Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90

ка. Для большей наглядности и удобства рассуждений значения D п S откладываем по оси абсцисс, а цену Р - по оси ординат.

Ясно, что оптимальный вариант - равенство величин спроса и предложения, а они равны в точке А пересечения кривых. Из уравнения

находим равновесную цену Ро = 1.42 ден. ед. Только при этой цене объем спроса равен объему предложения. Любой отход от цены равновесия приводит в действие силы, обусловленные законами рынка, чтобы вернуть его в прежнее равновесное состояние, которое и является фактором уменьшения неопределенности окружающей среды и фактором ограничения риска в точке равновесия.

При цене товара Р < Ро, например при Р = 1 ден. ед., объем спроса будет превышать объем предложения (Qd > Qs) и имеет место дефицит товара, равный разнице между количеством товара, которое покупатели хотят приобрести при данной цене, и количеством товара, которое продавцы хотят продать. Возникает избыточный спрос, который свидетельствует о наибольшей вероятности реализации товара и, следовательно, минимизации риска при данной цене с запасом гарантированной возможности ее увеличения до равновесного уровня без соответствующего уменьшения вероятности реализации товара.

Если же цена товара Р > Р0, например Р = 2 ден. ед., то объем спроса не достигнет уровня предложения, т.е. Qd < Qs- И тогда разница между объемом спроса и объемом предложения является избыточным предложением при данной цене. Так 5(2) = 2,5, а D(2) = 1,5 и разница S(2) - D(2) = 2,5 - 1,5 = 1 показывает, что при цене Р = 2 ден. ед. образуется избыточное предложение, равное 1 ден. ед., и оно может стать причиной увеличения товарных запасов, что само по себе увеличивает расходы и уровень риска. Поэтому, до тех пор пока не устранится излишнее предложение, производитель (поставщик) вынужден снижать цены. От этого объем спроса увеличивается, а объем предложения падает, достигая точки равновесия.

Часть плоскости, лежащая между линиями спроса и предложения ниже точки рыночного равновесия (рис. 1.7), является зоной отсутствия риска от повышения цены и выше точки рыночного равновесия - зоной повышенного риска.

Математически зоны отсутствия и повышенного риска описываются соответственно следующими системами неравенств:

p - s + 0,5 < 0, р + 8

р + 2

<0,

р - s + 0,5 > 0,

D->0. р + 2

В зоне отсутствия риска, риск реализации товара хотя и минимален, но с увеличением цены прибыль производителя будет выше, пока на товар находится покупатель, поэтому оптимальным риск и будет в точке рыночного равновесия. Это связано с тем, что конкурирующие покупатели, будучи не в состоянии получить потребное им количество товара по данной цене, начинают предлагать более высокие цены до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня, поэтому обусловленное дефицитом снижение риска в условиях рыночных отношений непродолжительно.

При увеличении спроса, например, из-за повышения дохода потребителей, равновесная точка переходит по кривой S вверх. Рыночная цена равновесия повышается, увеличивается зона отсутствия риска и уменьшается зона повышенного риска. Падение спроса на товар увеличивает уровень коммерческого риска и уменьшает объем предложений, низкая равновесная цена требует более эффективной работы компании, ибо повышается вероятность низкорентабельной работы или их банкротства.

Понижение предложения товара приводит к уменьшению риска, связанного с его реализацией, и к увеличению его цены. Понижение цены на товар вызовет повышение объема спроса, что увеличивает зону повышенного риска.

1.2.3. Моделирование процесса достижения равновесия

Цена равновесия Ро может быть интерпретирована как справедливая цена обмена , которая устанавливается в результате многочисленных парных сделок между продавцами и покупателями. Это состояние равновесия замечательно тем, что в нем полностью удовлетворен спрос, а также отсутствует излишнее производство товара, т.е. нет перепроизводства продукта и нерационального расходования производственных ресурсов. Таким образом, с производственной точки зрения состояние равнове-



сия соответствует наибольшей экономии ресурсов. В связи с этим состояние равновесия является приемлемым и подходящим для обеих групп участников рыночного обмена - производителей и потребителей и поэтому может выступать как конечная цель процесса регулирования при помощи цен.

