Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61

двукратное различие между фактическим и расчетным значениями мультипликатора. Хуже всего то, что, применяя только автоматически сконструированные мультипликаторы, мы не можем даже приблизительно объяснить причины таких расхождений. Чтобы это сделать, необходимо более подробно изучить положение каждой из компаний-аналогов, вероятно, некоторые из этих компаний просто отсеять, а цифры по другим - скорректировать, и только в этом случае можно будет получить более или менее достоверную картину.

Как вы могли убедиться сами, данные, приведенные в таблице 2, едва ли позволят сделать хоть какой-нибудь вывод о стоимости интересующей нас компании. В каждом конкретном случае необходимо точно знать, чем объясняются те или иные финансовые показатели и значения мультипликаторов. Для этого необходимо внимательно изучить, насколько каждая из компаний-аналогов сравнима с оцениваемой, а также рассмотреть специфические обстоятельства, влияющие на ее финансовое положение. И это самый главный недостаток таких баз данных pret-a-porter . Кроме того, в любой базе данных рассчитываются только базовые или универсальные показатели, применимые к компаниям любой отрасли, тогда как зачастую наиболее распространенными являются как раз показатели, специфичные для той или иной отрасли (см. главу Натуральные показатели ). К тому же, насколько мне известно, ни одна из баз не дает аналогов для закрытых компаний, тем более российских, а нам с вами, как правило, приходится оценивать именно их. На мой взгляд, такие базы данных, как Megastat, Value Line, Bloomberg, Reuters, Compustat, First Call/Thompson Financial, лучше всего использовать только в качестве источников первичной информации о котировках, ценах сделок и финансовых показателях компаний, а необходимые расчеты производить самостоятельно.

1.6. Применение метода оценки на основе мультипликаторов

Основной сферой применения мультипликаторов является оценка компаний (акций). Оценка на основе мультипликаторов очень популярна среди финансовых аналитиков и имеет самое различное применение.



Во-первых, она активно используется управляющими финансовыми активами, финансовыми аналитиками и трейдерами для оценки котируемых бумаг (т. е. тех, что уже имеют рыночную цену) с целью определения целесообразности вложений в них по существующей рыночной цене. Иными словами, мультипликаторы помогают ответить на вопрос: Переоценена ли или недооценена конкретная бумага по сравнению с другими бумагами компаний из этой же отрасли, страны и т. п.?

Во-вторых, этот метод используется для оценки закрытых или некотируемых компаний, т. е. тех, чьи акции не имеют рыночных котировок. Такая оценка бывает необходима: при осуществлении слияний и поглощений закрытых компаний; при первичном публичном предложении акций; при выкупе доли одного из акционеров другими акционерами; при передаче акций компании в залог под кредит; для проведения реструктуризации и т. д. - словом везде, где применима оценка.

Понятно, что в первом случае предполагается, что рынок может быть нерациональным, т. е. оценивать финансовые активы не по их справедливой стоимости, а во втором - наоборот: оценка производится на основе рыночных цен аналогичных компаний, тем самым подразумевается, что эти рыночные цены являются справедливыми.

Строго говоря, оценка по мультипликаторам не является основным методом оценки акций (компаний). Традиционно считается, что самый точный, хотя и самый трудоемкий, метод оценки бизнеса - это дисконтирование денежных потоков. Однако на практике дисконтирование не всегда применимо, и во многих случаях возникает необходимость дополнить его оценкой по мультипликаторам. Она применяется, в частности, в следующих ситуациях:

когда требуется мгновенная (читай - упрощенная) оценка;

при недостатке данных для оценки по дисконтированным денежным потокам;

если невозможно обеспечить точное прогнозирование на длительный период;

когда требуется придать оценке объективность (при оценке по мультипликаторам это обеспечивается за счет использования рыночной информации);

если требуется проверить оценку с помощью других методов, т. е. когда нужны вспомогательные проверочные методы.



Рассмотрим эти случаи более подробно.

Мгновенная оценка. Финансовый аналитик может просто не иметь времени на расчеты. Нередко ситуация требует принятия почти мгновенных финансовых решений, особенно часто такая ситуация возникает при торговле ценными бумагами, когда трейдер должен за считанные секунды определиться по вопросу об их покупке или продаже. Современные финансисты и теоретики бизнеса часто цитируют слова, принадлежащие профессору Стэн-фордского университета Кэтлин Айзенхарт: Сегодня, более чем когда-либо, лучшие стратегии оказываются бесполезными, если их формулировка отнимает слишком много времени 1. Оценка на основе мультипликаторов - это, безусловно, самый простой и быстрый из всех известных методов, чем, собственно, и объясняется его широкое распространение в последнее время.

Недостаток данных. У финансового аналитика может не хватать данных для построения сложных финансовых моделей. Такие ситуации возникают сплошь и рядом, например:

при купле-продаже акций портфельным акционером, не имеющим достаточной информации о компании;

при проведении оценки для целей недружественного поглощения, которое не подразумевает полного раскрытия информации со стороны поглощаемой компании;

а также в случае оценки молодой компании (start-up), которая еще не имеет своей истории операций.

В отсутствие времени и достаточной информации оценка на основе мультипликаторов - это практически единственный выход из положения, хотя и не идеальный.

Невозможность точного прогнозирования. Мультипликаторы часто применяются в рамках метода дисконтированных денежных потоков. Как правило, в этом случае они используются при оценке остаточной, или конечной, стоимости бизнеса (terminal value - TV)2.

1 Моге than ever before, the best strategies are irrelevant if they take too long to formulate* - in Eisenhardt, K. Speed and Strategic Choice: How Managers Accelerate Decision Making , California Management Review (Spring, 1990).

2 В книге Т. Коупленда, Т. Колера и Дж. Муррина Стоимость компаний использован термин continuing value , переведенный на русский язык как продленная стоимость .



1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61