Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61

Продолжая разговор о существующей литературе на данную тему, следует отметить, что оценка представляет собой один из ключевых разделов науки о корпоративных финансах. Предметом корпоративных финансов является принятие финансовых решений корпорациями, что включает ответы на следующие вопросы.

Финансировать тот или иной инвестиционный проект или нет?

Если финансировать, то за счет каких источников - внутренних или внешних, например за счет выпуска ценных бумаг?

Если будут использоваться внешние источники, то что целесообразнее выпустить - акции или облигации?

По какой цене следует размещать выпускаемые бумаги?

Имеет ли смысл поглощать ту или иную компанию? Если да, то по какой цене?

Чем лучше расплачиваться при поглощении - деньгами или ценными бумагами (здесь мы упираемся в вопрос о том, завышена ли или занижена цена ценных бумаг компании в настоящее время на рынке по сравнению со справедливой стоимостью)?

Для ответа на все эти и другие вопросы необходимо проводить оценку инвестиционных проектов компании и ее ценных бумаг. Соответственно, в учебниках по корпоративным финансам содержатся основы методов оценки инвестиционных проектов, финансовых активов (ценных бумаг), а также компаний (бизне-сов), но рассмотрению мультипликаторов там уделяется мало внимания или не уделяется вовсе.

1.4. Задачи книги

Итак, ни один из имеющихся на сегодняшний день открытых источников, включая перечисленные выше, не обеспечивает финансовому аналитику необходимого объема знаний для практического овладения всем спектром методов оценки с учетом нюансов применения каждого из них. Многие знания находятся лишь в головах у практиков и передаются буквально из уст в уста . И данное обстоятельство создает серьезную проблему при повышении квалификации финансовых аналитиков. Именно осознание того, что по столь важному практическому аспекту



финансовой аналитической работы не существует ни одного систематического руководства, и подвигло меня на написание этой книги.

Принимая во внимание недостаток методических материалов, я видела свою главную цель в том, чтобы помочь финансовому аналитику получить обширные теоретические знания и развить на их основе практические навыки, необходимые для того, чтобы аналитик мог:

определить уместность применения оценки по мультипликаторам в каждом конкретном случае и понять, когда этот метод оценки предпочтительнее, чем другие методы, а когда - наоборот;

выбирать мультипликаторы, наиболее подходящие для оценки той или иной компании;

грамотно рассчитывать значения мультипликаторов;

уметь интерпретировать конкретные результаты, полученные при оценке по мультипликаторам, т. е. понимать все искажения и погрешности, связанные с применением данного метода, по сравнению с другими, более точными методами оценки.

Таким образом, речь пойдет о границах применимости метода. Все описанные выше шаги направлены на получение более точной и осмысленной оценки компаний и их ценных бумаг, которая может сослужить неоценимую службу при принятии инвестиционных решений.

1.5. Недостатки работы с базами данных, содержащими информацию по мультипликаторам

В настоящее время доступны платные источники финансовой информации, в которых приведены аналоги для конкретной компании, и уже рассчитаны их мультипликаторы. Казалось бы, теперь отпадает необходимость знать правила их расчета, если компьютер все уже сам посчитал. Однако, за исключением отдельных случаев, мы не советуем работать с готовыми мультипликаторами в силу того, что при таком подходе крайне трудно получить осмысленную оценку интересующей вас компании.



Приведем в качестве примера значения мультипликаторов Р/Е и P/BV для компаний, которые являются аналогами одной высокотехнологичной компании, котируемой на бирже NASDAQ (по данным Thompson Watch).

Как видно из таблицы 2, разброс цифр по компаниям-аналогам крайне велик. Связано это с тем, что многие из этих компаний молоды, находятся на инвестиционной стадии развития и пока несут операционные убытки. Их средний мультипликатор Р/Е все же положителен и равен примерно 11. Активы котируются в среднем по 1,25 долл. за 1 долл. активов.

Таблица 2. Выборка мультипликаторов компаний-аналогов на основе базы данных Thompson Watch на 19 сентября 2003 г.

P/BV

Panamsat Corp.

21,45

0,73

Acterna Corp.

-0,01

-0,01

American Tower Corp.

-6,87

1,39

ECH Holding Ltd.

13,08

1,02

GN Store Nord

-1,58

Daimei Telecom Engineering

22,01

0,75

ZTE Corp.

20,05

2,94

Marubeni Telecom Company Ltd

9,85

1,05

Black Box Corp.

20,53

1,84

Среднее

10,95

1,25

Источник: База данных Thompson Watch.

Теперь взглянем на компанию Comverse Technology Inc, которую мы и хотели бы оценить, опираясь на приведенные коэффициенты. Ее мультипликаторы на ту же дату (19 сентября 2003 г.) таковы: Р/Е = -28,14; P/BV = 2,16. Большая отрицательная величина Р/Е может, например, означать, что убытки невелики и компания вот-вот станет самоокупаемой (в этом случае при расчете мультипликатора мы делим числитель на отрицательное число, близкое к нулю).

Выясняется, что в данной ситуации оценивать компанию на основе Р/Е компаний-аналогов ничем не лучше гадания на кофейной гуще. На первый взгляд, более точной может показаться оценка по мультипликатору P/BV. Однако и здесь мы наблюдаем почти



1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61