Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 [ 125 ] 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304

рим важность решений по размещению, цели, которые обычно преследуют менеджеры при выборе, и некоторые из доступных им в этом плане возможностей.

Важность решений по размещению

Имеются две исходных причины, почему решения о размещении производства - очень важная часть проекта промышленных систем. Одна из них заключается в том, что они влекут за собой долгосрочные обязательства, которые делают ошибки труднопреодолимыми. Другая причина-это то, что решения о размещении производства часто определяют требования по капиталовложениям, эксплуатационным расходам, доходам и рабочим процессам. Например, неудачный выбор расположения может проявиться в чрезмерных издержках на перевозки, в нехватке квалифицированной рабочей силы, в потере конкурентного преимущества, в недостаточной обеспеченности сырьем, или в других подобных явлениях, которые мешают нормальной работе предприятия. Для сферы услуг, неудачное расположение предприятия может закончиться потерей заказчиков и/или высокими эксплуатационными расходами.

Цели решений по размещению

Как правило, коммерческие организации основывают свои решения на потенциале прибыли, в то время как некоммерческие организации стремятся достичь равновесия между расходами и уровнем обслуживания клиентов. Казалось бы, из всего этого следует, что все организации стараются найти самое лучшее из возможных расположений. Однако это вовсе не обязательно.

Во многих случаях, ни один вариант размещения не имеет явных преимуществ перед другими. Может иметься несколько вполне приемлемых вариантов выбора - как это видно из широкого разнообразия мест, где можно обнаружить процветающие организации. Кроме того, число возможных вариантов, которые нужно рассмотреть в поисках самого лучшего, может быть слишком велико для подробного изучения. Следовательно, большинство организаций не тратит усилия на поиск одного, самого лучшего места; скорее, они хотят найти несколько приемлемых вариантов выбора и избежать при этом такого, который в будущем может создать проблемы.

Возможности расположения

Планируя размещение предприятия, менеджеры могут рассматривать четыре возможности. Одна - это расширение существующих мощностей. Эта возможность достаточно привлекательна, если имеются соответствующие площади для расширения, - в особенности если данное расположение предприятия имеет такие положительные черты, которые трудно будет найти в другом месте. Затраты на расширение мощностей зачастую меньше, чем расходы на осуществление других вариантов.

Вторая возможность - создавать новые мощности в другом месте при сохранении уже существующих, как это часто делается в розничной торговле. В таких случаях необходимо учитывать, какое воздействие это окажет на всю систему в целом. Открытие нового магазина в торговом центре может просто привлечь тех посетителей, кто и так уже посещает этот магазин, - но не расширит рынок. С другой стороны, создание новых предприятий может быть защитной стратегией, разработанной, чтобы сохранить свою долю рынка или предотвратить проникновение на него конкурентов.

Третья возможность - свернуть деятельность в одном месте и переместиться в другое. Организация должна взвесить все издержки и возможные выгоды такого переезда, относительно издержек и выгод пребывания на старом месте. Смещения рынков, истощение сырьевых ресурсов, рост эксплуатационных расходов часто заставляют компании серьезно рассматривать этот вариант.

Наконец, существует и такой вариант, как не предпринимать ничего. Если тщательный анализ возможных мест под размещение производства не выявит выгод, которые сделают один из предыдущих трех вариантов привлекательным для предпри-



ятия, то компания может принять решение сохранить status quo, по крайней мере на время.

Общая процедура выбора места под производство

Путь, которым организация подходит к решению вопроса о расположении производства, часто зависит от ее размеров или характера и масштаба ее производственной деятельности. Новые или небольшие предприятия, как правило, применяют достаточно неформальный подход к подобным решениям. Новые компании обычно размешаются в некотором месте просто потому, что там живет владелец. Аналогично, менеджеры маленьких фирм часто хотят сохранять производство у себя во дворе , поэтому они обычно сосредотачиваются почти исключительно на локальных вариантах. Крупные компании, особенно те, которые уже функционируют в нескольких местах, склонны применять более формальный подход. Более того, они обычно рассматривают более широкий диапазон географических расположений. Обсуждение здесь относится главным образом к формальному подходу к выбору места под производство.

Общая процедура выбора места под производство обычно состоит из следующих шагов:

1. Определите критерии, по которым вы будете оценивать варианты размещения предприятия, - например, увеличение доходов, или уровень обслуживания потребителей, или общественная полезность.

2. Установите такие важные факторы, как расположение рынков или сырья.

3. Разработайте альтернативные варианты:

а. Определите в общих чертах район для возможного размещения предприятия.

б. Определите несколько городов, в которых вы могли бы разместить ваше предприятие.

в. Определите конкретные земельные участки в выбранных вами городах.

4. Оцените альтернативные варианты, и сделайте выбор.

