Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 [ 133 ] 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343

Таблица 14.5

Общая стоимость находящихся в обращении ценных бумаг с фиксированным

доходом на конац 1992 г.

Типы бумаг

Государственные ценные бумаги Облигации корпораций и иностранных организаций Муниципальные облигации Закладные

Потребительские кредиты Другие

Общая стоимость

Источник: Federal Reserve Bulletin, November 1993, p. A43.

Таблица 14.6

Новые выпуски ценных бумаг, эмитируемые правительствами штатов и местными органами управления в 1992 г. Классификация по эмитентам

Эмитент Стоимость

(в млрд. долл.)

Штат 25,3

Специальные районы и законодательные власти 129,7

Муниципалитеты, округа, районы 60,2

Общая стоимость 215,2

Источник: Federal Reserve Bulletin, November 1993, p. A34.

74.5.7 Учреждения - эмитенты муниципальных облигаций

В табл. 14.6 дана общая стоимость муниципальных облигаций, выпущенных в 1992 г. различными учреждениями. А в табл. 14.7 указывается, на какие цели были направлены средства, вырученные от выпущенных в 1992 г. бумаг. Штаты обычно выпускают долговые обязательства с целью мобилизации средств на строительство дорог, жилья, для нужд образования . Общая идея выпуска муниципальных бумаг состоит в том, что платежи по ним осуществляются за счет дохода от эксплуатации объектов общественного пользования, для финансирования строительства которых они были выпущены. В одних случаях имеется прямая связь между доходом от эксплуатации и выплатами по облигациям (например, сборы за использование моста должны идти на погашение займа на его строительство). В других - косвенная (например, налоги на бензин могут использоваться в качестве обеспечения займа на строительство дороги) или совсем скрытая связь (например, и качестве обеспечения облигаций, выпущенных для финансирования строительства новых правительственных зданий, могут использоваться налоги штата на продажи или подоходные налоги).

Следует отметить, однако, что в случае с облигациями штатов инвесторы ограничены в средствах правовой защиты: в случае неплатежа по облигациям они не могут подать в суд на администрацию штата без ее разрешения. Это означает, что выпускаемые штатом облигации для финансирования какого-либо капитального проекта могут содержать значительную степень риска. Тем не менее облигации, обеспеченные признанием и доверием правительства штата, считаются вполне надежными, несмотря на то что держатели облигаций не имеют права предъявлять иск. Предполагается, что за-

Стоимость (в млрд. долл.)

4 795,5 1 966,4

1 197,3 4 005,6

809,2

2 210,7 14 984,7



конодательные органы штата сделают все от них зависящее, чтобы выплаты по облигациям были произведены своевременно.

Таблица 14.7

Новые выпуски ценных бумаг, эмитированные правительствами штатов и местными органами управления в 1992 г. Классификация по целям

Цель Стоимость

(в млрд. долл.)

Образование 22,1

Транспорт 17,3 Коммунальные нужды и охрана

окружающей среды 20,1

Социальное обеспечение 21,8

Помощь промышленности 5,4

Другие 33,6

Общая стоимость 120,3

Источник: Federal Reserve Bulletin, November 1993, p. A34.

В отличие от правительства штата против местных органов управления держатели облигаций могут возбудить дело без их согласия, с тем чтобы через суд заставить администрацию собрать средства, необходимые для выплат по облигациям. В такой ситуации в большинстве случаев может использоваться только доход от определенных проектов (например, сборы от эксплуатации дороги). Но в некоторых случаях для выплат по облигациям могут использоваться средства от сбора какого-либо налога, но до установленного законом предела.

В истории выпуска муниципальных ценных бумаг имели место случаи невыполнения местными органами управления своих обязательств по долгам (один из них произошел в Кливленде в 1978-1979 гг.), а также изменения условий выплаты долга, когда находящиеся в обращении сертификаты заменялись на новые, с более низкой ставкой процента или с отсроченной выплатой процентов и с более продолжительным сроком погашения (как это случилось в Нью-Йорке в 1975 г.).

Наиболее распространенными органами местного самоуправления являются окружные советы и муниципалитеты, но есть и другие. Примером могут служить школьные и районные органы управления, а также администрации, образованные для управления финансами и деятельностью морских портов и аэропортов. Все они создаются с разрешения правительства штата, которое может наделять их монопольной властью и полномочиями по сбору определенных типов налогов. Однако при этом налагаются ограничения на сумму собранных налогов, налоговую ставку и величину (или тип) выпущенного займа.

