Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

увеличенной на заемные источники (среднесрочные и долгосрочные ссуды) для капитальных вложений, и итогом долгосрочных вложений по активу баланса.

Высокое значение коэффициента маневренности положительно характеризует финансовое состояние предприятия. Этот коэффициент не имеет нормативных значений и может существенно варьировать в зависимости от отрасли, в которой работает предприятие, и структуры его капитала.

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется как отношение денежных средств и легко реализуемых ценных бумаг к краткосрочной задолженности предприятия. Он показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить на дату составления баланса. Нормативное значение коэффициента - не менее 2.

Уточненный коэффициент ликвидности исчисляется как отношение денежных средств, ценных бумаг и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам. Нормативное значение коэффициента - не менее 0,8-1,0. Этот коэффициент свидетельствует о платежных возможностях предприятия при своевременных расчетах с дебиторами, показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена за счет наличности, а также из ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.

Коэффициент платежеспособности (или покрытия) рассчитывается как отношение всех текущих активов к краткосрочным обязательствам. Он свидетельствует о платежных возможностях предприятия при условии своевременных расчетов с дебиторами, а также при продаже запасов товарно-материальных ценностей. Нормативные значения коэффициента находятся в пределах 2-3. Коэффициент позволяет установить, во сколько раз текущие активы больше краткосрочных обязательств.

Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками рассчитывается как отношение величины источников собственных оборотных средств к стоимости запасов и затрат предприятия. Значение коэффициента больше 1 показывает излишки собственных средств в обороте, значение меньше 1 - недостаток собственных средств.

Коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения представляет соотношение суммы основных средств,

производственных запасов, незавершенного производства и валюты баланса. Коэффициент свидетельствует о том, насколько эффективно используются средства для осуществления предпринимательской деятельности. Минимальное нормативное значение коэффициента составляет 0,5.

Кроме перечисленных показателей оценки ликвидности и платежеспособности, предприятия могут также использовать коэффициенты второго порядка. Например, коэффициент чистой выручки, исчисляемый как частное отделения чистой прибыли с начисленной за отчетный период амортизацией на выручку от реализации, характеризует долю остатка денежной наличности в объеме продаж. Коэффициент перелива капитала, рассчитываемый в виде отношения внешних финансовых вложений к балансовой прибыли, свидетельствует о том, что предприятие имеет возможность использовать часть своей прибыли для вложений в другие предприятия.

Использование системы коэффициентов для оценки ликвидности предприятия позволяет не только получить достаточно полную картину его финансового состояния при разной степени ликвидности активов, но и дает возможность внешним пользователям информации судить о положении предприятия и целесообразности дальнейшего взаимодействия с ним. Например, для поставщиков сырья и материалов наибольший интерес представляет коэффициент абсолютной ликвидности, а для банка, кредитующего предприятие, более важным является коэффициент критической ликвидности. Держателей акций и облигаций, потенциальных покупателей ценных бумаг предприятия в большей степени будет интересовать значение коэф-. фициента текущей ликвидности. Таким образом, каждая группа коэффициентов отражает определенную сторону финансового состояния предприятия.



РАЗДЕЛ 111

ФИНАНСОВАЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ

Глава 4. Теоретические основы предпринимательских рисков 4.1. Финансовая микросреда предпринимательства

Финансовая среда предпринимательства представляет совокупность хозяйствующих субъектов, действующих вне данного предприятия и влияющих на возможности финансового менеджмента размещать денежные средства и получать доходы.

Финансовая среда предпринимательства состоит из микросреды и макросреды.

Микросреда характеризуется субъектами, имеющими непосредственное отношение к данному предприятию и к возможностям его руководства по извлечению доходов. В нее входят поставщики, посредники, покупатели (клиенты), конкуренты, контактные аудитории.

Макросреда представлена более широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом, и включает природный, технический, политический, экономический, демографический и культурный факторы.

Охарактеризуем субъектов, составляющих микросреду предпринимательства.

Поставщиками являются юридические и физические лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов производственными запасами, необходимыми для выпуска готовой продукции. Влияние поставщиков на финансовую деятельность предприятия значительно и может привести к отрицательным результатам. Повышение цен на предметы снабжения во многом обусловливает повышение цен на готовую продукцию предприятия. Непоставки тех или иных производственных запасов, их неритмичность, любые негативные события на предприятиях-поставщиках приводят к нарушению графиков отгрузки готовой продукции предприятия.

Глава 4. Теоретические основы предпринимательских рисков 43

Посредниками являются организации, помогающие предприятию в продвижении, распространении и сбыте готовой продукции среди покупателей и таким образом влияющие на величину получаемых доходов. Посредники бывают торговые (дилеры), по организации товародвижения, маркетинговые и финансово-кредитные.

Торговые посредники представляют организации, помогающие данному предприятию находить покупателей и непосредственно продавать им готовую продукцию. Необходимость существования торговых посредников обусловлена тем, что они обеспечивают удобные условия продажи готовой продукции с меньшими издержками, чем это сделал бы сам производитель. Удобство расположения создается дилерами за счет накопления запасов готовой продукции в местах нахождения самих покупателей. Удобство времени создается наличием готовой продукции в те периоды, когда спрос на нее особенно велик, что важно для товаров сезонного продвижения и продажи. Удобство приобретения готовой продукции заключается в продаже товара с одновременной передачей права пользования им.

