Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 [ 53 ] 54 55 56 57 58 59 60 61

были на одну акцию и поделить одно на другое. Это и будет взвешиванием в случае с отрицательными значениями знаменателя.

Что касается выбора между средним значением или медианой, то медиана считается более точной оценкой, поскольку крайние значения влияют на нее меньше, чем на среднеарифметическое. Особенно это актуально в случае с Р/Е, который может быть равен сколь угодно большому числу для тех компаний, чья прибыль не сильно отличается от нуля. Выход из этой ситуации - отбросить крайние значения при расчете среднего.

11.3. Регрессионное уравнение

Вторым способом расчета требуемого мультипликатора является регрессионное уравнение. Напомним, что регрессия - это линейное уравнение, в котором правая часть объясняет изменение левой части. Например, если я напишу уравнение 5L = 0,55R, где R - выручка компании, a L - затраты на персонал, то его можно будет интерпретировать следующим образом: рост выручки на 1% требует увеличения расходов на персонал на 0,5%. Искусство составления регрессионных уравнений состоит в том, чтобы правильно определить, от каких параметров зависит движение той или иной переменной, и представить в правой части уравнения такой набор независимых параметров, который в максимальной степени объяснял бы изменения переменной в левой части.

Для оценки с использованием мультипликаторов, которые были получены первым путем (т. е. как среднее или медиана), нужно внимательно следить за тем, чтобы оцениваемая компания и ее аналог как можно более точно совпадали по рисковости, темпам роста и некоторым другим параметрам. Эмпирическим путем было установлено, что значение показателя P/S хорошо коррелирует с доходностью продаж или маржой чистой прибыли (регрессионное уравнение вида P/S = а + P(E/S)), а значение P/BV - с доходностью акционерного капитала (регрессионное уравнение вида P/BV = а + pROE).

Ha самом деле данный результат является в каком-то смысле тривиальным. Ведь оба уравнения, по сути, иллюстрируют тот факт, что в конечном счете для оценки компании важна ее доходность. Поэтому оценка компании зависит от того, какую прибыль генерирует 1 долл. продаж и какую доходность на вложенный



капитал генерирует 1 долл. активов. Таким образом, данные формулы - это еще одно напоминание о том, что оцениваемая компания и ее аналоги в идеале должны быть схожи как по показателям доходности продаж, так и по показателям доходности активов. Регрессия является хорошим способом, позволяющим решить эту проблему. Ведь регрессия выявляет формулу зависимости величины мультипликатора от данных параметров, следовательно, в выборке аналогов не обязательно должны быть компании, похожие друг на друга, как солдатики. Таким образом, регрессия применима и там, где недостаточно прямых аналогов для расчета мультипликатора.

Ниже мы приведем учебный пример расчета мультипликаторов на основе регрессий, заимствованный нами у Дамодарана. В этом примере требуется оценить закрытую компанию Estee Lauder, известного производителя элитной косметики и парфюмерии, на основе оценки рынком отрытых компаний схожего профиля. В таблице 17 приводятся данные для Estee Lauder и группы аналогов, состоящей из 9 компаний1. Как видно из таблицы, у Estee Lauder ожидаемые темпы роста примерно в два раза выше, чем в среднем для группы аналогов (25% и 12,8% соответственно), доля дивидендов в чистой прибыли несколько выше, доход на акционерный капитал - ниже, а маржа чистой прибыли (E/S) существенно ниже (3,6% против 8,1%).

Для оценки были выбраны показатели Р/Е, P/BV и P/S. При этом рассчитывались регрессионные уравнения следующего вида.

Мультипликатор Р/Е регрессировался относительно темпов роста (g), доли дивидендов в чистой прибыли (1 - Ь) и рисковости ценной бумаги ф). Полученное в итоге уравнение связывает Р/Е только с темпами роста (g), а это означает, что зависимости от двух других параметров в данном конкретном случае не было выявлено.

Мультипликатор P/BV регрессировался относительно доходности на акционерный капитал (ROE).

Мультипликатор P/S - относительно маржи чистой прибыли при продажах (E/S), однако в этом случае разница в темпах роста уже не учитывалась.

1 К сожалению, Дамодаран не указывает дату, на которую производилась оценка.



Компания

Beta

долл.

EPS, долл.

Payout ratio, %

ROE,

BV/ акция, долл.

P/BV

акция, долл.

Nl/S,

Alberto Culver

0,85

2,10

14,3

11,0

14,0

15,10

1,99

54,85

0,55

Avon Products

1,30

4,75

15,2

12,5

137,0

3,55

20,28

76,90

0,94

BIC Corporation

0,65

2,70

14,8

10,5

19,5

13,80

2,90

23,75

1,68

11,4

Carter-Wallace

1,20

0,80

15,0

10,5

8,25

1,45

14,95

0,80

Gillette

1,25

2,15

22,8

17,0

-29,0

7,15

6,85

16,85

2,91

12,8

Helen of Troy

0,95

2,25

-8,0

13,0

13,0

17,80

1,01

28,50

0,63

Helene Curtis

0,85

2,30

13,0

25,85

1,16

138,90

0,22

Tambrands

1,05

2,75

16,0

15,0

76,9

3,55

12,39

19,60

2,24

14,0

Jean Philippe Fragnances

1,90

0,70

15,7

20,0

16,3

4,35

2,53

7,33

1,50

СРЕДНЕЕ

15,0

12,8

36,1

5,62

Estee Lauder

25,00

28,7

3,13

25,30

Таблица 18. Оценка компании Estee Lauder по мультипликаторам P/E, P/BV и P/S, полученным на основе среднеарифметического и с помощью регрессионных уравнений

Оценка по Р/Е

Оценка по P/BV

Оценка по P/S

Среднеарифметическое

Регрессия

Среднеарифметическое

Регрессия

Среднеарифметическое

Регрессия

Формула

Значение показателя Результат оценки

Р/Е = Рд/ЕАх

29,3 26,38

Р/Е =10,17 + + 37,62д 19,58 17,62

P/BV = Рд/ВУдХ х ROEEL/ROEA 4,48 14,01

P/BV = 0,16 + + 15,13ROE 4,51 14,12

P/S = PA/SAx х EEL/SEL/EA/SA 0,56 14,17

P/S = -0,82 + + 19,09E/S 0,4 10,12

Примечание. Для компании Estee Lauder используется индекс EL, а для группы компаний-аналогов - индекс А.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 [ 53 ] 54 55 56 57 58 59 60 61