Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 [ 28 ] 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Коэффициент соотношения цены и дохода по акции (К) является обратным показателю дивидендного дохода. Он рассчитывается как отношение рыночной цены одной акции (Ца) к сумме дивидендов, выплаченных на одну акцию (Д ):

Кц/л = Ца : Да- (76)

Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц необходимо вложить акционеру в акции для получения одной денежной единицы дохода.

Коэффициент соотношения рыночной цены и прибыли на одну обыкновенную акцию (Кц/П) рассчитывается как отношение рыночной цены одной акции (Ца) к прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию (Па):

Кц/п = Да Па. (77)

Этот коэффициент показывает цену, которую инвесторы готовы заплатить за единицу дохода предприятия.

9.4. Дивидендная политика и цена акций предприятия

Между проводимой акционерным обществом дивидендной политикой и рыночной стоимостью его акций существует тесная взаимосвязь. При этом четкой, формализованной зависимости между методикой дивидендных выплат и динамикой курса ценных бумаг не установлено. Это объясняется воздействием на рыночную цену акций большого числа факторов, в том числе тех, которые не могут быть формализованы (например, психологические, политические) в принципе.

В экономической литературе и практике разработаны приемы, с помощью которых финансовый менеджер может воздействовать как на рыночную стоимость ценных бумаг, так и при определенных условиях на размер будущих дивидендов. Основными приемами являются дробление, консолидация и выкуп акций.

Дробление акций (расщепление, сплит) - это увеличение количества акций посредством уменьшения их номинала. Дробление акций два к одному означает уменьшение их номинала наполовину без изменений в структуре собственного капитала. Обычно к дроблению акций прибегают устойчиво развивающиеся предприятия, которые стремятся снизить рыночную стоимость своих акций. Многие запад-

ные акционерные общества таким способом обеспечивают достаточно высокую ликвидность собственных ценных бумаг и привлекают потенциальных инвесторов.

Решение о проведении дробления акций принимается общим собранием акционеров. В зависимости от рыночной цены акций и преследуемых целей совет директоров компании определяет пропорции дробления. После этого производится замена старых ценных бумаг на новые. Принимая решение о дроблении акций, совет директоров должен учитывать необходимость осуществления дополнительных расходов по выпуску новых и изъятию у акционеров старых ценных бумаг.

Прямой зависимости между пропорциями дробления акций и размерами дивидендов не существует. Крайне редко предприятия в состоянии сохранить размер дивидендов на одном уровне до и после дробления акций. Как правило, размер дивидендов на новую акцию с меньшим номиналом ниже, чем на старую. Однако это не означает сокращения дивидендного дохода акционеров. Например, при дроблении акций два к одному и понижении уровня дивидендного выхода на акцию с 2 до 1,5% акционер, владевший 100 акциями, получит не 200 (100 х 2), а 300 (200 х 1,5) денежных единиц. Если величина дивидендов меняется пропорционально изменению нарицательной стоимости акций, то дробление акций не повлияет на долю каждого акционера в активах предприятия.

Консолидация акций (обратный сплит) - это изменение номинальной стоимости акций, при котором акционер получает одну новую акцию большего номинала в обмен на определенное количество старых акций. Это один из способов сокращения числа акций предприятия. Необходимость консолидации акций возникает у предприятия при чрезмерном падении рыночной стоимости ценных бумаг. Большинство западных компаний стремится избежать снижения рыночной цены своих акций ниже 10 дол. США. В случае падения курса акций ниже установленного показателя несколько акций в обращении могут быть заменены одной акцией.

Помимо возникновения дополнительных расходов по замещению ценных бумаг на бумаги большего номинала консолидация акций имеет и другие негативные последствия. Как правило, объявление предприятием на рынке о консолидации акций расценивается как сигнал о возникновении у нее финансовых трудностей. И хотя предприятие после проведения консолидации может сэкономить на



затратах по размещению и обслуживанию меньшего количества новых ценных бумаг, негативный эффект от ее проведения смягчается лишь получением впоследствии значительной суммы прибыли.

Уровень дивидендных выплату предприятий после консолидации акций, как правило, невысок, и дивидендный доход на акцию снижается в большей пропорции, чем количество акций в обращении. Следовательно, консолидация акций как методика регулирования курса ценных бумаг должна применяться предприятиями крайне осторожно с обязательным учетом возможных негативных последствий.

Выкуп акций - это один из способов размещения свободных средств предприятия путем приобретения собственных акций у акционеров. Собственные акции могут выкупаться как с целью изъятия их из обращения, так и для размещения их среди своих работников, уменьшения числа владельцев, приватизации государственных предприятий частными инвесторами и т.д.

Наиболее распространены две методики выкупа акций - посредством тендера и путем покупки акций на рынке. При осуществлении тендерной сделки предприятие направляет своим акционерам наряду с информацией о намерениях и причинах выкупа акций предложение о приобретении у них акций по цене, превышающей сложившуюся на рынке. Решение о продаже или непродаже акций по предложенной цене принимает акционер. При покупке собственных акций на фондовом рынке предприятие выступает наравне с другими участниками рынка. Этот вариант выкупа акций, как правило, более продолжителен во времени, но требует меньших трансакционных издержек (оплаты услуг посредников, расходов на переписку с акционерами и т.д.).

