Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 [ 22 ] 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61

реализации1. Такая корректировка крайне важна, поскольку она повлияет на расчет почти всех мультипликаторов.

Таблица 5. Расчет доходных финансовых показателей, используемых для построения мультипликаторов

№ строки

Показатель

Американский термин

Формула

Выручка

Sales = Revenue

Себестоимость реализации

Включая амортизацию

Валовая прибыль

Gross (profit)

-(1)-(2) + (2a)

(Маржа 1)

margin

Коммерческие и общефирмен-

ные расходы

Прочие операционные расходы

Прочие операционные доходы

Прибыль от реализации

Sales Margin

= Маржа 1 -

(Маржа 2)

- (4) - (5) - (6)

Прочие внереализационные

расходы

Прочие внереализационные

доходы

Прибыль до уплаты

EBITDA

= Маржа 2 -

налогов, процентов

- (8) - (9)

и амортизации (Маржа 3)

Амортизация

Операционная маржа =

Operating

= Маржа 3 - (2a)

Прибыль до уплаты налогов

(profit) margin

и процентов (Маржа 4)

(EBIT)

Проценты к получению

Проценты к уплате

Прибыль до налогообложе-

Earnings

= Маржа 4 -

ния (Маржа 5)

before tax

-(13)-(14)

Переход к западным стандартам бухгалтерского учета важен по нескольким причинам. Это нужно для того, чтобы, во-первых, можно было работать с общепризнанными коэффициентами, понятными иностранным инвесторам, а во-вторых - для обеспечения сопоставимости при работе с аналогами из разных стран.



Таблица 5. (Продолжение)

№ строки

Показатель

Американский термин

Формула

Налог на прибыль

Чистая прибыль (Маржа 6)

Net Income

= Маржа 5 - (16)

(N1) = Earn-

ings (Е) = Net

Profit

Дивиденды

Dividends (D)

Денежная чистая прибыль

Cash earnings

= Маржа 6 + (2a)

Увеличение оборотного капитала

Чистый денежный поток

Free operat-

= Маржа 4 +

от операционной

ing cash flow

+ (2a) - (20)

деятельности

(FOCF)

Капиталовложения

Денежный поток компании

Free cash

= (21)-(22)

(до учета расчетов

flow to the

по кредитам)

firm (FCFF)

Выплата/получение основной

суммы долга

Чистый денежный поток

Free cash

= (23) + (13)-

акционеров

flow to equi-

-(14)-(24)

(с учетом кредитования)

ty (FCFE)

Как видно из таблицы 5, для построения доходных мультипликаторов может использоваться как минимум десять различных маржей. Самыми распространенными из них являются P/S, Р/Е и EV/EBITDA.

5.2. Мультипликатор цена/выручка

Мультипликатор цена/выручка (Price/Sales - P/S или P/Revenue), при помощи которого оценивают компанию по продажам, является одним из самых распространенных. Согласно финансовой теории, более корректным считается мультипликатор стоимость бизнеса/выручка (EV/S) - поскольку выручка компании служит источником доходов как для акционеров, так и для кредиторов, а также источником уплаты налогов, - но на практике более



широкое распространение получил все-таки мультипликатор P/S, что объясняется его простотой.

Причины широкого распространения показателей P/S и EV/S состоят в следующем.

Во-первых, их можно рассчитать практически для всех компаний, кроме тех, которые находятся в стадии разработки продукта. Чем более низкая строка таблицы 5 используется для построения мультипликатора, тем больше шансов, что она может оказаться отрицательной, и мультипликатор в таком случае не будет иметь смысла. Выручка же не может быть отрицательной, поэтому мультипликатор определен практически всегда, за исключением тех случаев, когда компания еще находится на начальной стадии развития. Таким образом, когда оцениваемая компания или ее аналоги несут убытки (например, компании-авиаперевозчики после 11 сентября 2001 г.), мультипликатор P/S (EV/S) является просто палочкой-выручалочкой .

Во-вторых, волатильность выручки гораздо ниже, чем прибыли, и она меньше подвержена влиянию случайных факторов конкретного года. Следовательно, мультипликатор P/S (EV/S) в меньшей степени будет зависеть от сиюминутной ситуации. Исследования показали, что разница между величинами P/S (EV/S) разных компаний может отражать различия в долгосрочной доходности бизнесов, которая напрямую влияет на оценку компании.

В-третьих, чем ближе финансовый показатель к чистой прибыли и чем дальше он от выручки, тем сильнее на него влияют применявшиеся компанией методы бухгалтерского учета. С этой точки зрения выручка - это практически единственный показатель, по которому можно сравнивать различные компании, в том числе и те, что пользуются разными бухгалтерскими стандартами1.

1 Хотя в свете последних скандалов с манипуляциями отчетностью и этот тезис можно подвергнуть сомнению. Из известных мне случаев рекордным является фальсифицирование отчетности котировавшейся на NASDAQ бельгийской компании Lernout & Hauspie Speech Products, NV, которая специализировалась на программных продуктах для распознавания речи. Эта компания сфальсифицировала до 70% выручки! В итоге она обанкротилась и прекратила свое существование.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 [ 22 ] 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61