Промышленный лизинг
Методички
необходимостью программного обеспечения разработки и анализа инвестиционных проектов; оценкой бизнес-плана участниками проекта с позиций возврата вложенных средств и получения прибыли. Бизнес-план представляет максимально компактный документ, который позволяет принять обоснованное решение и указать последовательность действий для его успешного воплощения. От правильности составления документа зависят одобрение и жизнеспособность проекта. Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-планов - центральный этап инвестиционного планирования, включающий следующие виды работ: развитие концепции и дальнейшую разработку основного содержания проекта; установление деловых контактов и изучение целей участников; структурное планирование; организацию и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями; получение одобрения на продолжение работ. Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, все этапы и работы совмещаются на прединвестиционной фазе. Для разработки стратегии крупного предприятия составляется корпоративный (глобальный) бизнес-план. Предприятия, работающие в стабильной ситуации и производящие продукцию для достаточно устойчивого рынка, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и снижение издержек. Эти предприятия предусматривают модернизацию производимой ими продукции в локальных бизнес-планах. Венчурные предприятия, выпускающие продукцию при повышенном риске, систематически работают над бизнес-планами освоения новых видов продукции, современных технологий и т.п. Если предприятие, наметив рост производства продукции или освоение новой техники, не имеет для этого достаточных мощностей, то оно может использовать бизнес-план, чтобы привлечь капитальные вложения либо новых партнеров, инвесторов, кредиторов, спонсоров. Для этого может быть подготовлено краткое описание бизнес-плана, называемое бизнес-предложением. Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени своей заинтересованности в нем. Объем и степень конкретизации разделов плана определяются спецификой и областью деятельности предприятия. Он должен быть написан просто и ясно и иметь четкую структуру, например такую, какую рекомендует Минэкономразвития России. 1. Вводная часть. 2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие. 3. Описание проекта. 4. Производственный план. 5. План маркетинга и сбыта продукции. 6. Организационный план реализации проекта. 7. Финансовый план реализации проекта. 8. Оценка экономической эффективности затрат, осуществляемых в ходе реализации проекта. Рассмотрим подробнее содержание каждого раздела. Раздел 1. Вводная часть бизнес-плана включает: титульный лист; резюме; меморандум о конфиденциальности. На титульном листе помещаются название предприятия - инициатора проекта, наименование проекта, место и время его разработки. Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно составляется в последнюю очередь, так как суммирует всю информацию, содержащуюся в проекте. В резюме излагаются данные, которые должны позволить потенциальному инвестору понять, о чем идет речь, какова предполагаемая стоимость и рентабельность проекта. Меморандум составляется с целью предупреждения лиц, знакомящихся с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. В меморандуме может содержаться напоминание о том, что читающий берет на себя ответственность и гарантирует неразглашение содержащейся в бизнес-плане информации без предварительного согласия автора. Меморандум может содержать требование о возврате бизнес-плана и запрет на копирование материала. Раздел 2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие, призван определить: состояние и тенденции развития отрасли как объекта инвестирования; прогноз объема производства продукции (услуг), которую может выпускать (оказывать) предприятие в условиях конкуренции. Для решения первой задачи в бизнес-плане целесообразно дать ретроспективный анализ текущего состояния дел и развития отрасли за предшествующие 5-10 лет, описать возможные тенденции развития отрасли в целом, соответствующих производств в регионах, где планируется сбыт продукции, и за рубежом. Для решения второй задачи необходимо описать основных конкурентов на региональном, внутреннем и внешнем рынках по следующим позициям: номенклатура и сбыт выпускаемой продукции; рынки и доли конкурентов на них; конкурентоспособность продукции; ценовая политика и политика в области сбыта; состояние производственной базы. Анализ данных позволит определить конкурентные преимущества предприятия или выявить его недостатки, определить методы конкурентной борьбы с другими предприятиями. По результатам анализа потенциальный инвестор получит представление о возможностях предприятия вести успешную конкуренцию. Раздел 3. В описании проекта освещаются следующие вопросы: данные о размере и перспективах предприятия, профиле деятельности, особенностях производимых товаров и услуг, обеспечивающих преимущества в конкуренции; основные тенденции развития рынка, слабые стороны предприятий-конкурентов, планы роста и расширения деятельности; данные о прибыли, ожидаемая рентабельность, доходность на инвестируемый капитал, время достижения точки безубыточности и превышения наличных поступлений над платежами; сумма необходимого финансирования и направления использования капитала; конкурентные преимущества предприятия в данный период и возможные преимущества после реализации проекта, слабые стороны предприятий-конкурентов. Раздел 4. В производственном плане необходимо представить: цели долгосрочной стратегии предприятия; структуру планируемого