%, товарооборот до 200 тыс.руб.). Есть примеры и более высоких доходов, но они достаточно редки, так как обусловлены очень благоприятной конъюнктурой.

* Торговая газета от 1 февраля 1995 г., с. 2

В печати приводились данные о средней норме прибыли при торговле легковыми автомобилями и видеотехникой (10%), сигаретами (38-59%), пивом (75-89%), водкой (67-87%), шампанским (55%), газированной водой (72%), жевательной резинкой (86%), шоколадками (43-21%), колбасой салями (60 %) и другими наиболее доходными товарами.* Однако конъюнктура рынка постоянно меняется, а вместе с ней и прибыльность торговли определенными товарами. Данные по наиболее прибыльным товарам и их поставщикам за апрель 1995 г. для Москвы приведены в табл. 8.

Таблица 8. Самые прибыльные товары с доходностью свыше 50% для розничной торговли в г. Москве (в апреле 1995 г.)

Мини-

Средняя розничная

Возможная

рентабель-

Товар

Название фирмы, телефон

мальная оптовая

цена,

руб.

цена, руб.

ность, %

Сигареты

Bond Street

Альф, 273-36-65

1140

2300

L&M

Интертех, 917-05-67

1950

3033

Водка

Rasputin, 0,7л

Бисан,230-79-66

8160

14200

Столичная, 0,5 л

Кентавр-Сокольники,

6895

11667

268-99-00

Кремлевская, 1 л

Веско, 118-88-77

12770

19800

Bavaria (бан.)

Веско, 118-88-77

2090

4200

Faxe (бан.)

Большая медведица,

1789

3333

971-58-91

* Хозяин, 1994, №17.



Минимальная эптовая

цена,

руб.

Средняя

Возможная

Товар

Название фирмы, телефон

розничная

цена, руб.

рентабельность, %

Напитки

Coca-Cola, 0,33 л Новосисм, 115-24-71 1

1160

2325

Milford, 35 г.

Эдвард, 113-83-72

3032

4800

Жевательная резинка

Stimorol Wrigleys

Orbit

Торгсервис, 213-87-27

Продоптторг, 374-79-56

ОТЛ, 135-94-00

738 738

1340 1325

1600

82 80

Шоколад и батончики из шоколада

Wispa

Вдохновение, 100 г. Mauxion

Гидраэр, 945-71-85 Торгсервис,213-87-27

Торговый Дом , 208-06-32

1235 3000

1771

2125 5850

2860

72 95

Консервы Ветчина датская, 454 г.

Свиная тушенка (имп.) 500 г. Сельдь в соусе, 120 г.

Осетровый балык, 250 г.

Компо, 360-80-40 Инпрост, 245-14-50 Лавр, 197-10-01 Росич, 965-34-73

6888 3788 4595 17000

12400 6000 8000

25900

80 58 74 52

Примечание:

Товары выбраны из данных, приведенных газетой Русский бизнес , 1995, №12. Газета Русский бизнес регулярно публикует сведения о самых прибыльных товарах (издается со второго полугодия 1994 г.).

Если предположить, что средний товарооборот уличного продавца примерно равен товарообороту на одного заня-

того в организованной торговле (по прогнозу Роскомторга в 1995 г. он должен составить 116 млн. руб. в год или 58 тыс.руб./чел.-ч)*, а средняя торговая наценка устанавливается им в пределах 10-20% от продажной цены товаров, тогда среднюю доходность этого вида деятельности населения можно оценить в 5-12 тыс.руб. или 1,2-3 дол./чел.-ч (в начале 1995).

Существенную роль в частном товарообороте занимает деятельность челноков - людей, периодически выезжающих за границу с целью закупки товара для последующей продажи его в России. Подавляющее число челноков занято этим бизнесом по совместительству, имея еще какую-нибудь постоянную работу, так как чувствуют, что рано или поздно все это прикроется . Однако из года в год армия челноков и их обороты растут. В 1993 г. в зарубежные туристические поездки ездило 970 тыс. россиян, из них по оценкам специалистов - 80% в качестве челноков . Челноками было ввезено в страну в 1993 г. товаров на 2974 млн. дол. или 10% всего Российского импорта.** Наиболее популярны поездки в Польшу, Китай, Турцию, Грецию. Самой дешевой в этом смысле страной считалась Польша, так как туда можно было съездить, имея 500 дол. и 120 тыс.руб. Вывезенные из Польши водолазки, платья на лайкровой основе, дутые сапожки, свитеры, чайники, тефлоновые сковородки гарантировали в 1994 г. получение 70-80% прибыли. Из Китая наиболее выгодно везти пуховики, трикотаж, из Турции - кожаные изделия, из Греции - шубы из натурального меха.*** Выездные документы приобретаются через ОВИР, фирмы-посредники, туристи-

