Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 [ 31 ] 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

дебиторской задолженности. Сумма притока денежных средств от продаж (текущей деятельности) найдет отражение в будущем прогнозе движения денежных средств предприятия по строке Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг .

В-третьих, для определения остатков дебиторской задолженности предприятия. Расчет этих остатков необходим для того, чтобы сформировать прогнозный баланс предприятия. Будущие остатки дебиторской задолженности можно рассчитать на основе данных объема продаж и графика поступления денежных средств от продаж по следующему алгоритму:

Дебиторская Дебиторская Объем Объем

задолженность = задолженность + пполаж - поступлений . на конец периода на начало периода р денежных средств

На основе бюджета продаж строится бюджет производства, для чего необходимо объем продаж скорректировать на изменения в остатках нереализованной продукции в течение периода по следующему алгоритму:

лс пг Остатки Остатки

Объем = Объем + на к На начало,

производства продаж периода периода

Для определения остатков нереализованной продукции целесообразно рассчитать скорость оборота на основе сложившейся финансовой отчетности.

Бюджет производства является основой для составления прямых затратных бюджетов предприятия (прямых материальных затрат и затрат на оплату труда). Бюджет прямых материальных затрат строится на основе либо установленных, либо средних затрат материалов на производство продукции. При составлении бюджета прямых затрат на оплату труда берутся трудозатраты и расценки, установленные на предприятии. Это дает информацию для подготовки следующих бюджетов.

Во-первых, бюджета финансовых результатов. Прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда являются элементом себестоимости и включаются в себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Во-вторых, бюджета движения денежных средств. Объем материальных затрат служит основой для определения объема закупок материалов в предстоящем периоде. Определяя объем закупок, необ-

ходимо учесть и движение остатков материалов на складе предприятия. Для того чтобы правильно спланировать отток денежных средств на приобретение материалов, нужно разработать график погашения кредиторской задолженности поставщикам за приобретаемые материальные ресурсы. Для формирования оттока денежных средств по оплате труда строится график погашения задолженности по оплате труда.

На основе подготовленных расчетов можно определить и будущие остатки кредиторской задолженности, данные о которых необходимы, чтобы составить прогнозный баланс предприятия. Расчет остатков кредиторской задолженности осуществляется по следующим алгоритмам:

Кредиторская Кредиторская

задолженность задолженность + Начисленная

по оплате труда по оплате труда заработная плата -

на конец периода на начало периода

Выплаченная ~ заработная плата

Кредиторская Кредиторская

-ч задолженность задолженность Объем Объем

по материалам по материалам закупок- оплаты

на конец периода на начало периода

В состав затратных бюджетов предприятия входит и ряд комплексных бюджетов, которые составляются на основе единых методических подходов: все расходы в них группируются на переменные и постоянные, выбирается объемный показатель, в соответствии с которым корректируются переменные затраты. Для формирования денежного потока необходимо из общей суммы, включаемой в эти бюджеты, исключить амортизацию, присутствующую как элемент затрат, поскольку начисление амортизации не приводит к оттоку денежных средств предприятия.

При формировании бюджета финансовых результатов необходимо помнить о том, что проценты за банковский кредит, включаемые в состав себестоимости, не включаются в строку Управленческие расходы , а показываются отдельной строкой.



РАЗДЕЛ VI

КРАТКОСРОЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Глава 11. Управление ценами на предприятии

11.1. Системообразующие цены, формы

и методы регулирования цен на предприятии

Управление ценами на предприятии представляет собой комплекс оперативно-тактических и стратегических действий финансовой службы по целенаправленному использованию цены как фундаментальной категории товарного производства, подчиненной действию закона стоимости. Функционирование цены как экономической и стоимостной категории в условиях товарно-денежных отношений происходит во взаимосвязи с другими экономическими и финансовыми категориями, такими, как товар, деньги, заработная плата, налоги в составе цены, себестоимость, прибыль, кредит, банковский процент и др. При этом производятся формирование, контроль, изменение и взаимоувязка ценовых параметров с финансовыми показателями деятельности предприятия.

Управление ценами осуществляется финансовыми службами в действующей системе цен и тарифов. Эта система в значительной мере определяет полные издержки на производство и реализацию товара и важнейшие финансовые показатели деловой активности - выручку от реализации продукции (объем продаж), валовой доход предприятия, маржинальный доход (валовую маржу), прибыль, рентабельность. Значения используемых в финансовом менеджменте показателей основного и оборотного капитала, стоимости предприятия, операционного (производственного) рычага, финансового рычага, окупаемости инвестиций, приведенной стоимости проекта также подвержены влиянию цен.

Цены и тарифы далеко не всегда формируются и пересматриваются самим предприятием. Например, не устанавливаются предприятиями-потребителями цены на топливо, тарифы на электро- и теп-

лоснабжение, железнодорожную и прочую перевозку грузов, ставки арендной платы, цены на потребляемые сырье, основные и вспомогательные материалы, сметные нормы и расценки на капитальный ремонт и капитальное строительство, выполняемые подрядными строительными организациями, и т.п. Следовательно, управление ценами осуществляется в системе действующих цен и тарифов, включающих как непосредственно регулируемые предприятием цены, так и нерегулируемые. В зависимости от конкретных условий ведения бизнеса часть цен может выступать в качестве ограниченно регулируемых (например, при подборе поставщиков с более низкими ценами на продукцию). Финансовый менеджер не может абстрагироваться от действующей ценовой системы государства. Управляя ценами предприятия, он прогнозирует и учитывает взаимосвязи, направления и масштабы изменений в системе цен государства, затрагивающие интересы конкретного бизнеса. При выработке ценовой политики важно также учесть макроэкономический аспект движения экономики.

