Промышленный лизинг
Методички
Сравнивая полученные результаты с решением биматричной игры, можно заметить следующее: если каждый игрок будет применять свои стратегии в этой игре, исходя только из матрицы своих выигрышей, то его оптимальный средний выигрыш совпадет с его выигрышем при равновесной ситуации; кстати, по своей матрице игрок может найти и оптимальную смешанную стратегию другого игрока (но не свою!). Дилемма узников Выигрыши игроков А и В описываются матрицами ч з ч; 4 Проведем необходимые вычисления. Имеем С= -1-(-9)-0 + (-6)= 2, а= -6-(-9)= 3, D= -1-0-(-9) + (-6)= 2, 0= -6-(-9)= 3. Отсюда Л (/>-1)(2<7-3) > 0, <*-1)<2/>-3) > О, pQq-З) > О, {П q(2p-3) > 0. и, далее, 1°./> = 1, <7>, 2°./> = 0, д<, 3°.0</><1, <? = . Rg = l, />>, 2*.д = 0, /><, 3*.0<д<1, />=. Полученные зигзаги изображены на рис. 20. Единственная равновесная ситуация - (0, 0). В этой ситуации каждый из игроков выбирает вторую чистую стратегию - сознаться - и теряет 6 лет. Как мы уже отмечали ранее, отклонение от ситуации равновесия одного из игроков не дает ему никаких преимуществ. Однако при одновременном отклонении обоих каждый из них может получить больший выигрыш, нежели в равновесной ситуации. Например, в ситуации (1, 1), когда оба игрока выбирают первую чистую стратегию - молчать, - каждый из них теряет лишь 1 год.
Рис. 20 Напомним, что по условию задачи сговор (создание коалиции) между игроками недопустим. Совершенно ясно, однако, что в рассматриваемых обстоятельствах ситуация (1,1) неустойчива - любой из узников, изменяя свою стратегию, увеличивает свой выигрыш (избегает наказания). Покажем, как выглядят в рассматриваемой игре ситуации, оптимальные по Парето. На единичном квадрате 0<р<1, 0<q<l возможных значений вероятностей р и q заданы две функции U=HA(p,q) = -pq-9p(l-q)-6(l-p)(l-q), V=HB(p,q) = -pq-9(l-p)q-6(l-p)(l-q). Точки с координатами (U, V), вычисленными по приведенным формулам, на плоскости (U, V) заполняют четырехугольник с вершинами ЛГ (-1,-1), £(-9,0), М (-6,-6) и ЛГ(0,-9) (рис. 21). Граница Парето этого множества - ломаная NKL. В качестве точки утопии здесь естественно рассматривать начальную точку 0(0,0). Идеальная точка JSf(-l,-l) - точка с наибольшими выигрышами для каждого из игроков - оказывается лучше, чем равновесная (рис. 22). Ей соответствуют чистые стратегии обоих игроков Рис. 21 Рис. 22 Семейный спор Выигрыши игроков А и В в этой биматричной игре задаются так: Но :) ч: °> Проведя необходимые вычисления С= 2-0-0 + 1 = 3, а= 1-0= 1, D= 1-0-0 + 2= 3, 0= 2-0= 2, из неравенств . (/>-1)(3?-0 £ 0, (q-l)(?p-2) 2> О, p(3q-l) а: О, Ю д(Ър-2) 2: О, получаем, что \°.р = \, q*1-, 2\р = 0)9<, 3°.0<р<1, q = j. l:q = l, р>, 2 .? = 0, 3 .0<?<1, / . Геометрически результат описывается так (рис. 23). Данная игра имеет три точки равновесия. Две из них отвечают чистым стратегиям игроков, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 [ 61 ] 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 |