Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

затрат по хранению единицы запаса составляет 6 тыс. руб. в год. Согласно формуле (95):

ОРпп = 7(2x1000x12): 6 = 74000 = 63 тыс. руб.

Следовательно, на протяжении года товар должен доставляться 16 раз (1000 : 63), или каждые 22 дня (360 : 16). При таких показателях размера партии и частоты поставки совокупные текущие затраты по обслуживанию товарных запасов будут минимальными.

Для запасов готовой продукции задача минимизации текущих затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции. Если производить определенный товар мелкими партиями, то затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции будут минимальными. В то же время существенно возрастут текущие затраты предприятия, связанные с частой переналадкой оборудования, подготовкой производства и т.п. Минимизация совокупного размера текущих затрат по обслуживанию запасов готовой продукции также может быть осуществлена на основе модели Уилсона (с иным содержанием показателей ТЗ, и Т32). В этом случае вместо необходимого объема закупки товаров используется планируемый объем производства или продажи готовой продукции.

Как в первом, так и во втором случае расчеты могут быть уточнены с учетом минимальной нормы отгрузки (железнодорожным или автомобильным транспортом), создания на предприятии определенного размера страхового запаса, альтернатив в выборе средств транспортирования и других условий.

Своевременное вовлечение в хозяйственный оборот излишних запасов товарно-материальных ценностей осуществляется на основе мониторинга текущей финансовой деятельности (сопоставления нормативного и фактического размера запасов). Мероприятия в этом случае разрабатываются совместно со службой производственного менеджмента (при нормализации запасов сырья и материалов) или со службой маркетинга (при нормализации запасов готовой продукции). Основная цель этих мероприятий - высвобождение части финансовых средств, омертвленных в сверхнормативных запасах.

Размер высвобождаемых финансовых средств в этом случае определяется по формуле

ФСв = Зн - Зф = (ЗДН - ЗДф) х CP, (96)

где ФСВ - сумма высвобождаемых финансовых средств в процессе нормализации запасов; ЗДН - норматив запасов в днях; ЗД. - фактические запасы в днях; CP - среднедневной объем расходования запасов; Зн - норматив запасов; Зф - фактические затраты.

В практике финансового менеджмента для отражения реальной стоимости запасов может быть использован метод LIFO (последний пришел - первый ушел). В соответствии с ним запасы направляются в производственное потребление или на реализацию по ценам, по которым было зафиксировано их последнее поступление. В отличие от метода FIFO (первый пришел - первый ушел), когда использование запасов осуществляется по ценам их первоначального формирования, метод LIFO позволяет получить реальную оценку этих результатов в условиях инфляции и эффективней управлять стоимостной формой движения запасов.

В практике зарубежных фирм при решении задач управления запасами используются логистические подходы. Построить управление предприятием в соответствии с моделью децентрализованной логистики можно путем использования программных продуктов, например LS LIPRO SYSTEMS, - интегрированного решения планирования ресурсов предприятия. Эта система представляет собой гибкое и масштабируемое решение для управления средними предприятиями, состоящее из сети модулей с различной функциональностью (для сбыта, закупок, основных производственных данных, централизованного управления материалами, управления складами, производственной логистики и др.), в которой осуществлены принципы децентрализованной логистики.

С применением этой системы сложная деятельность предприятия разворачивается в простую структуру децентрализованных модулей производственной логистики (PL). Точное планирование и управление запасами подчиняется производящей структурной единице. Планирование изготовления, управление материалами с учетом брутто- и нетто-факторов, контроль наличия на складе и обратная связь находятся под контролем соответствующих модулей PL.

Таким образом, модуль PL, являясь ядром системы точного управления, выполняет задачи планирования и точного управления заказом, материального менеджмента на складах, управления производственными данными и передачи данных потребности в материалах.



Для дорогостоящих материалов при незначительной или редкой величине расхода применяется способ управления потребностями, при котором инициируются специфические заказ-требования на материалы для модуля закупок или для других PL-сегментов. Для этого PL определяет индивидуальный для заказа объем потребности, гарантирующий реатьно необходимое количество и таким образом минимизирующий складские запасы.

