Промышленный лизинг
Методички
в расчет. Отбрасывание подобных стратегий позволяет заменять первоначальную матрицу игры на матрицу меньших размеров. Опишем одну из таких возможностей более подробно. Будем говорить, что /-я строка т х л-матрицы А не больше j-й строки этой матрицы ап ап - внесли одновременно выполнены следующие п неравенств atl-ajl> °12аЯ> > ainajn- При этом говорят также, что у-я строка доминирует /-ю строку, или что стратегия А} игрока А доминирует стратегию At. Замечание. Игрок Л поступит разумно, если будет избегать стратегий, которым в матрице игры отвечают доминируемые строки. Если в матрице А одна из строк (/-я) доминирует другую строку (/-ю), то число строк в матрице А можно уменьшить путем отбрасывания доминируемой строки (1-Й). Далее, будем говорить, что к-й столбец матрицы А °2k не меньше /-го столбца этой матрицы <*г, если одновременно выполнены следующие т неравенств При этом говорят также, что /-й столбец доминирует к-й столбец или что стратегия Bt игрока В доминирует стратегию Вк. Замечание. Игрок В поступит разумно, если будет избегать стратегий, которым в матрице игры отвечают доминируемые столбцы. Если в матрице А один из столбцов (/-й) доминирует другой столбец (jfc-й), то число столбцов в матрице А можно уменьшить путем отбрасывания доминируемого столбца (к-то). Важное замечание. Оптимальные смешанные стратегии в игре с матрицей, полученной усечением исходной за счет доминируемых строк и столбцов, дадут оптимальное решение и в исходной игре; при этом доминируемые чистые стратегии игроков в смешении не участвуют - соответствующие им вероятности следует взять равными нулю. Пример 5. Рассмотрим игру с матрицей О 2 1\ О 1 О 2 1-1-2 ,-1 0 2 1, Сравнивая строки матрицы, видим, что 1-я строка совпадает с 4-й строкой, или, что то же, стратегия А4 дублирует стратегию Ах. Это позволяет, не нанося ущерба решению, одну из этих строк вычеркнуть О 2 1 0 1 О 1 -1 -2 -1 -2 -1 -2 2 Поэлементно сравнивая 1-ю и 2-ю строки полученной матрицы, замечаем, что 1-я строка доминирует 2-ю строку, или, что то же, стратегия А\ доминирует стратегию А2. Это вновь позволяет уменьшить число строк матрицы - М 0 2 Л 2 1 -1 -2J Замечая, что 4-й столбец полученной матрицы доминирует ее 3-й столбец, приходим к игре с 2 х 3-матрицей М 0 1\ 2 1 -2/ Решая эту 2 х 3-игру наглядно-графическим методом, находим ее решение - значение игры и оптимальные смешанные стратегии игроков А и В Возвращаясь к исходной 4 х 4-игре, получаем окончательный ответ: v = 0, Р =- Замечание. При отбрасывании доминируемых строк и столбцов некоторые из оптимальных стратегий могут быть потеряны. Однако значение игры не изменится, и по усеченной матрице может быть найдена хотя бы одна пара оптимальных смешанных стратегий. Аффинное правило Если элементы матриц А и С связаны равенствами с* = Лв*+Л / = 1,2,...,/и; £ = 1,2,...,л, где Я > 0, а/г - произвольно, то оптимальные стратегии у соответствующих матричных игр имеют одинаковые равновесные ситуации (либо в чистых, либо в смешанных стратегиях), а их значения удовлетворяют следующему условию Пример 6. Элементы матриц 4J * 4 с=( 5 8 8 -1 связаны равенствами сЛ=3-0л + 5, /=1,2; к= 1,2,3. Поэтому значение игры с матрицей С легко вычисляется: vc =3-vA +5=3-0 + 5 = 5 (см. пример 5). Основные этапы поиска решения матричной игры 1-й этап - проверка наличия (или отсутствия) равновесия в чистых стратегиях (при наличии равновесной ситуации указываются соответствующие оптимальные чистые стратегии игроков и значение игры). 2-й этап - поиск доминирующих стратегий и (в случае успеха этого поиска) отбрасывание доминируемых строк и столбцов в исходной матрице игры. 3-й этап - замена игры на ее смешанное расширение и отыскание оптимальных смешанных стратегий и значения игры. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 [ 51 ] 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 |