Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61

может обеспечиваться благодаря новым инвестиционным проектам или приобретению компаний, финансируемым за счет новых выпусков акций. При этом роста прибыли на одну акцию не происходит.

Для расчета мультипликаторов считается корректным в рыночной капитализации учитывать также суммарную капитализацию опционов. Если доля опционной составляющей в общей капитализации компании существенна, то Р/Е, рассчитанный на основе рыночной цены одной акции и прибыли на одну акцию, может быть существенно искажен.

Расчет мультипликатора оцениваемой компании с числителем в виде стоимости акций, при котором сначала производится уравнивание тех мультипликаторов оцениваемой компании и аналога, в числителе которых стоит стоимость бизнеса (EV), является более точным, чем прямое уравнивание мультипликаторов, завязанных на стоимости акций. Такой расчет позволяет учитывать в оценке акций ту разницу, которая возникает из-за различной доли долга в структуре капитала оцениваемой компании и ее аналога.

При использовании рыночных котировок акций для оценки крупных пакетов нужно производить дооценку пакета с учетом премии за контроль, и наоборот - при использовании цен сделок по слияниям и поглощениям для оценки мелких пакетов акций необходима скидка за миноритарный пакет.

При сравнении закрытой и публичной компаний необходимо применять скидку за отсутствие ликвидности.



4ЗНАМЕНАТЕЛЬ МУЛЬТИПЛИКАТОРА

4.1. Какие показатели могут служить знаменателями мультипликатора

С учетом различных видов знаменателя мультипликаторы можно классифицировать несколькими способами. Во-первых, они могут подразделяться на финансовые или натуральные. К финансовым мультипликаторам относятся такие, в знаменателе которых стоит один из денежных показателей (выручка, прибыль и т. п.), а к натуральным - те, в знаменателе которых стоит, соответственно, натуральный показатель (объем продаж в штуках и т. п.). Можно также поделить мультипликаторы (в некоторых случаях - достаточно условно) на те, что базируются на балансовых показателях, таких как стоимость активов, и на те, в основе которых лежат показатели отчета о прибылях и убытках (выручка, прибыль и т. п.). Последние для краткости мы будем также называть доходными 1. В итоге мы получаем двумерную матрицу, на пересечении строк и колонок которой приведены примеры показателей соответствующего типа2:

1 Этот термин не является традиционным.

2 Необходимо отметить, что применительно к натуральным показателям подразделение на балансовые и доходные является весьма условным. Чуть ниже мы будем обсуждать показатели, специфичные для той или иной отрасли, и читатель сможет заметить, что некоторые натуральные мультипликаторы не являются, строго говоря, ни балансовыми , ни доходными .



Показатели

Финансовые

Натуральные

Балансовые

P/BV

EV/мощность

Доходные

EV/ производство

(базирующиеся на отчете

о прибылях и убытках)

К финансовым показателям относятся, например, уже известные нам мультипликаторы Р/Е ( цена/прибыль ) и P/BV ( цена/балансовая стоимость (акций) ); к натуральным - мультипликаторы EV/мощность (например, мощность завода по производству стали, в тоннах в год) и EV/производство (например, производство стали, в тоннах за конкретный год).

Важно понимать концептуальные различия между разными группами показателей. Фундаментальным отличием финансовых показателей от натуральных является то, что данные показатели являются универсальными и применимы для всех отраслей. Соответственно, на их основе можно сравнивать компании совершенно разного профиля. Что касается натуральных показателей, то они являются специфичными для отрасли или группы отраслей. Этот факт очень важно учитывать, так как из него вытекает несколько важных следствий для оценки компаний.

Для оценки компании, у которой несколько различных направлений бизнеса, натуральные показатели напрямую не применимы. В этом случае необходимо подыскивать соответствующий показатель (и эталонные компании) для каждого направления и затем оценивать компанию как сумму ее частей.

При оценке по натуральным показателям существенно снижается круг применимых аналогов. Например, для оценки завода, занимающегося производством титана, по показателям выручки или прибыли мы могли бы в качестве аналога взять компании, производящие некоторые другие цветные металлы. Но в этом случае показатель EV/производство 1 использовать невозможно, так как цены на разные металлы существенно различаются и одна произведенная тонна продукции приносит совершенно разные выручку и прибыль, в зависимости от вида металла.

1 Под термином производство понимается количество металла в тоннах.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61