Промышленный лизинг
Методички
1 1 1 = 2+2 +---+2 +--- = °°- Таким образом, по справедливости Павел должен заплатить Петру за возможность сыграть в такую игру бесконечно большую сумму денег, и, разумеется, Павел должен соглашаться играть за любую конечную сумму денег, которую назовет Петр. Парадокс заключается в следующем. Представьте себя на месте Павла. Сколько Вы заплатите за возможность сыграть в такую игру? Вряд ли больше 2-3 (конечно, не дукатов, а современных денежных единиц, но суть дела от этого не меняется). Очень азартный человек может заплатить за возможность сыграть в такую игру 5 - 7, но едва ли больше. Во всяком случае, сколь угодно большую сумму не заплатит никто. В чем же здесь дело? Д.Бернулли предложил следующее решение. Оценивать эту игру следует не по математическому ожиданию случайной величины X, а по математическому ожиданию случайной величины U(X), где U(x) = log ж, и сравнивать E(U(X)) с U(P), где Р - плата за игру. Говоря современным языком, Д.Бернулли ввел функцию полезности U(x) и потребовал, чтобы ожидаемая полезность выигрыша была не меньше, чем полезность суммы, заплаченной за игру25. Функция полезности U(x) является монотонно возрастающей. То, что эта функция является вогнутой, передает нерасположенность к риску. Для того чтобы определить сумму, больше которой Павел не должен платить за участие в игре, найдем 253десь мы используем немного другой подход, чем в начале параграфа. Полезность определяется не как функция от доходности, а как функция от стоимости имущества. Эти два подхода являются близкими и взаимосвязанными. математическое ожидание случайной величины U(X). ОО 1 Е(ЩХ)) = E1°g2-1-~ = n=l * = £(n-l)log2.-=log2.£ -i. n=l z n=l z Покажем, что < on Отсюда будет следовать, что E(U(X)) - log 2 = £7(2). Таким образом, при функции полезности U(x) = log(x) Павел должен играть, если Петр потребовал с него за возможность сыграть в данную игру меньше 2 дукатов, и не должен играть, если Петр потребовал с него больше 2 дукатов. Имеем я- 1 1 2 3 4 2 ~4 +8 +16 + 32 + ~ 1 1 j j ~4 +8 +1б +32+ + 1 1 1 + 8 +16 + - + 1 1 + 16 +32+- + Независимо от Д.Бернулли решение задачи Н.Бернулли примерно в то же время было предложено Г.Крамером, который использовал функцию полезности U(x) = у/х и получил, что математическое ожидание полезности выигрыша равно полезности суммы, которая несколько больше 2 дукатов (см. [8]). 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [ 26 ] 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 |