Главным источником финансирования подобных учреждений являются средства от налога на недвижимое имущество. В связи с тем что какое-либо недвижимое имущество может облагаться одновременно налогами нескольких учреждений (например, муниципалитетом, окружным советом, школьным районным управлением, администрацией порта и управлением канализационной системы), то степень риска облигаций учреждения зависит как от размера имущества, облагаемого налогом этого учреждения, так и от величины других займов, обеспеченных налогами на это же имущество.

14.5.2 Виды муниципальных облигаций

Общая номинальная стоимость выпущенных в 1992 г. муниципальных облигаций составляла $215,2 млрд. Из них $78,6 млрд. приходилось на облигации под общее обязательство, а $136,6 млрд. - на облигации под доход от проекта14.



Облигации под общее обязательство (general obligation bonds) подкреплены признанием и доверием , а следовательно, и всеми налоговыми полномочиями учреждения-эмитента. Большинство облигаций такого вида выпускаются организациями с неограниченными полномочиями по взиманию налогов, хотя в некоторых случаях они все же должны соблюдать ограничения, установленные на сумму налогов или налоговую ставку (или на то и другое).

Облигации под доход от проекта (доходные облигации) (revenue bonds) обеспечиваются либо доходом от планируемого проекта, либо доходом соответствующего органа управления или учреждения, либо средствами от сбора определенного налога. Во многих случаях эмитентами таких облигаций являются учреждения, которые надеются продать свои услуги, погасить издержки и после этого иметь достаточно средств для погашения долга. За исключением предоставления некоторых монопольных прав, правительства штатов и местные органы власти могут не оказывать поддержки такому эмитенту. Степень надежности этих облигаций отражает состояние дел на предприятии, связанном с эмитентом.

Одни доходные облигации выпускаются для финансирования предприятий общественного пользования, принадлежащих местным властям, в частности систем водо-, электро- и газоснабжения и т.п. Другие - для сбора средств на общественные нужды (например, на общественный транспорт). Некоторые облигации этого вида могут обеспечиваться специальными налоговыми сборами, которые взимаются с тех, для кого предназначается финансируемый с помощью таких облигаций проект (например, с тех, кто проживает на улице, на которой муниципальные органы устанавливают новую канализационную систему). Широкое распространение имеют облигации промышленного развития (industrial development bonds, IDB), выпускаемые для сбора средств на покупку или строительство промышленных сооружений, которые предполагается сдать в аренду фирмам на благоприятных условиях. Такие облигации позволяют снизить стоимость финансирования для тех компаний, которые решили разместить свои предприятия на той же территории, где находится эмитент облигаций.

Большая часть облигационных займов приходится на долгосрочные облигации, а различные виды краткосрочных облигаций выпускаются для удовлетворения срочной потребности в наличных средствах. Традиционно к таким видам относятся векселя со сроком до поступления налогов (TAN), векселя со сроком до поступления дохода (RAN), векселя со сроком до получения дотации (GAN) и векселя со сроком до поступления налогов и дохода (TRAN). В названии каждого вида этих бумаг отражен источник средств их погашения. Поэтому одни можно отнести к облигациям под общее обязательство, а другие - к облигациям под доход от проекта.

В последнее время муниципалитеты приступили к выпуску двух других видов краткосрочных обязательств. К одному из них относится освобожденный от налогов коммерческий вексель. Он подобен корпоративному коммерческому векселю, который выпускается с фиксированной процентной ставкой и сроком погашения, как правило, не более 270 дней. К другому виду относятся облигации с плавающей процентной ставкой, которая периодически меняется (обычно еженедельно) в соответствии с изменением рыночной процентной ставки. Более того, данные облигации обладают тем свойством, что инвестор может погашать их досрочно по истечении установленного числа дней после того, как он известил эмитента о своем намерении (например, через неделю после извещения).

14.5.3 Налоговый режим

Согласно двусторонней договоренности с федеральным правительством процентные выплаты по ценным бумагам, выпускаемым правительствами штатов и местными органами управления, освобождены от обложения федеральными налогами, а процентные выплаты по бумагам Казначейства и федеральных агентств (кроме FNMA) освобождены от штатных и местных налогов. Похожий порядок налогообложения доходов ус-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 [ 133 ] 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343