Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 [ 47 ] 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61

развитыми и развивающимися странами разрыв еще больше) и прослеживается явная корреляция Р/Е с процентной ставкой и реальными темпами роста: чем выше рост и ниже процентная ставка, тем выше значение показателя.

Все эти рассуждения приводят к следующему вопросу: как быть, если все подобранные нами компании-аналоги работают в разных странах, причем не в той, где находится оцениваемая компания? Для таких случаев существуют корректирующие приемы, которые позволяют делать мультипликаторы компаний из нескольких стран сравнимыми. Когда в группе аналогов собраны компании из разных стран, то зачастую на практике корректировка на страновой фактор делается через разницу в доходности еврооблигаций, номинированных в одной валюте. Если, например, доходность облигаций одной страны на четверть выше, то показатель Р/Е должен быть на четверть ниже. Это было бы верно, если бы темпы реального роста в обеих странах были равны нулю, но в условиях, когда они существенно отличны от нуля, такая корректировка неточна, учитывая еще и то обстоятельство, что для менее рисковых стран погрешность выше, так как чем ниже г, тем сильнее влияет ожидаемый рост (g) на размер знаменателя.

Таблица 12. Мультипликаторы Р/Е, процентные ставки и реальный рост ВВП в ряде развивающихся стран в 2002 г.

Процент-

Рост ВВП в ре-

Страна

ная ставка

альном выраже-

нии (%)

Аргентина

18,0

Бразилия

14,0

Чили

Гонконг

Индия

11,5

Индонезия

21,0

Малайзия

Мексика

11,5

Пакистан

19,0

Перу

18,0

Филиппины

17,0

Сингапур

Южная Корея

10,0

Таиланд

12,8

Турция

25,0

Венесуэла

15,0



шг Контрольный вопрос 15

Используя формулу г = г, + (3(rm - rf) + гс и свои знания о сравнительной оценке быстро- и медленнорастущих компаний, оцените, выше или ниже должен быть показатель Р/Е для страны А по сравнению с показателем для страны Б при следующих условиях:

а) если в стране А более высокие процентные ставки;

б) если у страны А более высокие ожидаемые темпы роста;

в) если страновой риск страны А оценивается выше.

10.3. Отраслевой фактор

Между отраслями также существуют значительные различия, влияющие на оценку бизнеса. Связано это с различной доходностью и капиталоемкостью разных отраслей (в более капиталоемкой отрасли, чтобы инвестиции окупались, маржа должна быть выше), а также с разным ожидаемым ростом и многими другими факторами, которые влияют на стоимость компаний (размер компаний, степень информационной открытости и защищенности акционеров и т. п.). Ведущие компании - поставщики финансовых информационных услуг и инвестиционные банки - регулярно проводят мониторинг изменений мультипликаторов в отраслевом разрезе.

В таблице 11 представлены основные мультипликаторы для ряда отраслей США (по данным на 2002 г.). Как видно из таблицы, разброс по каждому из показателей довольно велик: по P/S он варьирует от 4 в фармацевтике до ОД у производителей текстиля, по EV/EBIT - от 15 для воздушного транспорта до 5 в добыче нефти, по EV/BVA - от 6,5 в фармацевтике до 1 в индустрии развлечений. Помимо иллюстрации отраслевых различий, эта статистика является наглядным примером того, почему экстраполяция мультипликаторов во времени, а также между странами чревата огромными погрешностями. Например, низкий показатель P/S и высокий EV/EBIT, отмеченные для воздушного транспорта, объясняются крайне плохой конъюнктурой рынка в 2002 г. и низкой доходностью бизнеса. Так, для сравнения в 1998-2000 гг. мультипликатор EV/EBIT у авиалиний колебался в диапазоне от 7,5 до 9,5. Низкий P/S для текстильной промышленности США определяется нарастающей неконкурентоспособностью по сравнению с Китаем и другими странами с более дешевой рабочей силой и т. п.



Габлица 13. Основные мультипликаторы для ряда отраслей США (средние данные на 2002 г.)

Отрасль

EV/S

EV/ EBITDA

EV/ EBIT

EV/ NOPLAT

EV/ BVA

Воздушный транспорт

0,64

0,94

7,77

15,42

19,37

22,21

2,04

Дистрибуция продуктов

0,40

0,51

7,33

9,31

15,21

15,53

2,38

питания

Добыча нефти

1,25

1,73

3,81

4,79

7,07

20,02

1,82

Добыча угля

0,74

4,65

8,22

10,08

49,22

1,41

Добыча цветных

3,64

4,03

8,68

13,89

17,98

81,52

2,78

металлов

Издательский бизнес

0,87

4,96

7,74

23,03

24,81

2,21

Индустрия развлечений

2,45

3,09

7,67

13,90

19,08

52,14

0,97

Интернет

2,73

2,40

32,38

Н.д.

Н.д.

50,03

3,91

И нформационные

3,25

3,68

10,00

13,99

20,56

57,40

3,55

услуги

Кабельное телевидение

1,93

3,41

6,48

14,76

15,64

86,58

1,53

Машиностроение

0,63

0,98

6,44

9,02

14,38

24,34

1,55

Морские перевозки

0,55

1,17

4,32

6,13

8,61

14,99

1,02

Оборонная промышлен-

0,64

0,94

6,33

7,99

12,12

24,14

1,66

ность

Производство алкоголь-

2,20

2,50

9,01

10,73

16,80

30,32

3,95

ных напитков

Производство безалко-

2,50

2,79

11,02

13,97

19,84

28,71

4,31

гольных напитков

Производство изделий

0,95

1,12

6,90

9,20

14,79

20,63

1,92

из металла

Производство косметики

1,90

2,16

10,69

13,08

19,54

18,96

5,36

Производство оборудо-

1,14

1,11

18,32

Н. д.

Н. д.

16,39

2,08

вания для телекомму-

никаций

Производство обуви

0,86

0,90

7,22

8,62

13,48

22,10

2,69

Производство одежды

0,99

1,16

8,41

10,61

16,99

16,91

2,49

Производство продук-

1,10

1,46

7,87

10,05

15,33

80,78

2,25

тов питания

Производство полупро-

2,73

2,58

7,74

13,71

18,58

65,90

3,12

водников

Производство строи-

0,49

0,60

4,96

6,55

10,11

20,27

2,07

тельных материалов

Производство табачных

0,82

1,02

4,58

5,11

8,24

11,93

2,51

изделий

Производство текстиль-

0,13

0,70

4,91

8,34

8,67

12,30

1,10

ных изделий

Производство целлю-

0,67

1,13

5,79

8,57

12,57

36,96

1,36

лозы

Производство шин

0,28

0,47

3,80

5,70

8,04

16,86

1,22



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 [ 47 ] 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61