Промышленный лизинг
Методички
затрат по хранению единицы запаса составляет 6 тыс. руб. в год. Согласно формуле (95): ОРпп = 7(2x1000x12): 6 = 74000 = 63 тыс. руб. Следовательно, на протяжении года товар должен доставляться 16 раз (1000 : 63), или каждые 22 дня (360 : 16). При таких показателях размера партии и частоты поставки совокупные текущие затраты по обслуживанию товарных запасов будут минимальными. Для запасов готовой продукции задача минимизации текущих затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции. Если производить определенный товар мелкими партиями, то затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции будут минимальными. В то же время существенно возрастут текущие затраты предприятия, связанные с частой переналадкой оборудования, подготовкой производства и т.п. Минимизация совокупного размера текущих затрат по обслуживанию запасов готовой продукции также может быть осуществлена на основе модели Уилсона (с иным содержанием показателей ТЗ, и Т32). В этом случае вместо необходимого объема закупки товаров используется планируемый объем производства или продажи готовой продукции. Как в первом, так и во втором случае расчеты могут быть уточнены с учетом минимальной нормы отгрузки (железнодорожным или автомобильным транспортом), создания на предприятии определенного размера страхового запаса, альтернатив в выборе средств транспортирования и других условий. Своевременное вовлечение в хозяйственный оборот излишних запасов товарно-материальных ценностей осуществляется на основе мониторинга текущей финансовой деятельности (сопоставления нормативного и фактического размера запасов). Мероприятия в этом случае разрабатываются совместно со службой производственного менеджмента (при нормализации запасов сырья и материалов) или со службой маркетинга (при нормализации запасов готовой продукции). Основная цель этих мероприятий - высвобождение части финансовых средств, омертвленных в сверхнормативных запасах. Размер высвобождаемых финансовых средств в этом случае определяется по формуле ФСв = Зн - Зф = (ЗДН - ЗДф) х CP, (96) где ФСВ - сумма высвобождаемых финансовых средств в процессе нормализации запасов; ЗДН - норматив запасов в днях; ЗД. - фактические запасы в днях; CP - среднедневной объем расходования запасов; Зн - норматив запасов; Зф - фактические затраты. В практике финансового менеджмента для отражения реальной стоимости запасов может быть использован метод LIFO (последний пришел - первый ушел). В соответствии с ним запасы направляются в производственное потребление или на реализацию по ценам, по которым было зафиксировано их последнее поступление. В отличие от метода FIFO (первый пришел - первый ушел), когда использование запасов осуществляется по ценам их первоначального формирования, метод LIFO позволяет получить реальную оценку этих результатов в условиях инфляции и эффективней управлять стоимостной формой движения запасов. В практике зарубежных фирм при решении задач управления запасами используются логистические подходы. Построить управление предприятием в соответствии с моделью децентрализованной логистики можно путем использования программных продуктов, например LS LIPRO SYSTEMS, - интегрированного решения планирования ресурсов предприятия. Эта система представляет собой гибкое и масштабируемое решение для управления средними предприятиями, состоящее из сети модулей с различной функциональностью (для сбыта, закупок, основных производственных данных, централизованного управления материалами, управления складами, производственной логистики и др.), в которой осуществлены принципы децентрализованной логистики. С применением этой системы сложная деятельность предприятия разворачивается в простую структуру децентрализованных модулей производственной логистики (PL). Точное планирование и управление запасами подчиняется производящей структурной единице. Планирование изготовления, управление материалами с учетом брутто- и нетто-факторов, контроль наличия на складе и обратная связь находятся под контролем соответствующих модулей PL. Таким образом, модуль PL, являясь ядром системы точного управления, выполняет задачи планирования и точного управления заказом, материального менеджмента на складах, управления производственными данными и передачи данных потребности в материалах. Для дорогостоящих материалов при незначительной или редкой величине расхода применяется способ управления потребностями, при котором инициируются специфические заказ-требования на материалы для модуля закупок или для других PL-сегментов. Для этого PL определяет индивидуальный для заказа объем потребности, гарантирующий реатьно необходимое количество и таким образом минимизирующий складские запасы. Модуль PL содержит обширный объем функций, предназначенных для управления складскими запасами отдельно в каждом сегменте. В результате постоянного отслеживания текущего объема запасов в любой момент времени можно получить реальные данные по запасам. Основными компонентами функций управления складскими запасами являются: управление основными данными складских запасов; управление местами складирования; учет складских запасов и управление ими; перемещение со склада на склад; перманентная инвентаризация. 13.3. Управление дебиторской задолженностью Под дебиторской задолженностью понимаются обязательства клиентов (дебиторов) перед предприятием по выплате денег за предоставление товаров или услуг. На уровень дебиторской задолженности влияют следующие факторы: оценка и классификация клиентов в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и условий оплаты; контроль расчетов с дебиторами, оценка реатьного состояния дебиторской задолженности; анатиз и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации. Управление дебиторской задолженностью основано на двух подходах: 1) сравнении дополнительной прибыли, связанной со схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции; 2) сравнении и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации. Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов, - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер должен использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов. Пример оценки реального состояния дебиторской задолженности приведен в табл. 10. Табл и ца 10 Оценка реального состояния дебиторской задолженности*
* Рассчитывается на основе экспертных оценок или по данным статистики предприятия. Как видно из данных табл. 10, предприятие не получит 125,9 тыс. руб. дебиторской задолженности (5,52% от общей ее суммы). Именно на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам. С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях: 1) если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат; 2) если система скидок интенсифицирует приток денежных средств (ДС) в условиях дефицита на предприятии, возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок; 3) система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату. Во всех случаях можно говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате. Проведем сравнительную оценку двух вариантов (табл. 11) краткосрочного финансирования предприятием-продавцом: 1) с предоставлением скидки для скорейшего покрытия потребности в ДС; 2) с получением кредита без предоставления скидки. Табл и ца 11 Расчет финансового результата
Исходные данные для расчета таковы: инфляционный рост цен - 2% в месяц; договорный срок оплаты - 1 месяц; скидка при оплате по факту отгрузки в начале месяца - 3%; банковская ставка по краткосрочному кредиту - 40% годовых; рентабельность альтернативных вложений капитала - 10% годовых. Сравнение показывает, что при предоставлении скидки предприятие получает доход больший, чем при использовании кредита. Одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение оптимального соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо оценивать не только условия своего кредитования покупателей, но и условия кредита поставщиков сырья и материалов с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием. Предположим, что поставщики сырья и материалов предоставляют скидку 5% при оплате в момент отгрузки, либо отсрочку платежа на 45 дней. Оценим целесообразность использования скидки с точки зрения предприятия, использующего для досрочной оплаты кредит под 40% годовых (табл. 12). Табл и ца 12 Расчет финансового результата (на каждую 1000 руб.)
Предприятию выгодно использовать скидки и производить досрочную оплату, однако 5%-ный уровень скидки в данном случае является минимально допустимым, что показывают следующие расчеты: Минимально допустимый уровень скидки = 40% : 360 х 45 = 5% Максимально допустимая величина скидки = 1000 х 5% = 50 руб. с каждой 1000 руб. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 |