* Рассчитано поданным: Торговая газета от 15 февраля 1995 г., с. 2.

** Деловой мир от 30 июля 1994 г., с. 4.

*** Экономика и жизнь, московский выпуск, 1994, №2, с. 8.



ческие агентства, систему Спутник . В России челноки сбывают товар сами на вещевых рынках или по сниженным ценам местным торговцам, либо внутренним челнокам для торговли на периферии, либо по заранее сделанным заказам частным лицам или фирмам.

Деятельность челноков достаточно рискованная, так как на всех челночных маршрутах им приходится иметь дело с рэкетом, воровством, коррупцией. Поэтому начинают этот бизнес, пользуясь советами опытных людей it часто в составе компании.

В 1994 г. Государственный таможенный комитет РФ принял новые правила ввоза физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной и коммерческой деятельности. В частности, было предусмотрено снижение суммы, на которую частные лица могут беспошлинно ввозить товары, с 5000 дол. до 2000 дол., если срок пребывания их за рубежом не превышал 6 месяцев, и до 5000 дол., если гражданин пробыл за рубежом более 6 месяцев. Если общая сумма товара превышает положенную квоту, или товар пересылается в адрес физического лица без следования этого лица через таможенную границу, или товар предназначен для производственной и коммерческой деятельности (определяют по характеру и количеству товара, частоте перемещения его через границу одним лицом и т.д.), тогда он облагается таможенным платежом по единой ставке в 60% таможенной стоимости товара.

Предпринимательство в сфере индивидуальной трудовой деятельности и частной практики в настоящее время чрезвычайно разнообразно и оказывает населению практически все виды услуг бытового и социально-культурного характера. Однако в основном этот бизнес концентрируется на ограниченном круге услуг, наиболее доходных и поль-

зующихся повышенным спросом. Если о нем судить по текстам объявлений, публикуемых в газете Из рук в руки ( в каждом номере газеты публикуется 3-4 тыс. объявлений с предложением услуг), то в феврале 1994 г. из всех предложений приходилось на строительство и ремонт домов и квартир - 26,1%, продажу собак и кошек - 23,8%, репетиторство и обучение - 15,7%, ремонт бытовой техники - 6,4%, ремонт автомобилей - 5,5%, медицинские услуги - 4,7% (в том числе 1/3 по массажу), ветеринарную помощь, дрессировку, стрижку животных - 3,0%, услуги домработниц, нянь, гувернеров - 2,4%, астрологию, гадание, колдовство - 1,8%, перевод с иностранных языков - 1,5%, компьютерный набор текстов, машинописные работы - 1,5%, прочее - 7,6%.

Эти цифры могут служить определенным ориентиром в оценке распределения индивидуального предпринимательства в г. Москве в сфере услуг, оказываемых преимущественно населению. В других городах эта структура будет отличаться. Надо иметь также в виду то, что некоторую часть объявлений дают предприятия бытового обслуживания, частные фирмы и другие организации.

Доходность сильно колеблется по видам деятельности в зависимости от сложности и интенсивности затраченного труда, уровня материальных затрат, конъюнктуры и т.д.

Так, при ремонте квартир в феврале 1994 г. доходность наиболее массовых видов работ, если судить по объявлениям газеты Из рук в руки , была чаще всего следующая: оклейка стен обоями - около 7 дол./ч (при цене 10 тыс. руб./кв. м и трудоемкости 0,32 чел.-ч/кв. м), окраска стен и т.д. - до 14-21 дол./ч (при цене 10-15 тыс. руб./кв. м и трудоемкости - 0,16 чел.-ч/кв. м), настилка линолеума -



1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29