Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

прибыль влияет ряд факторов и в первую очередь - величина издержек производства (себестоимости продукции).

В зарубежной практике разработана методика, позволяющая в ходе оперативного и стратегического планирования отслеживать зависимость финансовых результатов от издержек производства и объемов продажи. Анализ, позволяющий проследить цепочку показателей издержки - объем продаж - прибыль, называется операционном анализом.

Используя операционный анализ, финансовый менеджер сможет найти ответы на ряд важнейших вопросов, что даст ему в дальнейшем возможность принять грамотное управленческое решение. К числу таких вопросов могут быть отнесены следующие:

сколько наличного капитала требуется предприятию;

каким образом можно мобилизовать эти средства;

до какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага;

как повлияет на прибыль изменение объема производства и сбыта.

Ключевыми элементами операционного анализа служат следующие показатели:

финансовый рычаг;

операционный рычаг;

порог рентабельности (точка безубыточности);

запас финансовой прочности предприятия;

валовая маржа;

коэффициент валовой маржи.

Операционный анализ позволяет определить наиболее выгодные комбинации между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж.

Постоянные издержки включают:

постоянную заработную плату;

арендные платежи;

плату за электроэнергию;

плату за газ;

плату за воду;

плату за телефон;

расходы на почтовые услуги;

страховые платежи;

расходы на ремонт;

расходы на рекламу;

проценты за кредит;

амортизацию.

Переменные издержки включают:

сырье и основные материалы;

покупные полуфабрикаты;

дополнительную заработную плату;

расходы на приобретение товара.

Для удобства пользования систему расчета этих показателей можно объединить в табл. 3.

Таблица 3

Расчеты порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага

Способ расчета

Условные обозначения

ВМ = В - ПИП

ВМ - валовая маржа;

В - выручка от реализации;

ПИП - переменные издержки производства

К = ВМ : В

К,% = (ВМ : В) х 100

К - коэффициент валовой маржи

ПР = СПЗ : К

ПР - порог рентабельности; СПЗ - сумма постоянных затрат

ЗФП, руб. = В - ПР ЗФП, % = ПР : В

ЗФП - запас финансовой прочности

П = ЗФП х К

П - прибыль

СОР = ВМ : П

СОР - сила воздействия операционного рычага

Остановимся более подробно на характеристике каждого из показателей.

Валовая маржа (ВМ) - это результат от реализации продукции после возмещения переменных затрат. В зарубежной практике показатель валовой маржи называют суммой покрытия, или вкладом. Одной из основных задач финансового менеджмента является максимизация валовой маржи, поскольку именно она является источником покрытия постоянных издержек и определяет величину прибыли.

Коэффициент валовой маржи (К) является промежуточным показателем, он определяет долю валовой маржи в выручке от реализа-



ции. В операционном анализе он используется для определения величины прибыли.

Порог рентабельности (ПР) - показатель, который называют точкой безубыточности, отражающий ситуацию, при которой предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли. При этом объем продаж, находящихся ниже точки безубыточности, влечет за собой убытки, а выше точки безубыточности - прибыль.

Чем выше порог рентабельности, тем труднее его преодолеть, но предприятия с низким порогом рентабельности легче переживают падение спроса на продукцию и снижение цен реализации.

Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности, т.е. чем больше эта величина, тем финансово устойчивее предприятие.

Прогнозируемая прибыль рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой маржи.

Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации всегда сильно влияет на размер прибыли. Чем больше уровень постоянных издержек в общем объеме затрат, тем больше сила отрицательного воздействия операционного рычага на прибыль. Указывая на темпы падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила воздействия операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.

Для предприятий, имеющих на балансе большое количество неэффективно используемых основных фондов, высокая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в этом случае каждый процент снижения выручки от реализации приводит к-резкому падению прибыли с достаточно быстрым вхождением предприятия в зону убытков. В таких условиях сокращается число вариантов выбора продуктивных решений.

Работая с показателями операционного анализа, следует помнить, что изучение поведения переменных и постоянных издержек происходит в релевантном (краткосрочном) периоде, когда структура издержек, переменные издержки на единицу продукции остаются неизменными лишь в ограниченном периоде и при определенном качестве продаж.

Подведем итоги.

1. Сила воздействия операционного рычага тем больше, чем выше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек.

2. Операционный рычаг тем выше, чем ближе к точке безубыточности находится объем продаж. Таким образом, чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

3. Для предприятия с высоким значением операционного рычага положение ниже точки безубыточности приводит к большим убыткам, а достижение уровня безубыточности позволяет получить прибыль, которая растет с увеличением объема продаж.

4. Если предприятие имеет низкий операционный рычаг, степень предпринимательского риска снижается, но и размер получаемой прибыли остается незначительным.

