Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 [ 65 ] 66

производства или сбыта готовой продукции, но и часть самого производства. Они скупают за рубежом действующие предприятия, строят новые заводы, открывают торговые и кредитные филиалы, вербуют рабочую силу, служащих, частично руководящий персонал, приобретают сырье, полуфабрикаты, часть оборудования, организуют производство, сбыт и послесбытовое обслуживание покупателей. Таким образом, весь кругооборот капитала выходит за национальные границы и приобретает международные масштабы.

По данным ООН сегодня в мире существует более 63 ООО материнских ТНК, которые контролируют около 700 ООО филиалов, расположенных на всех континентах. Активы зарубежных филиалов за 1982-1999 гг. выросли в 9,4 раза, тогда как мировой ВВП в 2,8 раза.

Ведущая роль в развитии производства и экспорте капитала по объемам зарубежных активов принадлежит 100 крупнейшим нефинансовым корпорациям. Почти 90 из них находятся в странах ЕС, США и Японии. Доля 100 крупнейших ТНК составляет всего 0,16% от их общего количества, но они владеют 11,3% активов. Показательно, что список 100 сильнейших ТНК практически не меняется.

ТНК активно осваивают Россию, где уже сейчас насчитывается 7800 их филиалов. Однако ТНК практически не способствуют развитию инвестиционных процессов в России. Основной их задачей остается захват доли российского рынка для расширения сбыта собственной продукции.

Отраслевая структура ТНК достаточно широка: 60% международных компаний заняты в сфере производства, 37% - в сфере услуг и 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Вывоз капитала может осуществляться в двух основных формах: в виде предпринимательского капитала и в виде ссудного капитала.

Долгосрочные вложения предпринимательского капитала странами-инвесторами в различные отрасли промышленности, сельское хозяйство и инфраструктуру других стран называют иностранными инвестициями.

Иностранные инвестиции делят на прямые и портфельные.

В зависимости от субъектов вывоза капитала различают частные и государственные иностранные инвестиции.

Основной формой экспорта предпринимательского капитала в современных условиях являются прямые частные иностранные инвестиции, которые обеспечивают непосредственный контроль над

зарубежными предприятиями или компаниями путем приобретения контрольного пакета акций.

В международной статистике используются разные определения прямых инвестиций. Специалисты ООН считают, что контрольный пакет акций образуется при условии приобретения не менее 25% акционерного капитала иностранной компании, МВФ - 30%. В США инвестиции считаются прямыми при наличии у инвестора не менее 10% акций иностранной компании, во Франции - не менее 20% акционерного капитала, в ФРГ - 25%, в России - 10%. Следует, однако, заметить, что даже 100%-ное владение капиталом фирмы не дает полного контроля над ней, поскольку законодательство страны-реципиента может ввести определенные ограничения на деятельность иностранных инвесторов или же фирмы - поставщики сырья или комплектующих не выполнят условия договоров.

Прямое инвестирование осуществляется путем приобретения инвестором за рубежом местного предприятия, создания нового в виде филиала, совместного или смешанного предприятия. Приобретение активов за рубежом может быть и не связано с международным движением капитала в обычном понимании. Например, предприятия, работающие на экспорт, могут использовать средства, заработанные в другой стране, для инвестиций за рубежом.

В последние годы прямые инвестиции все больше направляются не на строительство новых, а на приобретение (в форме слияний и поглощений) действующих фирм в развитых странах.

Способы прямого инвестирования обеспечивают присутствие иностранного капитала, однако инвестиции, поступающие в рамках слияний и поглощений, не всегда увеличивают общий объем иностранного капитала принимающей страны, тогда как инвестиции / в новые проекты всегда способствуют его росту. Инвестиции за счет слияний и поглощений обеспечивают меньший прирост производственных инвестиций по сравнению с прямыми инвестициями в новые проекты. Однако когда реальной перспективой для фирмы становится ее закрытие, слияние или поглощение оказывается единственно возможным выходом из ситуации. Такие инвестиции редко сопровождаются передачей новых или более совершенных технологий по сравнению с инвестициями в новые проекты; они могут привести к закрытию, сокращению или перепрофилированию производства.

Инвестиции в форме слияний и поглощений могут усиливать концентрацию и создавать антиконкурентный эффект, в то время как



прямые инвестиции увеличивают число существующих фирм и не ведут к рыночной концентрации.

Получают распространение инвестиции без вложений в акционерный капитал в виде соглашений о предоставлении лицензий, управленческих услуг, торговых марок и т.д..

Портфельные инвестиции представляют вложение капитала в акции предприятий (без приобретения пакета акций), облигации и другие ценные бумаги иностранных государств, международных валютно-кредитных учреждений, а также еврооблигации. Такие вложения капитала осуществляются с целью получения повышенного дохода на капитал за счет налоговых льгот, изменения валютного курса и т.п.

Иностранные портфельные инвестиции важны почти для всех фирм, которые ведут международные операции. К ним прибегают главным образом с целью решения финансовых задач. Финансовые отделы корпораций обычно переводят средства из одной страны в другую для получения более высокой прибыли за счет краткосрочных капиталовложений.

В том случае, когда приобретаются акции заграничного предприятия, портфельные инвестиции являются частью экспорта производительного капитала. Если приобретаются облигации иностранных банков и других финансовых учреждений, они относятся к экспорту ссудного капитала.

В случае портфельных инвестиций не ставится задача приобретения контроля над заграничным предприятием. Вместе с тем граница между портфельными и прямыми инвестициями весьма условна. Во-первых, инвестиции, относимые в одних странах к прямым, в других считаются портфельными. В ФРГ прямыми инвестициями считаются те, которые составляют не менее 25% акций иностранной компании, во Франции - 20%, а в США - менее 10%. Во-вторых, осуществление портфельных инвестиций нередко связано с передачей иностранному предприятию управленческого опыта, участием в работе совета директоров, что фактически ставит предприятие в зависимость от компании-инвестора.