Модуль PL содержит обширный объем функций, предназначенных для управления складскими запасами отдельно в каждом сегменте. В результате постоянного отслеживания текущего объема запасов в любой момент времени можно получить реальные данные по запасам. Основными компонентами функций управления складскими запасами являются:

управление основными данными складских запасов;

управление местами складирования;

учет складских запасов и управление ими;

перемещение со склада на склад;

перманентная инвентаризация.

13.3. Управление дебиторской задолженностью

Под дебиторской задолженностью понимаются обязательства клиентов (дебиторов) перед предприятием по выплате денег за предоставление товаров или услуг.

На уровень дебиторской задолженности влияют следующие факторы:

оценка и классификация клиентов в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и условий оплаты;

контроль расчетов с дебиторами, оценка реатьного состояния дебиторской задолженности;

анатиз и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.

Управление дебиторской задолженностью основано на двух подходах:

1) сравнении дополнительной прибыли, связанной со схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;

2) сравнении и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов, - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер должен использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов. Пример оценки реального состояния дебиторской задолженности приведен в табл. 10.

Табл и ца 10

Оценка реального состояния дебиторской задолженности*

Классификация дебиторов по срокам возникновения задолженности,

Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб.

Удельный

вес в общей сумме,

Вероятность безнадежных долгов,

Сумма безнадежных

долгов, тыс. руб.

Реальная величина задолженности, тыс. руб.

0-30

1 000

43,82

30-60

. 600

26,29

60-90

21,91

90-120

4,38

120-150

2,19

12,5

37,5

150-180

0,88

180-360

0,44

свыше 360

0,09

Итого

2 282

100,00

5,52

125,9

2 156,1

* Рассчитывается на основе экспертных оценок или по данным статистики предприятия.

Как видно из данных табл. 10, предприятие не получит 125,9 тыс. руб. дебиторской задолженности (5,52% от общей ее суммы). Именно на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам.



С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:

1) если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат;

2) если система скидок интенсифицирует приток денежных средств (ДС) в условиях дефицита на предприятии, возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок;

3) система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.

Во всех случаях можно говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.

Проведем сравнительную оценку двух вариантов (табл. 11) краткосрочного финансирования предприятием-продавцом:

1) с предоставлением скидки для скорейшего покрытия потребности в ДС;

2) с получением кредита без предоставления скидки.

Табл и ца 11

Расчет финансового результата

Показатель

Предоставление скидки

Кредит

Индекс цен

1,02

1,02

Коэффициент дисконтирования

0,98

0,98

Потери от скидки с каждой 1000 руб.

Потери от инфляции с каждой 1000 руб.

Доход от альтернативных вложений капитала, руб. Оплата процентов, руб. Финансовый результат, руб.

(1000 - 30) х 0,1 х х 0,98 = 95,06

95,06 - 30 = 65,06

1000 - (1000 х0,98) = = 20

(1000 х 0,1) х 0,98 = = 98

1000 х 0,4 : 12 = 20 98 - 20 - 33,33 = = 44,67

Исходные данные для расчета таковы:

инфляционный рост цен - 2% в месяц;

договорный срок оплаты - 1 месяц;

скидка при оплате по факту отгрузки в начале месяца - 3%;

банковская ставка по краткосрочному кредиту - 40% годовых;

рентабельность альтернативных вложений капитала - 10% годовых.

Сравнение показывает, что при предоставлении скидки предприятие получает доход больший, чем при использовании кредита.

Одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение оптимального соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо оценивать не только условия своего кредитования покупателей, но и условия кредита поставщиков сырья и материалов с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием. Предположим, что поставщики сырья и материалов предоставляют скидку 5% при оплате в момент отгрузки, либо отсрочку платежа на 45 дней. Оценим целесообразность использования скидки с точки зрения предприятия, использующего для досрочной оплаты кредит под 40% годовых (табл. 12).

Табл и ца 12

Расчет финансового результата (на каждую 1000 руб.)

Показатель

Со скидкой

Без скидки

Оплата за сырье, руб.

1000

Расходы по оплате процентов, руб.

950 х 0,4 х 45 : 360 =

= 47,5

Итого

997,5

1000

Предприятию выгодно использовать скидки и производить досрочную оплату, однако 5%-ный уровень скидки в данном случае является минимально допустимым, что показывают следующие расчеты:

Минимально допустимый

уровень скидки = 40% : 360 х 45 = 5%

Максимально допустимая

величина скидки = 1000 х 5% = 50 руб. с каждой

1000 руб.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66