Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90

наиболее вероятные по возникновению и весомые по величине потерь риски, которые будут являться объектом дальнейшего анализа для принятия решения о целесообразности реализации проекта. Оценка вероятности также поможет ЛПР уяснить практические возможности выборочных исследований и дать прогноз будущих действий.

Применительно к экономическим задачам методы математической статистики сводятся к систематизации, обработке и использованию статистических данных для научных и практических выводов. Метод исследования, опирающийся на рассмотрение статистических данных о тех или иных совокупностях объектов, называется статистическим. Основным элементом экономического исследования является анализ и построение взаимосвязей экономических переменных. Изучение таких взаимосвязей осложнено тем, что они не являются строгими, функциональными зависимостями. Бывает достаточно трудно выявить все основные факторы, влияющие на данную переменную (например, прибыль, риск), многие такие взаимодействия являются случайными, носят неопределенный характер, и число статистических наблюдений является ограниченным. В этих условиях математическая статистика (то есть теория обработки и анализа данных) позволяет строить экономические модели и оценивать их параметры, проверять гипотезы о свойствах экономических показателей и формах их связи, что в конечном счете служит основой для экономического анализа и прогнозирования, создавая возможность для принятия обоснованных экономических решений. Теория вероятностей играет важную роль при статистических исследованиях вероятностно-случайных явлений. Здесь в полной мере находят применение такие, основанные на теории вероятностей разделы математической статистики, как статистическая проверка гипотез, статистическое оценивание распределений вероятностей и входящих в них параметров и др.

Методы принятия решений в условиях риска также разрабатываются и обосновываются в рамках так называемой теории статистических решений. Суть статистического метода, как уже указывалось, заключается в том, что анализируется статистика потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном предприятии (экономическая ситуация), устанавливается величина и частость получения того или иного экономического результата и составляется наиболее вероятный прогноз на будущее. Не-

достатком статистического подхода к измерению риска является тот факт, что он основывается па имеющихся статистических данных прошлых периодов, в то время как оценка риска относится к будущим событиям. Это снижает ценность данного подхода к условиях быстро меняющейся экономической обстановки. В то же время достоинством данного подхода к измерению риска является его объективность.

Экономико-математические задачи, цель которых состоит в нахождении наилучшего (оптимального) с точки зрения некоторого критерия (или критериев) варианта использования имеющихся ресурсов (труда, капитала, и пр.), называются оптимизационными. Оптимизационные задачи решаются с помощью оптимизационных моделей методами математического программирования. Необходимым условием использования оптимального подхода к планированию и управлению (принципа оптимальности) является гибкость, альтернативность производственно-хозяйственных ситуаций, в условиях которых приходится принимать планово-управленческие решения. Именно такие ситуации, как правило, и составляют повседневную практику хозяйствующего субъекта (выбор оптимального ассортимента производственной программы, прикрепление к поставщикам, составление портфеля ценных бумаг, вложение инвестиций в оптимальный проект, маршрутизация, раскрой материалов и т.д.).

Структура оптимизационной модели состоит из целевой функции, области допустимых решений и системы ограничений, определяющих эту область. Целевая функция в самом общем виде, в свою очередь, также состоит из трех элементов: управляемых переменных, неуправляемых переменных и формы функции (вида зависимости между ними). Если все функции, описывающие некоторую экономическую ситуацию линейны, то имеем задачу линейного программирования, к которой и будет сведена задача игры с природой о нахождении оптимального ассортимента продукции, выпускаемой швейным производством.

С каждой задачей линейного программирования связана другая задача, называемая двойственной по отношению к исходной. Совместное изучение данной задачи и двойственной к ней задачи служит инструментом анализа и принятия правильных решений в условиях постоянно меняющейся экономической ситуации.



1.2. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РИСКА

Рассмотрим некоторые характерные факторы, определяющие неопределенность рыночной экономики. К этим факторам относятся: учет времени при экономических расчетах, неопределенность рыночного спроса, слабая предсказуемость рыночных цен, неопределенность рыночного предложения, недостаточность информации о действиях конкурентов и т.д. Считается, что вероятностные характеристики указанных факторов являются неизвестными.

Рассматриваемые в этой главе тенденции влияния различных факторов на степень экономического риска находят отражение и в сфере сервиса.

В условиях нестабильной экономики и в связи с падением платежеспособного спроса населения, а отсюда из-за низкой нормы прибыли на вложенный капитал, функционирование предприятий сферы сервиса подвержено значительному риску. Рассмотрим кратко структуру услуг, сложившуюся к настоящему моменту, связав ее с анализом современного состояния рынка и уровнями доходов и расходов населения. В связи с ростом частного строительства, резким расширением парка импортных, а также отечественных автомобилей расширяется сфера строительных услуг, строятся предприятия и создаются фирмы по производству строительных и отделочных материалов, окон, дверей, мебели, ремонту квартир, создается широкая сеть автосервисных центров, заправочных станций, кафе, ресторанов и т.д. Большинство из этих услуг доступны лишь лицам с высоким уровнем дохода. Из-за значительного увеличения стоимости предметов длительного пользования основная часть населения вынуждена поддерживать потребительские свойства ранее приобретенных изделий, что означает устойчивое развитие предприятий бытового обслуживания занятых ремонтом бытовой техники. В связи с общим падением жизненного уровня населения увеличились потребности в услугах по ремонту одежды и обуви, химической чистки, вместе с тем значительно уменьшилось изготовление предметов потребления по индивидуальным заказам и сократились услуги прачечных.