Прочие инвестиции - это торговые кредиты, а также кредиты международных финансовых организаций и правительств иностранных государств под гарантии страны-реципиента, банковские вклады, финансовый лизинг.

Крупным экспортером капитала выступает также государство. Экспорт государственного капитала может осуществляться в форме

экономической, технической и военной помощи развивающимся странам. Возрастает роль государства как гаранта экспорта частного капитала. Наконец, государство участвует в деятельности международных финансовых учреждений, таких, как Международный валютный фонд, Международная ассоциация развития, Международный банк реконструкции и развития и др.

21.2. Масштабы и тенденции международного инвестирования

Масштабы иностранных инвестиций, активность государств и монополий в экспорте ссудного и предпринимательского капитала, соотношение между формами экспорта и географическое размещение иностранных вложений зависят от экономического и политического развития мирового хозяйства, особенностей воспроизводственного процесса и развития монополий в отдельных странах, внешнеполитической и экономической ориентации правительств.

Более 95% стоимости прямых капиталовложений поступает из промышленно развитых стран. До недавнего времени почти все инвестиции приходили из ведущих развитых стран: США, Великобритании, Японии, Германии, Франции, Италии, Бельгии, Испании, Швеции, Нидерландов, Канады.

Основное направление экспорта частного капитала развитых капиталистических стран - другие развитые страны: более 80% прямых частных инвестиций приходится на них.

Конечно, эта ситуация носит временный характер и вполне вероятна передислокация потоков. Однако прямые инвестиции пойдут туда, где создан благоприятный климат для вложений, существует четкая позиция правительства, бизнесменов и общества в отношении функционирования иностранного капитала.

Поток прямых инвестиций в развивающиеся страны приходится на ограниченное число стран с соответствующим инвестиционным климатом: Аргентину, Бразилию, Чили, Южную Корею и Польшу.

В настоящее время мировая экономика переживает инвестиционный бум: в 1982 г. объем инвестиций составлял 58 млрд дол., в 1990 г. - 209 млрд дол., в 1999 г. - 865 млрд дол., в 2001 г. они должны превысить 1 трлн дол. При этом в десятку крупных получателей иностранных инвестиций из стран с развивающимися рынками войдут скорее всего только Китай, Гонконг и Бразилия.



Концентрация иностранного капитала в странах с более либеральными и унифицированными стандартами предпринимательства (в некоторых странах Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии) порождает серьезные проблемы для других стран, которым также необходимы инвестиции. Они должны сформировать инвестиционный климат, устраивающий страны-инвесторы.

21.3. Иностранные инвестиции в России

Для подъема российской экономики, по экспертным оценкам, в течение ближайших 20-25 лет нужны инвестиции в объеме 2,0- 2,5 трлн дол. или 100 млрд дол. ежегодно. Вместе с тем возможности государственных инвестиций крайне ограничены, а эффективность их весьма низка. В связи с этим ставка делается на частные инвестиции - отечественные и иностранные. Для привлечения иностранных инвестиций нужно создать климат, который позволил бы России конкурировать на мировом рынке капиталов.

На международном уровне все большее значение приобретают соглашения, которые способствуют формированию единого инвестиционного пространства с общими унифицированными нормами, гарантирующими соблюдение интересов как инвестора, так и принимающей стороны (конкретного хозяйствующего субъекта, соответствующего государства). К ним относятся соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, договор об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов, договор к Энергетической хартии, конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров, учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Основными органами регулирования зарубежной инвестиционной деятельности являются международные экономические организации: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Международными экономическими организациями разработан ряд документов, которые определяют принципы зарубежной инвести-

ционной деятельности, в частности, правила допуска иностранного капитала, стандарты применяемого режима, порядок перевода капитала и прибыли, условия защиты и гарантий иностранных инвестиций, порядок урегулирования споров.

МФК и МБРР оказывают финансовую помощь и консультации в реализации проектов, передаче идей и технологий, способствующих развитию экономики. Важная роль в содействии движению прямых частных инвестиций между странами - членами агентства путем страхования от некоммерческих (политических) рисков принадлежит МАГИ.

Основополагающим документом, регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, стал Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 Об иностранных инвестициях в РСФСР , принятие которого способствовало созданию правовых условий для деятельности иностранных инвесторов в России. Инвесторы получили право не только вкладывать средства в качестве доли в уставный фонд совместного предприятия с участием российского партнера, но и основывать предприятия, полностью им принадлежащие, а также участвовать в приватизации российских предприятий, покупать их акции, облигации и другие ценные бумаги. В Законе подчеркивался примат международного права над национальным, если международными договорами, действующими в Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в российском законе и других нормативных документах относительно иностранных инвестиций.

В последующие годы были приняты нормативные акты общефедерального характера, определяющие политико-экономический статус страны, принципы и формы хозяйствования и развития экономических отношений. Подобные документы не являются документами прямого действия в отношении иностранных инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм, однако деятельность, касающаяся иностранного капитала, подчиняется этим актам. К ним относятся Гражданский, Таможенный, Налоговый и другие кодексы Российской Федерации, Законы об акционерных обществах, государственном регулировании внешнеторговой деятельности, валютном регулировании и контроле, о ФПГ и др.

Важным шагом в улучшении условий деятельности иностранных инвесторов явилось принятие Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ О соглашениях о разделе продукции , определя-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 [ 65 ] 66