Пункт 1 - это вопрос предпочтения руководства. Пункты 2-4 могут нуждаться в детальной проработке.

Факторы, влияющие на выбор места под производство

На выбор места под производство влияют многие факторы. Однако часто случается, что один или несколько факторов настолько важны, что они доминируют в решении. Например, в промышленном производстве потенциально доминирующими факторами обычно считают доступность источника энергии, запасов воды и близость к сырью. Так, ядерные реакторы требуют большого количества воды для охлаждения, отрасли тяжелой промышленности (например, производство стали и алюминия) нуждаются в большом количестве электроэнергии и т.д. Транспортные расходы также могут стать главным фактором в выборе места под предприятие. В организациях сферы обслуживания возможные доминирующие факторы связаны с рынком и включают транспортную структуру, удобство расположения для клиентов, расположение конкурирующих предприятий, а также близость к рынку. Например, агентства по аренде автомобилей размещаются близко к аэропортам и центру городов, где больше всего заказчиков.

Как только наиболее важные факторы определены, организация старается сузить границы поиска подходящих вариантов до одной географической зоны. Затем определяется и подвергается детальному анализу небольшое число конкретных городов. Выбор города и выбор конкретного земельного участка под производство в этом го-



роде, - это факторы, которые часто бывают настолько тесно взаимосвязанными, что имеет смысл рассматривать их совместно.

региональные факторы

Первичные региональные факторы включают сырье, рынки и трудовые ресурсы.

Расположение сырьевых ресурсов. Предприятия размещаются близко к источникам сырья по трем основным причинам: необходимость, срок хранения, транспортные издержки. Добыча полезных ископаемых, фермерское и лесное и рыбное хозяйство подпадают под первую категорию (необходимость). Совершенно очевидно, что такие виды производства должны размещаться близко к источникам сырья. Компании, которые производят консервированные или замороженные свежие фрукты и овощи, перерабатывают молочные продукты, производят хлебобулочные изделия и т.д., должны учитывать при рассмотрении вариантов расположения, что их материалы являются скоропортящимися и имеют определенные сроки храпения. Транспортные расходы важны в тех отраслях промышленности, где в результате обработки исходного сырья большая часть идет в отходы, поэтому транспортировка готовой продукции обходится дешевле, чем сырья. Примером может служить выработка алюминия, производство сыра, производство бумаги. Когда материалы приходят из разных мест, некоторые фирмы стараются разместиться близко к географическому центру источников сырья. Например, в производстве стали используется большое количество и угля, и железной руды, и многие предприятия этого профиля размещены где-нибудь между Аппалачскими месторождениями угля и железными рудниками. Транспортные издержки часто являются причиной того, что продавцы размещаются поблизости от своих главных заказчиков. Кроме того, местные склады используются супермаркетами и другими предприятиями розничной торговли, чтобы обеспечить товарами несколько торговых точек. Часто выбор места для нового предприятия или дополнительного склада связан с местом расположения уже существующих складов или торговых точек розничной продажи.

Расположение рынков. Коммерческие предприятия часто размещают близко к рынкам, которые они предполагают обслуживать, как часть общей конкурентной стратегии компании, в то время как некоммерческие организации выбирают свои расположения, исходя из удобств для потребителей их услуг. Другие факторы включают издержки обращения (хранение, транспортировка, предпродажная подготовка изделия) или малые сроки хранения готового продукта.

Предприятия розничной торговли и сферы услуг обычно находятся близко к центру рынков, которые они обслуживают. Примеры таких предприятий - предприятия общественного питания с системой самообслуживания, станции техобслуживания, химчистки и супермаркеты. Достаточно часто товары таких предприятий настолько похожи на товары их конкурентов, что остается полагаться только на то, что потребитель будет привлечен удобством расположения. Следовательно, эти предприятия выбирают для своего размещения места с высокой плотностью населения или интенсивным движением транспорта. Фактор конкуренции/удобства расположения также является важным при размещении банков, гостиниц и мотелей, авторемонтных мастерских, аптек, газетных киосков и торговых центров. Аналогично, врачи, дантисты, адвокаты, парикмахеры и косметические салоны обычно обслуживают клиентуру, которая проживает в пределах определенного района.

Давление конкуренции для предприятий розничной торговли может иметь чрезвычайно важное значение. В некоторых случаях рынок, обслуживаемый определенным предприятием, может быть слишком мал, чтобы выдержать двух или более конкурентов (например, одна закусочная-гамбургерная на квартал), так что поиск возможного расположения направлен на место, свободное от конкурентов. Может иметь место и обратная ситуация; в ряде случаев желательно иметь конкурентов поблизости. Большие универмаги часто расположены близко друг от друга, а маленькие магазинчики любят размещаться в торговых центрах, где большие универмаги служат



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 [ 125 ] 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304