Промышленный лизинг
Методички
P/S для компаний, специализирующихся на предоставлении услуг кабельного телевидения и Интернета? Ниже (см. табл. 21) приводится пример реальных расчетов для сделок по приобретениям, которые проводились в конце 1999 г., когда рыночные сентименты относительно подобного бизнеса были очень благоприятными. Из таблицы видно, что выручка на одного подписчика на формирующихся рынках - как ожидаемая в ближайший год, так и через 5 лет - существенно ниже. Соответственно, цена, уплачиваемая за одного подписчика, также гораздо ниже. При этом мультипликаторы, номинированные в денежном выражении (такие, как P/S и P/EBITDA1), выше - как для выручки, ожидаемой в 2000 г., так и выручки и EBITDA, ожидаемых в 2005 г. Какую интерпретацию можно этому дать? Единственное объяснение, существовавшее на момент оценки, заключается в том, что инвесторы считали формирующиеся рынки Восточной Европы гораздо более перспективными и быстрорастущими, чем сформировавшиеся рынки Западной Европы, потенциал роста которых был к тому времени практически исчерпан. Обращает на себя внимание тот факт, что и показатель P/S, рассчитанный по ожидаемым продажам в 2005 г., т. е. по ожидаемым результатам через пять лет с момента оценки, остается более высоким для формирующихся рынков. Это означает, что насыщение должно наступить позже чем через 5 лет. Во-вторых, компании на формирующихся рынках более крупные (по числу подписчиков). У бизнесов, занимающихся разработкой контента, есть очевидная экономия на масштабе: разработка или закупка контента, как правило, стоит фиксированную сумму, а выручка (абонентская плата) зависит от количества подписчиков. В данном случае прослеживается некоторая корреляция оценки с премией за размер компании. Средняя прогнозируемая маржа EBITDA примерно одинакова на обоих рынках, к тому же разница в прибыльности могла бы объяснить различия в P/S, но не в Р/ EBITDA. 1 Рассчитывался вынужденно, так как для расчета EV/EBITDA не были доступны данные по размеру долга. Таблица 21. Сравнительные мультипликаторы для ряда компаний - провайдеров кабельного телевидения на развитых и формирующихся рынках
1 Обозначение F - от forecast (прогноз). 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 [ 57 ] 58 59 60 61 |