Если предприятие располагает избыточными средствами и не имеет достаточно эффективных инвестиционных возможностей, то размещение этих средств в интересах акционеров может быть произведено либо путем дополнительных дивидендных выплат, либо посредством выкупа собственных акций. Эти варианты для акционеров равноценны лишь при условии отсутствия налогов на доходы физических лиц и трансакционных издержек. Поскольку при выкупе уменьшается число акций предприятия, прибыль и, следовательно, дивиденд на одну акцию возрастают. В результате при прочих равных условиях должна увеличиться рыночная стоимость ценной бумаги. Теоретически сумма дивидендов, которые могли бы быть выплачены акционерам, равна стоимости выкупленных акций.

Преимуществом варианта выкупа акций является повышение привлекательности акций предприятия за счет увеличения суммы прибыли, приходящейся на одну акцию. Недостаток выкупа собственных акций предприятием заключается в том, что при наличии у него свободных средств некоторые категории акционеров предпочтут доходу от прироста курсовой цены акций получение реальных дивидендов.

Однако на практике при существовании различного уровня налогообложения отдельных видов доходов выкуп акций для инвестора оказывается предпочтительнее. Известно, что дивидендный доход облагается по более высокой ставке, чем доход от прироста стоимости капитала предприятия. Следовательно, выкуп акций, ведущий к повышению их рыночной цены и соответственно стоимости капитала предприятия, более выгоден с точки зрения налогообложения. Кроме того, уплата налога на прирост стоимости капитала откладывается до момента фактической продажи акций, в то время как налог на доходы по ценным бумагам выплачивается сразу (в момент получения дивидендного дохода).

Информационное значение решения предприятия о выкупе собственных акций намного превышает значение намерения выплатить дивиденды. Выплата дивидендов в обычной форме свидетельствует о способности предприятия генерировать собственные средства к моменту расчетов с акционерами. Выкуп акций - неординарное событие, свидетельствующее об убежденности руководства в крайне заниженной оценке своих ценных бумаг. Поскольку-выкуп акций связан со значительными единовременными денежными затратами, этот метод регулирования курса акций используется редко и практически всегда обоснованно.

Глава 10. Прогнозирование и планирование

в финансовом управлении предприятием

10.1. Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования на предприятии

В настоящее время активизируется роль финансов, усиливается значение финансовых показателей в оценке деятельности предприятий. Особую актуальность приобретает финансовое планирование -



одна из главных функций финансового менеджмента на предприятии. Ее можно определить, как умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и то, какие ресурсы необходимы для достижения определенных целей. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния предприятия.

В нашей стране сложилось двоякое отношение к финансовому, планированию на предприятии. Директивное планирование, присущее командно-административной экономике, выработало достаточно негативное отношение к процессу планирования. Преобразования в экономике и построение рыночных отношений, нестабильность экономической конъюнктуры не позволяли оценить значимость и необходимость финансового планирования для деятельности любого хозяйствующего субъекта. Вместе с тем именно неопределенность усиливает риск предпринимательской деятельности и, следовательно, необходимость планирования и прогнозирования в условиях рынка возрастают.

Главной целью финансового планирования на предприятии является обоснование стратегии его развития с позиции компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а также определение необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии.

Финансовое планирование как функция управления охватывает весь комплекс мероприятий по выработке и реализации плановых заданий. Финансовое планирование решает следующие задачи:

конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;

выявляет резервы увеличения доходов и способы их мобилизации;

обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования;

определяет наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;

обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов и государства;

осуществляет контроль за финансовым состоянием предприятия.

Основой финансового планирования на предприятии является составление финансовых прогнозов. Прогнозирование представляет собой определение на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его частей. Прогнозирование сосредоточено на наиболее вероятных событиях и результатах и в отличие от планирования не ставит задачу осуществить непосредственно на практике разработанные прогнозы. Состав показателей прогноза может значительно отличаться.

Сложившаяся в настоящее время система планирования имеет ряд недостатков. Процесс планирования на предприятии в современных условиях является очень трудоемким и мало предсказуемым. В условиях нестабильности российской экономики невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия в меняющихся условиях хозяйствования. В практике российских предприятий отсутствуют управленческий учет, разделение затрат на постоянные и переменные, что не позволяет в процессе планирования использовать показатель маржинальной прибыли, оценивать эффект операционного рычага, проводить анализ безубыточности, определять запас финансовой прочности. Процесс планирования по традиции начинается с производства, а не со сбыта продукции. При планировании объема продаж преобладает затратный механизм ценообразования. Цена формируется исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности без учета конкурирующих рыночных цен. Это приводит к созданию неконкурентоспособной продукции, а следовательно, к необъективно запланированным показателям объемов реализации, которые заведомо будут отличаться от фактических результатов деятельности предприятия. Процесс планирования затянут во времени, что делает его не пригодным для принятия оперативных управленческих решений. Финансовые, бухгалтерские и плановые службы действуют раздельно, что не позволяет создать единый механизм управления финансовыми ресурсами и денежными потоками предприятия.

10.2. Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия

Построение эффективной системы управления финансами является главной целью финансовой политики, проводимой на предприятии. Разработка финансовой политики предприятия должна быть



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 [ 28 ] 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66