Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Прогноз движения денежных средств содержит три основных раздела, отражающих движение денежных средств в результате текущей, инвестиционной и финансовой деятельности (табл. 6).

Прогноз движения денежных средств

Таблица 6

Показатели

Изменение (+/-)

Движение денежных средств е результате текущей деятельности

Денежные средства, полученные от покупателей (выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг; авансы, полученные от покупателей (заказчиков); прочие поступления)

Денежные средства, выплаченные поставщикам и персоналу (на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, оплату труда; отчисления на социальные нужды; выдачу авансов, расчеты с бюджетом)

Увеличение (уменьшение) чистых денежных средств в результате, текущей деятельности

*{-)

Движение денежных средств в результате инвестиционной деятельности

Долгосрочные финансовые вложения

Капиталовложения (на оплату машин, оборудования и транспортных средств; оплату долевого участия в строительстве)

Увеличение (уменьшение) чистых денежных средств в результате инвестиционной деятельности

+ (-)

Движение денежных средств в результате финансовой деятельности

Кредиты, займы

Дивиденды, проценты по финансовым вложениям

+ (-)

Краткосрочные финансовые вложения

+ {-)

Увеличение (уменьшение) чистых денежных средств в результате финансовой деятельности

Чистый прирост (уменьшение) денежных средств

+ (-)

Как видно из приведенных в табл. 6 данных, прогноз движения денежных средств принципиально отличается от прогноза прибыли и показывает движение денежных средств, а не заработанную прибыль. В прогнозе прибыли отражается операционная деятельность

редприятия, определяется эффективность с точки зрения покрытия роизводственных затрат доходами от реализации производственной родукции или услуг. В отличие от него прогноз движения денежных редств содержит два дополнительных раздела: чистый денежный оток от инвестиционной деятельности и чистый денежный поток от инансовой деятельности.

Существуют несколько параметров, которые появляются в про-нозе прибыли и отсутствуют в прогнозе движения денежных средств,

наоборот. В прогнозе прибыли нет данных о капитальных плате-ах, дотациях, НДС, а в прогнозе движения денежных средств нет ведений об амортизации. Амортизационные отчисления относятся

разряду калькуляционных издержек, которые рассчитываются

соответствии с установленными нормами и относятся в процессе асчета прибыли к затратам. Реально же начисленная сумма аморти-ационных отчислений никуда не направляется, а остается на счете редприятия, пополняя остаток ликвидных средств. Поэтому в про-

озе движения денежных средств отсутствует статья Амортизаци-нные отчисления . Таким образом, амортизационные отчисления грают особую и очень важную роль в системе учета и планирования еятельности предприятия, являясь внутренним источником финан-ирования, фактором, стимулирующим инвестиционную деятель-ость. Чем больше остаточная стоимость активов предприятия и выше ормы амортизации, тем меньше налогооблагаемая прибыль и соот-етственно больше чистый денежный поток от производственной еятельности предприятия.

Для проверки правильности составления прогноза прибыли и вижения денежных средств целесообразно разработать прогнозный алане. С этой целью используют баланс, составленный на послед-юю отчетную дату либо на конец финансового года. Такой метод

инансового прогнозирования называют методом формальных фи-ансовых документов. В его основе лежит прямая пропорциональная ависимость практически всех переменных издержек и большей ча-ти текущих активов и обязательств от объема продаж, поэтому этот

етод иногда называют прогнозированием на основе процента т продаж. В соответствии с ним осуществляется расчет потребности редприятия в активах с целью обеспечения увеличения объема ре-

изации продукции и прибыли. Этот расчет базируется на условии, то активы предприятия возрастают прямо пропорционально росту



объема продаж, а следовательно, для прироста активов предприятию необходимы дополнительные источники финансирования.

Задачей прогнозного баланса является расчет структуры источников финансирования, так как возникшую разницу между активом и пассивом прогнозного баланса необходимо перекрыть за счет дополнительных источников внешнего финансирования.

Процесс составления прогнозов прибыли и баланса завершается выбором путей привлечения дополнительных финансовых ресурсов и анализом последствий такого выбора. Выбор источников финансирования одновременно является и коррекцией баланса.

Составление этих документов не дает полной картины о финансовой устойчивости предприятия. Для того чтобы оценить платежеспособность и ликвидность прогнозируемого баланса, кроме прогноза прибыли и баланса обязательно составляется прогноз движения денежных средств.

10.3. Бюджетирование как инструмент

финансового планирования на предприятии

Современная система управления финансами требует координации принимаемых решений путем разработки и контроля исполнения системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволяет установить жесткий текущий контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Посредством бюджетирования реализуются текущее и оперативное финансовое планирование, обеспечивается их взаимосвязь и подчиненность финансовой стратегии предприятия.

Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Процесс бюджетирования - это целостная система планирования, учета и контроля на уровне предприятия в рамках принятой финансовой стратегии. Бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый для определенного периода времени, показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Бюджеты нужны предприятиям для достижения многих целей. Они не только помогают в планировании и координации экономической деятельности, служат основой для оценки эффективности деятельности предприятия, но и используются так же как средства управления и стимулирования. Проводя финансовый анализ составленных бюджетов предприятия, можно еще на стадии планирования оценить финансовую состоятельность отдельных видов его деятельности, а также решить проблему оптимизации денежных потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств и их использования, определить объем и формы, условия и сроки внешнего финансирования.

