Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

[ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92

исследование операций

Именно такая триада

условие - решение - ответ

является привычной для большинства выпускников средней школы - задача уже сформулирована (поставлена) и имеет (как правило) однозначный ответ, который нужно обоснованно (в рамках отпущенной строгости) найти, применив сведения, помещенные в нескольких предшествующих параграфах, и затем сравнить с предложенным. Не стоит, однако, забывать о том, что

решение задач - вовсе не привилегия математики. Все человеческое познание есть не что иное, как непрекращающийся процесс постановки и разрешения все новых и новыхзадач - вопросов, проблем, трудностей ([2], с. 15).

В нашей повседневной жизни происходит невероятно большое количество повторяющихся событий. Одни из них случаются чаще других, а некоторые особенно часто. Повторяемость событий, естественно, подталкивает нас к поиску путей их более или менее успешного разрешения и последующему выбору в том или ином смысле наиболее удобного из них. Включенные в круг повторяющихся обстоятельств, мы привычно используем однажды найденные подходы к их разрешению, нередко по-



том даже не вспоминая, при каких обстоятельствах и когда именно нам довелось обрести лучшие как по своей природе, так и по существу.

Простые обстоятельства порождают простые решения, хотя и не всегда. Что же до обстоятельств, устроенных сложно, то таковые в сплошной лихорадке будем встречаются значительно реже и, как правило, требуют заметно большего внимания. Зачастую, для того чтобы сделать взвешенный выбор и найти достойный выход, требуется отвести на дельные размышления довольно времени - обдумав, прийти к какому-нибудь выводу, необходимости каких-либо действий или, распутав, сделать нужное заключение, может быть, производя для этого какие-то вычисления. Осмысленное привлечение к разрешению разнообразно проявляющихся проблем простых соображений и естественных подходов, используемых нами в обстоятельствах, близких к бытовым и более или менее успешно себя зарекомендовавших, часто приводит к вполне содержательным результатам.

Чтобы немного пояснить точку зрения авторов на предлагаемый курс, нам кажется уместным начать с обсуждения его не столь уж короткого названия.

Обратимся сначала ко второй части

методы поиска оптимальных решений полного названия

исследование операций: методы, поиска оптимальных решений. Толчковым в этой части является не входящее в нее явно емкое слово

решить.

Среди многих его толкований мы отобрали два наиболее соответствующих, по нашему мнению, содержанию курса:

решить - распутать что-либо и сделать заключение ([3] с. 1773), решить - обдумав, прийти к какому-нибудь выводу, к необходимости каких-либо действий; производя вычисления, определить искомое ([4], с. 626).

Нелишне отметить, что ни в первом, ни во втором из этих разъяснений, равно как и в других, опущенных нами, нет слова

правильный

(или иного слова, хоть как-то его заменяющего). А это означает, в частности, что поставленную задачу можно решить неправильно и прийти к ошибочному, неверному заключению или решить далеко не лучшим образом. Поэтому, для того чтобы на ранней стадии обучения помочь



учащемуся в противостоянии подобному, неблагоприятному развитию событий, в большинстве школьных учебников, тем более в решебниках, приводятся упражнения и задачи с (единственным) ответом, которые нередко сопровождаются единственным (образцовым) решением, приводящим к этому единственному ответу. Правда, не до конца ясно, насколько хорошо подобное сдерживание в отроческом возрасте.

Большинство из нас считает само собой разумеющимся наличие у детей способности к творчеству и утрату ее впоследствии. Мы не только не пытаемся предотвратить эту утрату, но даже не стремимся понять ее причины ([5], с. 10).

Но вернемся к названию курса. По нашему мнению, именно из приведенных выше толкований Даля и Ожегова черпает свое наполнение термин решение, входящий в обсуждаемую часть полного названия курса, и это позволяет нам понимать под решением достаточно продолжительное и внутренне обоснованное рассуждение или обдумывание, приводящее к определенному результату.

Пойдем дальше: предложенное понимание решения дает нам возможность сказать, что методы решений суть способы рассуждений и/или обдумываний, приводящие к некоторому результату.

Стоит напомнить, что собственный смысл древнегреческого / fieOodoo (способ исследования) происходит от /лево - после того как, потом; путь вслед за чем-то ([6], с. 788) (может быть, за ключевой идеей (!)).

Многообразие методов решений практически необозримо. Методы могут быть разными - простыми или сложными, громоздкими или изящными, прямыми или обратными, обоснованными или не очень и т. д. Наше же внимание привлекают методы поиска оптимальных решений (напомним, что optimus (лат.) - лучший ко ; <юей природе и по своему существу ([7], с. 72, 437)), т. е. такие, в kotoi наилучшими, в том или ином смысле, являются как получаемые рза ...j (разумеется, наилучшие из допустимых), так и пути, используемы 1дя получения этих результатов.

Мы ограничим наши рассмотрения лишь несколькими классами типичных задач, с которыми удалось разобраться, и притом наилучшим образом (оставаясь в заданных условиях). Ясно, что это ограничение сильно повлияет на количество привлекаемых к обсуждению задач, но мы будем стараться выстроить изложение таким образом, чтобы не потерялась качественная сторона. И здесь важно подчеркнуть, что при описании подходов к разрешению типичных задач мы ставим перед собой цель не только познакомить читателя с известными здесь подходами, но и подготовить его к посильному участию в разработке действен-



[ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92