производства, его сырьевую базу и технологическую схему, источники энерго-, тепло- и водоснабжения; данные о кадровом обеспечении производства, программу подготовки и переподготовки кадров; план вывода предприятия на полную проектную мощность; информацию о состоянии работ по проекту и возможностях производства. В информации о состоянии работ по проекту необходимо указать: степень освоения предполагаемой продукции; правовое обеспечение проекта; выполненные работы по проекту; наличие производственных площадей; необходимость закупки оборудования; наименование поставщиков, сроки поставки и стоимость оборудования; виды источников энергии; характеристику сырьевой базы; характеристику инфраструктуры производства (включая внутренний и внешний транспорт); экологическую ситуацию (сбросы в водный бассейн и выбросы в воздушную среду). Раздел 5. План маркетинга и сбыта продукции является одним из наиболее значимых в бизнес-плане. Результаты исследования рынка - это база для разработки долгосрочной маркетинговой и ценовой стратегии предприятия, его текущей политики. Ввиду важности и сложности этот раздел целесообразно готовить в первую очередь, проверив данные о рынке, его объемах и темпах роста по дополнительным альтернативным источникам. Исследование рынка в бизнес-плане включает три блока: 1) анализ спроса на товары и услуги на рынке и тенденции его развития; 2) описание структуры рынка, его основных сегментов, форм и методов сбыта; 3) исследование условий конкуренции на выбранных сегментах рынка. От оценок сбыта в данном разделе зависят все последующие разделы плана. Объем реализации товаров и услуг, планируемый в результате исследования рынка, оказывает непосредственное влияние на планы производства и маркетинга, а также на размер инвестируемого капитала. Данные анализа конкурентной обстановки в значительной степени предопределяют стратегию сбыта и ценовую стратегию предприятия на выбранных сегментах рынка. Раздел 6. Организационный план реализации проекта характеризует: основные подразделения предприятия и их функции; распределение обязанностей персонала управления; методы взаимодействия подразделений между собой; заинтересованность предприятия в конечных результатах; новые виды работ, планируемые предприятием; необходимую квалификацию персонала. В этом разделе приводятся подробные данные о каждом руководителе предприятия, наиболее крупных держателях акций, составе команды разработчиков проекта. Раздел 7. Финансовый план реализации проекта готовится после того, как подготовлены план маркетинга и производственный план. Он должен включать краткий обзор условий, в которых будет действовать предприятие, данные по объему продаж, валовой прибыли, затратам на оборудование, оплату труда и другим затратам, а также подробный анализ доходов и расходов, формирования чистой прибыли и рентабельности предприятия. Этот раздел бизнес-плана может быть составлен только после того, как определены рамки (границы) проекта с учетом непредвиденных расходов и инфляции. Рамки (границы) проекта подразумевают определение: всех видов деятельности, которые должны быть представлены на заводской площадке; дополнительных операций, связанных с производством, использованием природных ресурсов, очисткой сточных вод и выбросов; внешнего транспорта, складов для сырья и материалов и готовой продукции; дополнительных видов деятельности (профессиональной подготовки, общеобразовательных программ, сооружения рекреационных объектов). Непредвиденные расходы бывают материальные и финансовые. Материальные расходы связаны с точностью прогнозирования про- даж, проектных требований, материалов и услуг и составляют от 5 до 10% сметной себестоимости объекта. Финансовые расходы связаны с инфляцией, изменением базовой ставки ссудного процента и другими факторами. Для учета инфляции используют: общий индекс внутренней инфляции, определяемый на основе систематически корректируемого рабочего прогноза; прогноз валютного курса рубля; прогноз внешней инфляции; прогноз изменения цен на продукцию и ресурсы (газ, нефть, энергоресурсы, оборудование, строительно-монтажные работы, сырье, материалы), а также прогноз изменения уровня средней заработной платы и других показателей на перспективу; прогноз ставок налога, пошлин, ставок рефинансирования Банка России и других финансовых нормативов государственного регулирования. С помощью этих данных необходимо исследовать влияние инфляции на ценовые показатели, потребность в финансировании и оборотном капитале. Составление финансового плана проходит в несколько этапов. 1. Прогноз объема продаж на рынках для каждого года. 2. Расчет затрат на реализуемую продукцию и услуги на основе прогноза объемов продаж, действующих нормативов, ценовой политики и условий реализации. 3. Описание контрагентов, их надежности, распределение контрактов по времени, затраты по контрагентам. 4. Расчет обеспеченности сырьем, энергией, водой (технической и питьевой), запасными частями и эксплуатационными материалами на ближайшие 5 лет, обеспеченность трудовыми ресурсами. 5. Прогноз издержек (условно-постоянных, условно-переменных и суммарных) по годам. 6. Расчет планируемой прибыли для каждого года. 7. Анализ точки критического объема реализации - точки безубыточности. 8. Описание источников финансирования по следующей схеме: источники формирования ресурсов (собственные и заемные средства); политика распределения прибыли после уплаты налогов (доля прибыли, направляемая в фонд накопления, выплата дивидендов); 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 [ 49 ] 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 |