Вместе с тем выбор и организация работы с торговыми посредниками являются для финансового менеджера отнюдь непростой задачей. Посреднические организации в настоящее время обладают достаточной мощью и в состоянии диктовать свои условия производителю либо вообще не допустить его на рынки сбыта готовой продукции. Тем не менее в цепочке взаимоотношений производитель - торговый посредник первичным звеном является производитель в силу приоритетности сферы материального производства по сравнению со сферой распределения.

Посредники по организации товародвижения помогают производителю готовой продукции создавать запасы собственных изделий и осуществлять их транспортировку от мест производства до мест назначения. К ним относятся складские и транспортные организации.

Складские организации обеспечивают накопление и сохранность готовой продукции по пути ее продвижения. Транспортные организации перемещают запасы готовой продукции в места назначения. Для финансового менеджера весьма важным является выбор более экономичных методов отгрузки и транспортировки готовой продукции, а также учет таких факторов, как сохранность грузов, объемы и скорость их транспортировки.

Маркетинговые посредники представляют собой организации, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, а также проблема-



ми предпринимательского риска, консалтинговые фирмы, рекламные агентства. Основное назначение таких посредников - помогать производителю точнее адресовать и продвигать готовую продукцию на подходящие рынки сбыта с возможно меньшим риском и большим извлечением дохода. Пользование их услугами является для производителя менее распространенным явлением.

К числу финансово-кредитных посредников относятся банки, кредитные учреждения, страховые компании, основное назначение которых помогать производителю финансировать сделки по приобретению производственных запасов и сбыту собственной готовой продукции и (или) страховать себя от предпринимательского риска, связанного с покупкой и продажей товаров. Практически все предприятия пользуются помощью финансово-кредитных посредников при финансовом обеспечении сделок. Существенное влияние на финансовое положение предприятия могут оказать повышение стоимости кредита и (или) сокращение возможностей кредитования, а также финансовые кризисы, парализующие работу финансово-кредитных посредников.

Клиенты бывают покупателями потребительского рынка, рынка производителей, рынка промежуточных продавцов, рынка государственных учреждений и международного рынка.

Покупатели потребительского рынка - физические лица, приобретающие товары или услуги в целях личного потребления.

Покупателями рынка производителей являются организации, приобретающие товары или услуги для дальнейшего использования в процессе производства и выпуска иной продукции.

Покупатели рынка промежуточных продавцов - физические и юридические лица, приобретающие товары или услуги для последующей перепродажи и извлечения собственной прибыли в сфере обращения.

Покупатели - государственные учреждения приобретают товары или услуги в целях собственного потребления, а также для использования в сфере коммунальных услуг или в целях благотворительности.

Покупатели международного рынка находятся за пределами страны производства товаров или услуг.

Среди конкурентов выделяют желания-конкуренты, товарно-родовые и товарно-видовые конкуренты, а также марки-конкуренты.

Желания-конкуренты - это те, которые покупатель, возможно, захочет удовлетворить. При наличии транспортных возможностей аль-

тернативными желаниями-конкурентами могут быть покупка автомашины или мотоцикла и т.д.

Товарно-родовые конкуренты - это основные способы удовлетворения желания выбранной ранее покупки, например определенного типа мотоцикла.

Товарно-видовые конкуренты - это разновидности одного итого же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя, например разноцилиндровые виды мотоциклов.

Марки-конкуренты - это товары разных производителей, способные удовлетворить окончательно определившееся желание покупателя. В нашем случае это мотоциклы аналогичных типов и видов, но производимые разными фирмами.

Понимание того, как именно покупатели принимают решение, облегчает финансовому менеджеру выявление возможных конкурентов, мешающих предприятию продавать больше своей продукции. Основополагающей является конкуренция марок-конкурентов, так как именно они активно ограничивают возможности сбыта готовой продукции и получения доходов предприятием.

Контактные аудитории классифицируют по двум признакам: по характеру воздействия на интересы предприятия, по содержанию самих контактных аудиторий.

Под контактной аудиторией понимают любую группу, которая проявляет интерес к деятельности данного предприятия и может оказать влияние на его способность извлекать доход от реализации готовой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности.

По характеру воздействия контактные аудитории могут быть благотворными, искомыми и нежелательными.

Благотворные аудитории - это те группы, внимание которых к предприятию носит заинтересованный положительный характер (например, спонсоры).

Искомые аудитории - это те группы, в которых заинтересовано само предприятие, но не всегда их находит (например, пользователи средств массовой информации, группы депутатов).

Нежелательные аудитории - это те группы, интерес которых предприятие не должно привлекать, но обязательно вынуждено считаться с ним, если он проявляется (например, общества потребителей, налоговые органы и т.д.).

По содержанию контактные аудитории классифицируются на финансовые круги, группы средств информации, группы государ-



1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66