От системы цен в государстве к системе и конъюнктуре цен рынка в своем сегменте и далее - к внутренним корректировкам системы цен, зависящим непосредственно либо частично от деятельности предприятия. Такова логика системного управления ценой как важнейшего инструмента и объекта управления финансами предприятия. Система цен государства представляет собой совокупность разновидностей цен, через которую в практике хозяйствования выражается меновая форма стоимости товаров, т.е. способность их обмениваться опосредованно через деньги. Цена - денежная оболочка отношений мены, стоимость - их содержание. Практические проявления действия системы цен и эффекта от их оперативного управления выражаются посредством актов купли-продажи товаров, оплаты выполненных работ и оказанных услуг. Важнейшая общая целевая задача управления ценами на уровне государства и предприятия - максимизация финансового результата - достигается на основе формирования и поддержания цен рыночного уровня и рациональных соотношений цен на потребляемую и производимую продукцию (работы, услуги).

Необходимо отличать фундаментальные принципы построения системы цен в экономике от их названий в конкретных условиях развития экономической структуры общества. Эти принципы находят выражение в таких понятиях, как оптовые цены предприятия и оптово-сбытового звена, а также розничные цены. Эти виды цен

7 А-548



представляют собой системообразующие или базовые цены. Они существуют в любой экономике, характеризуют общую для всех экономических систем механику товародвижения: от стадии производства к оптово-сбытовому звену и далее, до розничной торговли - магазина, доводящего товары до потребителя. Базовые цены экономики строятся по основополагающему принципу формирования прибыли после возмещения произведенных денежных затрат на производство и реализацию продукции, издержек обращения, эксплуатационных расходов. Эти цены имеют разновидности. Например, для оптовых цен предприятия это могут быть: тарифы на электроэнергию, железнодорожный, автомобильный, морской, речной и воздушный виды перевозок, бытовое обслуживание населения; закупочные цены на продукцию сельскохозяйственного производства; сметная стоимость строительства, определенная на основе сметных норм и расценок с учетом необходимых денежных накоплений для подрядной строительно-монтажной организации.

Начиная с 1992 г. оптовые и розничные цены стали свободными и получили название отпускных цен предприятия, региональных и городских оптово-сбытовых баз. Название розничной цены покупки населением товаров осталось без изменения. Между действующими отпускными (розничными) ценами и прежними прейскурантными оптовыми (розничными) ценами есть много общего: место их формирования; состав цен (себестоимость - прибыль - налоги в составе цены); сущность денежного выражения сделки купли-продажи в порядке опта. Различия касаются изменения структуры цен под влиянием изменений их налоговой компоненты за счет акцизов, НДС, налога на реализацию ГСМ и др. Следовательно, в современных условиях управлять ценой на предприятии - это управлять и налогами, формирующими отпускные и розничные цены.

Многие товаропроизводители в условиях рыночной экономики пытаются избежать промежуточных оптово-сбытовых звеньев реализации выпущенных товаров. Если предприятие обращается к услугам товарно-сырьевой биржи, где заключаются сделки, то неминуемо имеет дело с аккредитованными там брокерскими конторами, взимающими комиссионные. Если же поставки прямые, то платежей посредникам удается избежать. Таким образом, биржевая цена является разновидностью оптовой цены снабженческо-сбытовой организации, которая включает те же издержки обращения и прибыль биржи. Мировая практика выработала другую форму товародвижения - ре-

ализацию продукции через дилерские организации, которые могут быть постоянными и временными (на срок контракта). Продажа продукции дилерам осуществляется производителем по льготным отпускным (контрактным) ценам с оплатой по факту отгрузки на склад дилера или непосредственно в его розничную торговую сеть. В операциях с ценными бумагами используются котировки (цены купли-продажи) фондового рынка, который бывает биржевым и внебиржевым. Цена, по которой покупаются ценные бумаги эмитента, может быть ценой первичного размещения на первичном рынке и ценой вторичного (последующего) размещения на вторичном рынке. Специфическая разновидность оптовых цен - зачетная цена, применение которой не сопряжено с использованием денежного оборота. Разновидностями зачетных цен выступают номинальная, учетная и рыночная (под доходность) цена векселя.

Государственная политика регулирования цен имеет постоянный объект в системе цен в экономике - регулируемые государством цены предприятий. Практически она реализуется в следующих прямых и косвенных формах:

1) государственное лимитирование уровня цен путем административного ограничения роста или установления минимального уровня цен на отдельные виды продукции, например, минимальных розничных цен на водочные изделия;

2) государственное финансовое регулирование уровня цен путем дотирования из бюджетов - федерального, субъектов Федерации и местных бюджетов - отдельных видов продукции сельского хозяйства и промышленности, например, мяса, молока, яиц, хлеба, сахара, фармацевтической продукции для отдельных категорий граждан;

3) государственное монопольное установление цен, например, при продаже золотодобытчиками своей продукции государству по государственным сдаточным ценам для использования на нужды ювелирного производства и пополнения золотых запасов страны, при установлении цен на другие драгоценные металлы и камни, а также металлы, элементы и вещества, составляющие монополию государства на производство, добычу и использование;

4) государственное косвенное регулирование цен в результате государственной таможенной политики установления порядка исчисления, валюты оплаты и размеров экспортно-импортных пошлин по группам, видам и отдельным наименованиям вывозимой и ввозимой продукции.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 [ 31 ] 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66