Рассмотренная структура услуг показывает, что роль бытового обслуживания не только не уменьшилась, а значительно выросла. С одной стороны, нужно учитывать и прогнозировать по-

требность в развитии высококлассных предприятий сферы услуг, обслуживающих лиц с высоким уровнем дохода, а с другой стороны, сфера сервиса имеет важное социальное значение, помогая малообеспеченным слоям населения жить в сложных экономических условиях. Поэтому на всех региональных уровнях необходимо создание таких программ по возрождению и созданию системы предприятий сферы обслуживания, которые способствовали бы обеспечению населения комплексом социально необходимых услуг и свели бы предпринимательский риск к минимуму.

1.2.1. Взаимосвязь рыночного равновесия и коммерческого риска

Одним из основных принципов рыночной экономики является принцип сопоставления спроса и предложения. Экономическая модель спроса и предложения направлена на то, чтобы объяснить соотношение цены и количества товаров, обмениваемых на рынке за определенный период. Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. В условиях инфляции также существует рыночное равновесие, лишь с тем отличием, что точка равновесия периодически меняет свои координаты. В рыночной системе хозяйствования формируется сбалансированность и стабильность, которые являются одним из важнейших условий достижения большей определенности, что можно рассматривать как внешний фактор ограничения коммерческого риска.

Являясь новым для российской экономики, фактор рыночного равновесия заслуживает пристального внимания при рассмотрении его связи с риском.

Рассмотрим общую постановку задачи. На рис. 1.6 представлены функции спроса D и предложения S в зависимости от цены Р и объема продаж Q. Здесь Ро - равновесная цена, Qo - равновесный объем продаж, при котором спрос и предложение соответствуют друг другу. Точка А представляет собой точку равновесия, а цена Р0 называется равновесной. Как продавцу, так и покупателю нецелесообразно отступать от точки равновесия. Поэтому определение состояния рыночного равновесия представляет собой задачу, которая имеет важное значение для продавца и покупателя товара. Функция спроса зависит от ряда факторов у\,уг, , ут, т.е. D = f(y\, у2,ут). В качестве указанных факторов высту-



QB Q0 Qc Q

Рис. 1.6. Влияние кривых спроса на равновесную цену

пают: количество покупателей, цена на подобные товары, потребительские вкусы, уровень доходов потребителей и т.п. Изменение каждого из этих факторов приводит к смещению функции спроса (кривые D\, Di, D{).

Видно, что смещение функции спроса приводит (при заданной функции предложения) к изменению равновесной цены и объема продаж, а это ведет к изменению валового дохода (выручки) -

PiQi, / = 1,т.

Естественно, что при выходе на рынок и продавец и покупатель стремятся изучить данный рынок и определить функцию спроса на предлагаемый товар, и, соответственно, рыночную цену. В силу того, что функция спроса подвержена изменениям в результате воздействия на нее факторов у\,уг, ... , ут, то во многих случаях невозможно определить точно, каким образом и на какую величину произойдет изменение таких факторов, как количество покупателей, цены на подобные товары, потребительские вкусы и т.п. Функции спроса Du D2, .... Dm, зависящие от перечисленных факторов, являются неконтролируемыми, т.е. приходится принимать решение в условиях неопределенного спроса (коммерческого риска) на товары (услуги). Контролируемые (управляемые)

факторы обозначим через х = {xj} , j = l,n.B качестве Xj могут быть: объемы продаж, издержки производства, транспортные расхо-

ы, другие факторы. Валовый доход будет зависеть от контролируемых и неконтролируемых факторов, т.е. TR - TR(X, D). Имея дискретное множество указанных факторов, можно построить матрицу валового дохода \\TR(X, D)\\, анализ которой позволяет получить оптимальное решение.

1.2.2. Влияние факторов рыночного равновесия на изменение коммерческого риска

В результате изучения рынка сбыта некоторого товара, после соответствующей статистической обработки полученных данных были построены кривые спроса и предложения этого товара в виде

-р + 8 р + 2

,5 = Р+0,5,

(1.2.1.)

которые изображены на рис. 1.7 в одних и тех же осях координат, чтобы использовать их в анализе для определения равновесных цен, объемов товара и их влияния на уровень коммерческого рис-


12 3 4

Рис. 1.7. Анализ взаимосвязи рыночного равновесия и коммерческого риска



1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90