5. Если предприятие имеет высокий операционный рычаг, а маркетинговые исследования показывают, что объем продаж будет расти, не следует спешить со снижением уровня операционного рычага, так как рост объема продаж позволит в этих условиях получить значительную величину прибыли.

7.2. Привлеченные средства и их роль в источниках финансирования предпринимательской деятельности

В настоящее время на финансовом рынке появляются новые формы и методы получения денежных средств, которые могут быть использованы как источники финансирования деятельности предприятия.

Факторинг - это осуществляемая на договорной основе покупка требований по товарным поставкам факторинг-компании. В результате за достаточно короткий срок (2-3 дня) появляется возможность получить от 80 до 90% суммы требований в виде аванса, оставшиеся 10-20% являются гарантированной суммой для факторинг-компании до момента получения ею денег от должника.

После получения денег факторинг-компания возвращает предпринимателю оставшиеся 10-20% суммы, при этом с клиента взимают:

проценты за немедленное предоставление денежных средств;

премию за риск;

административно-управленческие расходы.

В результате услуги факторинговой компании для поставщика включают плату за управление и за учетные операции.



Плата за управление (комиссия за собственно факторинговое обслуживание) взимается за ведение учета, страхование от появления сомнительных долгов и т.д. Рассчитывается как процент от годового оборота поставщика в зависимости от масштабов и структуры его производственной деятельности, оценки объема работ, степени кредитного риска, кредитоспособности покупателей, а также от специфики и конъюнктуры рынка финансовых услуг страны. В большинстве стран предоставляется скидка в пределах от 0,5 до 3,0%, при наличии регресса - на 0,2-0,5%. Плата за учет (дисконтирование) счетов-фактур составляет 0,1-1,0% годового оборота поставщика.

Плата за учетные операции взимается факторинговой компанией с суммы средств, предоставляемых поставщику досрочно (в форме предварительной оплаты переуступаемых долговых требований) за период между досрочным получением и датой инкассирования требований. Ее ставка обычно на 2-4% превышает текущую банковскую ставку при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью в связи с необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска факторинговой компании.

Несмотря на очевидную привлекательность такого способа привлечения финансовых ресурсов, его использование ограничено в силу недостаточного правового регулирования этой сферы деятельности в нашей стране.

Факторинг-компании тщательно изучают финансовое положение своих клиентов и их должников. В результате снижается риск приобретения безнадежных долгов.

При осуществлении факторинг-операций дебиторская задолженность переходит в наличные средства, т.е. может быть сразу использована как источник финансирования.

Кроме того, факторинг-компания может взять на себя дополнительный риск неплатежеспособности должника, ведение учета дебиторской задолженности и предоставление информации о финансовом положении предприятий, которые могут стать или уже стали вашими партнерами.

В результате использования факторинга:

улучшается кассовое положение предприятия;

снижается риск возможных неплатежей;

сокращаются издержки по ведению дебиторских счетов;

появляется возможность использовать данные по сбытовой статистике.

Факторинг эффективен прежде всего в сфере материального производства и для оптовых фирм. В зарубежной практике основными клиентами факторинговых компаний являются средние и мелкие фирмы.

В первой половине 90-х годов многие финансовые инструменты, которые раньше отсутствовали в нашей экономике, стали использоваться банками, кредитными учреждениями и другими организациями.

Один из таких инструментов, который широко используется в зарубежной практике,- лизинг.

В нашей стране разработан комплекс нормативных документов, регулирующих инвестиционную деятельность в России, где лизингу отводится важное место.

В 1998 г. были приняты Постановление Правительства РФ Об утверждении государственных гарантий на осуществление лизинговых операций и Федеральный закон № 164-ФЗ О лизинге .

В лизинговой сделке обычно участвуют несколько субъектов:

лизингодатель;

лизингополучатель;

продавец имущества (поставщик);

банк (или другое кредитное учреждение), предоставляющий средства на приобретение предмета договора.

Кроме того, на рынке лизинговых услуг можно выделить специальные субъекты:

страховые компании, осуществляющие страхование возможных рисков, возникающих при лизинговой сделке;

Российскую ассоциацию лизинговых компаний ( Рослизинг ) - некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и других предприятий, занимающихся лизингом.

Ассоциация Рослизинг занимается:

координацией деятельности организаций, входящих в нее, для осуществления совместных взаимовыгодных проектов;

подготовкой проектов законодательных актов;

участием в работе международных ассоциаций;

разработкой совместно с органами государственного управления стратегических направлений развития лизинга в России.

Субъект лизинга может быть резидентом и нерезидентом Российской Федерации, а также работать с участием иностранного инвестора, осуществляющего свою деятельность в соответствии с законо-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66