В основе построения системы бюджетирования заложены определенные принципы.

Принцип согласования целей предусматривает балансирование всех факторов производства для достижения намеченных задач. Осуществляется это путем составления бюджетов снизу вверх, так как нижнее звено руководства более реально оценивает ситуацию и может обеспечить выполнение запланированных показателей бюджета. При этом руководство предприятия следит, чтобы интересы отдельных структурных подразделений не вступали в конфликт с интересами всего предприятия. Для этого проводят согласование бюджетных планов и их корректировку.

Принцип ответственности предусматривает передачу ответственности вместе с делегируемыми полномочиями и характеризует роль человеческого фактора в управлении предприятием. Передача ответственности непосредственно увязывается со степенью влияния, которое конкретный руководитель может оказывать на затраты, выручку или другие показатели.

Принцип гибкости предусматривает включение в систему как статичных, так и гибких бюджетов, которые помогают выбрать оптимальный объем продаж.

Система бюджетного планирования деятельности предприятия включает процесс формирования бюджетов, разработку их структуры, а также ответственность за их формирование и исполнение.

Основная цель процесса бюджетирования - разработка определенной финансовой структуры предприятия. В финансовой структуре выделяются центры финансовой ответственности и финансового учета. К центрам финансовой ответственности, как правило, относятся те структурные подразделения, которые реально влияют на



общий результат деятельности предприятия. Предпосылками для выделения структурных подразделений в центры финансовой ответственности являются:

региональная или производственная изолированность или завершенность хозяйственной деятельности структурного подразделения;

объем производства;

способность структурного подразделения самостоятельно работать на рынке;

возможность нести полную ответственность за затраты, доходы, денежные потоки от своей деятельности.

Наиболее распространены центры ответственности затрат, продаж, прибыли и инвестиций.

Центры финансового учета - это те структурные подразделения, которые реально не влияют на общий результат деятельности предприятия.

Процесс формирования бюджетов включает работу по составлению целого ряда бюджетов предприятия. Для организации бюджетного планирования деятельности предприятия целесообразно создавать на предприятии сквозную систему бюджетов, включающую основные, операционные и вспомогательные группы бюджетов.

Основные бюджеты предприятия должны являться неотъемлемой частью его бизнес-планов, а следовательно, включать в состав три основных документа финансовой отчетности. Такие бюджеты называют также финансовыми. К основным (финансовым) относятся бюджеты финансовых результатов (прибылей и убытков), движения денежных средств (план денежных поступлений и платежей) и бюджетный баланс.

Принципы построения основных (финансовых) бюджетов аналогичны порядку формирования прогнозной финансовой отчетности в составе бизнес-плана предприятия.

В экономической литературе в состав основных бюджетов часто включают инвестиционный бюджет (бюджет капитальных вложений).

Такой подход правомерен, так как составление данных бюджетов является элементом финансового планирования деятельности предприятия, однако эти бюджеты находят косвенное отражение в трех основных бюджетах предприятия, поэтому, с нашей точки зрения, целесообразнее отнести их к вспомогательным бюджетам предприятия.

Особое место в системе бюджетирования занимают операционные или функциональные бюджеты. Именно с операционных бюджетов начинается процесс бюджетирования. Вчсостав операционных входят бюджеты продаж, производства, производственных запасов и целая группа затратных бюджетов.

К затратным относятся бюджеты прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда, производственных накладных расходов, коммерческих и управленческих расходов.

Подход к составлению этих бюджетов базируется на разделении затрат на переменные и постоянные и на понятии области релевантности, в которой сохраняется особая форма запланированных взаимоотношений выручки и затрат.

Вспомогательные бюджеты необходимы предприятию для того, чтобы полностью охватить всю базу финансовых расчетов. Состав этих бюджетов формируется предприятием самостоятельно. Перечислим наиболее значимые бюджеты: амортизации, распределения прибыли, налоговый, кредитный и т.д.

Разработка системы бюджетов начинается с составления бюджета продаж. Объем продаж в стоимостном выражении рассчитывается методом прямого счета на основе цен, установленных на продукцию и услуги, и натуральных показателей по предполагаемым продажам. Разработанный бюджет продаж используется для достижения определенных целей.

Во-первых, для определения величины выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Именно данные бюджета продаж служат основанием для подготовки бюджета прибылей и убытков, так как выручка в данном бюджете формируется по принципу передачи права собственности, а не оплаты за приобретенные товары и услуги.

Во-вторых, для формирования денежного потока предприятия, т.е. бюджета движения его денежных средств. Чтобы рассчитать будущий приток денежных средств предприятия, необходимо распределить во времени планируемый объем продаж по факту поступления выручки от продаж. С этой целью разрабатывается график погашения дебиторской задолженности предприятия, для построения которого берутся данные о сформировавшемся коэффициенте инкассации выручки. Коэффициент инкассации выручки определяет долю дебиторской задолженности, оплаченной в конкретный период времени от момента отгрузки продукции. Для расчета коэффициента инкассации необходимо создавать на предприятии реестры старения



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66