Промышленный лизинг
Методички
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. После рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, что является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным. Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом после принятия им решения о признании должника банкротом с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Он действует до вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства и ликвидации должника. Конкурсный управляющий обязан: принять и вести имущество должника, проводить его инвентаризацию и оценку, принимать меры по обеспечению его сохранности; анализировать финансовое состояние должника; предъявлять третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании; уведомлять работников должника о предстоящем увольнении; заявлять возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов; заявлять отказ от исполнения договоров должника; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, и др. 20.7. Очередность удовлетворения требований кредиторов Очередность удовлетворения требований кредиторов определяется ст. 64 ГК РФ и Законом о банкротстве. До удовлетворения требований кредиторов, т.е. вне очереди, покрываются следующие расходы: судебные; выплаты вознаграждения арбитражным управляющим; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника; требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: 1) требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью; 2) расчеты по выплатам выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору или контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; 3) выплаты по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника; 4) требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; 5) расчеты с другими кредиторами. Размер требований первой очереди определяется путем капитализации соответствующих платежей на момент принятия решения о банкротстве, которые выплачиваются гражданину при достижении им семидесяти лет, но не менее, чем за десять лет. При согласии гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Требования по выплате выходных пособий и оплате труда по трудовому договору определяются с учетом непогашенной задолженности на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве, которая включается в общую сумму задолженности должника перед кредиторами второй очереди. Размер требований третьей очереди определяется задолженностью должника по обязательству в части, обеспеченной залогом. Задолженность в части, не обеспеченной залогом имущества должника, учитывается в составе требований пятой очереди. Требования четвертой очереди (по обязательным платежам) включают задолженность (недоимку), образовавшуюся на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Суммы штрафов, пени и иных финансовых санкций удовлетворяются в пятую очередь после погашения задолженности и причитающихся процентов. 20.8. Мировое соглашение Мировое соглашение должник и кредиторы могут заключить на любой стадии рассмотрения дела арбитражным судом. Решение об этом принимается собранием кредиторов большинством голосов конкурсных кредиторов и при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Решение со стороны должника принимается руководителем должника, внешним или конкурсным управляющим. В мировом соглашении могут участвовать третьи лица, принимающие на себя права и обязанности, предусмотренные этим соглашением. Обязательным условием мирового соглашения является заключение его только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Мировое соглашение может содержать следующие условия: об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требований должника; об исполнении прав требований должника; об исполнении обязательств должника третьими лицами; о скидке с долга; об обмене требований на акции; об удовлетворении требований кредиторов иными способами. Мировое соглашение вместе с заявлением должника, внешнего или конкурсного управляющего об утверждении его и некоторыми другими документами представляется в арбитражный суд. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом на стадии наблюдения или внешнего управления означает прекращение производства по делу о банкротстве и снятие моратория на удовлетворение требований кредиторов; на стадии конкурсного производства - признание должника банкротом и открытие конкурсного производства не подлежат исполнению, а полномочия внешнего, конкурсного управляющих прекращаются. При этом руководитель должника, внешний или конкурсный управляющий приступают к погашению задолженности перед кредиторами. По заявлению должника, кредитора или прокурора мировое соглашение может быть признано арбитражным судом недействительным, если: установлены преимущества для отдельных кредиторов или ущемление их прав и законных требований; его исполнение может привести должника к банкротству; имеются другие основания. Арбитражный суд может расторгнуть мировое соглашение при неисполнении должником его условий в отношении не менее одной трети требований кредиторов. Закон о банкротстве предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников: 1) юридических лиц - градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг; 2) физических лиц - индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств; 3) упрощенные процедуры банкротства в отношения ликвидируемого и отсутствующего должника; 4) добровольное объявление о банкротстве должника; 5) организаций, осуществляющих незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан. 20.9. Основные направления предотвращения банкротства и санации предприятия При разработке путей вывода предприятия из кризисного состояния важное значение имеет возможность реструктуризации предприятий - реформирование его в целом в результате эффективной антикризисной политики в области снабжения, сбыта, цен, финансов, инвестиций и кадров. Реструктуризацию предприятия осуществляют самостоятельно. С этой целью могут быть привлечены средства бюджета, а также средства кредиторов и инвесторов. В осуществлении программы реструктуризации могут принимать участие органы исполнительной власти. Необходимость реструктуризации предприятий определяется рядом факторов. К ним относятся: 1) невостребованность на рынке, низкие потребительские качества товаров, высокий уровень затрат на их производство; 2) конкуренция с зарубежными и российскими производителями; 3) существование предприятий-монополистов (в этом случае проводятся демонополизация и диверсификация производства); 4) недостатки в действующей системе управления; 5) физический и моральный износ активов и др. Формы и методы реструктуризации должны соответствовать законодательной базе с учетом социальной защиты работников предприятия. Реструктуризация предприятия предполагает улучшение системы управления, повышение эффективности используемых финансо- вых и материальных средств на основе оптимального сочетания вложений с достаточным уровнем рентабельности. Объектом реструктуризации имущественного комплекса предприятия являются все активы предприятия (внеоборотные и оборотные). При проведении реструктуризации имущественного комплекса необходимо: 1) определить рыночную позицию предприятия по каждому виду выпускаемой продукции; 2) выявить части имущественного комплекса соответственно видам выпускаемой продукции; 3) выделить центры ответственности для различных частей имущественного комплекса; 4) разработать производственную стратегию для каждой части имущественного комплекса; 5) реализовать излишнее имущество. В рамках реструктуризации активов может проводиться изменение системы управления предприятием, разделение имущественного комплекса на отдельные предприятия при соблюдении интересов заинтересованных сторон, а также продажа, передача в аренду или в залог части активов, ввод новых производственных мощностей, организация новой рыночной инфраструктуры, развитие региональных связей и др. Целесообразно распределить имущество предприятия между несколькими созданными на его базе и не связанными между собой предприятиями, имеющими законченный цикл производства и выпуска продукции. При этом должны быть соблюдены все законодательные нормы и интересы кредиторов. Если в процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия делается вывод, что функционирование его в первоначальном состоянии неэффективно, оно может быть реорганизовано. Реорганизация может происходить в формах слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Права и обязанности реорганизуемого предприятия переходят к вновь возникшему юридическому лицу, в то время как ликвидация предприятия не предполагает такого правопреемства. Реорганизация может быть добровольной по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами, либо принудительной. В установленном законом случае реорганизация предприятия в форме разделения или выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц возможна по решению суда или уполномоченных государственных органов. Предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Когда предприятие реорганизуется с присоединением к нему другого юридического лица, первое считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. При слиянии или присоединении предприятий, сумма активов которых по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда, государственная регистрация, а также запись об исключении из единого государственного реестра юридических лиц осуществляются только с предварительного согласия федерального антимонопольного органа. Вновь образованным юридическим лицам может быть отказано в государственной регистрации, если вместе с учредительными документами не будут представлены передаточный акт или разделительный баланс, либо документы не будут содержать положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного предприятия. Вопрос о правопреемстве решается в зависимости от формы реорганизации предприятия. При слиянии права и обязанности каждого из предприятий переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении к другому предприятию к нему в соответствии с передаточным актом переходят права и обязанности присоединенного предприятия. При разделении права и обязанности предприятия переходят к вновь возникшим юридическим лицам согласно разделительному балансу. При выделении из состава предприятия одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного предприятия в соответствии с разделительным балансом. Когда юридическое лицо одного вида преобразуется в юридическое лицо другого вида, т.е. меняется его организационно-правовая форма, права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 [ 63 ] 64 65 66 |