Как правило, в конкурентной экономике без сговора (коалиции) достижение равновесия есть стихийный процесс, основанный на том, что при любой цене, превышающей равновесную, количество товара, которое стремятся предложить продавцы (производители), будет превосходить то количество, на которое покупатели (потребители) намерены предъявить спрос; возникает давление на цену в сторону ее понижения, причем деятельность некоторых продавцов, желающих избавиться от товара, будет направлена против существующего (слишком высокого) уровня цены. Подобным же образом можно показать, что цена, находящаяся ниже уровня равновесия, испытывает давление в сторону повышения.

Процесс приближения к нормальному равновесию во времени можно представить при помощи последовательности малых дискретных шагов, используя представления о функциях спроса и предложения, которые сами могут изменяться в ходе рыночного процесса вследствие изменения условий производства и потребления.

Модель процесса достижения равновесия использует его дискретное представление с помощью так называемых торговых дней (шагов) с номерами: t, t + 1, t + 2, ... Пусть в торговый день t задано предложение St и оно определяет цену Pt как решение уравнения S(P,) = S,.

Эта цена характеризует объем спроса Д = АЛХ а предложение на следующий торговый день прямо ориентируется на спрос предыдущего дня

S,+x = D,. (1.2.2)

Проиллюстрируем процесс достижения равновесия на кривых (1.2.1). Основное соотношение (1.2.2)

-Р, +8

/>,+1+0,5 =

Р, +2

Отсюда цена в каждый следующий рыночный день определяется через цену в предыдущий день по формуле

-1.5Р,+7 Р,+1~ Р,+2

Предположим, что начальная цена Р, = 1, и сведем результаты расчета в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Сходимость цены к равновесной по времени

E=D-S

2,33

0,83

1,83

1,61

2,33

-0,72

1,11

2,22

1,61 /

0,61

1,72

1,69

2,22

-0,53

1,19

2,13

1,69

0,44

1,63

1,76

2,13

-0,37

1,26

2,06

1,76

0,30

1,57

1,80

2,06

-0,26

1,30

2,03

1,80

0,23

1,53

1,83

2,03

-0,20

1,33

2,00

1,83

0,17

1,50

1,86

2,00

-0,14

1,36

1,98

1,86

0,12

1,48

1,87

1,98

-0,11

1,37

1,97

1,87

0,10

1,47

1,88

1,97

-0,09

1,38

1,96

1,88

0,08

1,46

1,89

1,96

-0,07

1,39

1,95

1,89

0,06

1,45

1,90

1,95

-0,05

1,40

1,94

1,90

0,04

1,44

1,91

1,94

-0,03

1,41

1,93

1,91

0,02

1,43

1,92

1,93

-0,01

1,42

1,92

1,92

0,00



Таким образом видно, что по прошествии 25 рыночных дней процесс установления цены сходится к состоянию равновесной цены Р0 = 1.92. Этот процесс изображен на рис. 1.8.


1 2 3 4 D,S

Рис. 1.8. Паутинообразная модель

Геометрическая иллюстрация этого процесса приближения к равновесию напоминает паутину и поэтому сама модель часто называется паутинообразной. Сходимость указанного рыночного процесса будет гарантирована, если выполнено условие S(P) > D(P), что соответствует более сильной реакции производителей по сравнению с потребителями.

1.2.4. Влияние изменения спроса на уровень коммерческого риска

При изучении вопроса о том, как условия, которые изменяют либо спрос, либо предложение, воздействуют на равновесные рыночные цены и количество товаров, можно воспользоваться сравнительным статистическим анализом спроса и предложения. При решении задач минимизации риска применение этого метода дает возможность создания экономических моделей для объяснения предшествующих и предсказания будущих событий. Маркетинговые исследования являются лучшей информационной базой для этого анализа.

На рис. 1.9 изображено для какого-то момента времени рыночное равновесие, соответствующее точке А. В следующий момент времени произошло увеличение дохода потребителей. Функцию спроса тогда можно записать как

р + 2

(кривая Z>2 на рис. 1.9). Равновесная цена для этого момента определяется из уравнения

p + Z

и равна Р2 - 2,65 ден. ед. и при этом

d2 = .0(2,65) = 3,15 у. е.


Рис. 1.9. Влияние повышенного спроса на уровень коммерческого риска



1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90