Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 [ 173 ] 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304

ставляет собой некоторую комбинацию точности и стоимости, которую руководство считает оптимальной.

Другие факторы, которые следует иметь в виду при выборе метода прогнозирования, - наличие статистических данных за определенный период времени; наличие компьютеров; компетентность прогнозиста в использовании того или иного метода; время, необходимое для сбора и анализа данных и подготовки прогноза; и предшествующий опыт использования данного метода. Горизонт прогноза важен потому, что одни методы больше подходят для долгосрочного прогнозирования, а другие - для краткосрочного. Например, скользящие средние значения и экспоненциальное сглаживание - это методк исключительно краткосрочного прогнозования, так как они выдают прогноз для ближайшего следующего периода. Уравнения тенденции могут использоваться для составления намного более долгосрочных прогнозов. Некоторые из качественных методов хорошо подходят к долгосрочным прогнозам, потому что для них не требуется статистических данных за определенный период времени. Метод Дельфи и методы, основанныена мнении руководителей, часто используются в долгосрочном планировании. Для новых товаров и услуг не может быть накопленных статистических данных, поэтому прогнозы в этом случае должны базироваться на субъективных оценках. Во многих случаях, здесь оказывается полезен опыт обращения с аналогичными и подобными товарами. Таблица 10-4 содержит дополнительную информацию о соотношении факторов прогнозирования с временной протяженностью прогнозов.

Таблица 10-4. Факторы прогноза для различных временных диапазонов

Фактор

Краткосрочный прогноз

Среднесрочный прогноз

Долгосрочный прогноз

1. Частота

2. Объект прогнозирования

3. Методы прогнозирования

4. Степень участия руководства

5. Затраты на прогноз

Часто Отдельное изделие

Сглаживание Предсказание Регрессия

Низкая Низкие

От случая к случаю Семейство товаров

Предсказание Учет сезонности Регрессия

Средняя Умеренные

Изредка

Совокупный выпуск Тип товара/услуги

Мнение руководства

Высокая Высокие

В некоторых случаях, менеджер может использовать несколько методов сразу, чтобы получить независимые прогнозы. Если различные методы дают приблизительно одинаковые прогнозы, то это увеличивает уверенность в результатах; расхождения в результатах прогнозов указывают, что необходим дополнительный анализ.

Следующий раздел выделяет некоторые дополнительные аспекты, которые относятся как к выбору метода прогнозирования, так и к подготовке прогноза.

Элементы хорошего прогноза

Правильно подготовленный прогноз должен отвечать некоторым требованиям:

1. Прогноз должен быть своевременным.Как правило, необходимо некоторое количество времени для того, чтобы отреагировать на информацию, содержащуюся в прогнозе. Например, невозможно за ночь увеличить производственную мощность предприятия, - так же как невозможно моментально изменить уровень материально-производственных запасов. Следовательно, горизонт прогнозирования должен покрывать отрезок времени, необходимый для осуществления возможных изменений.

2. Прогноз должен быть точен, и степень точности должна быть установлена. Это позволит пользователям осуществлять планирование с учетом возможных ошибок и обеспечит основу для сравнения альтернативных прогнозов.

3. Прогноз должен быть надежен; он должен работать последовательно. М етод, который иногда выдает хороший прогноз, а иногда плохой, заставляет ноль-



зователей жить в постоянном напряжении, ожидая в любой момент, что очередной прогноз погорит.

4. Прогноз должен быть выражен в значимых единицах. Составители финансовых планов должны знать, сколько до.пларов будет необходимо, составителей производственных планов интересует, сколько единиц продукции потребуется, составители производственных графиков хотят знать - какое оборудование и какая квалификация лля работы на нем будут нужны. Выбор единиц прогноза зависит от потребностей пользователя.

5. Прогноз должен быть зафиксирован на бумаге. Хотя это не гарантирует, что все пользователи получат одну и ту же информацию, но, по крайней мере, увеличит вероятность этого. Кроме того, пись.менный прогноз даст объективную основу для оценки прогноза при получении фактических результатов.

6. Методика прогнозирования должна быть проста для понимания и использования. Часто бывает, что пользователи чувствуют себя неуверенно в обращении со сложными методами прогнозирования; они или не понимают обстоятельств, в которых данные методы являются целесообразными, или не понимают ограничений в применении определенного метода. Очевидным следствием этого является неправильное применение метода. Неудивительно поэтому, что достаточно грубые и примитивные методы прогнозирования пользуются широкой популярностью - пользователям с ними спокойнее и удобнее работать.

Использование информации прогноза

Менеджер может выбрать реактивный (ответная реакция на действие) или проактив-ный (провоцируюпшй некоторую реакцию) подход к прогнозу. Реактивный подход рассматривает прогноз как вероятное описание будущего спроса, и менеджер реагирует соответственно, готовясь удовлетворить этот спрос (например, соответствующим образом корректирует уровень производства, материальные запасы, рабочую силу). Напротив, проактивный подход пытается активно влиять на спрос (например, посредством рекламы, ценовой политики, или нз.менений в изделиях/услугах).

Вообще говоря, проактивный подход требует или объяснительной модели (например, регрессия) или субъективной оценки влияния на спрос. Возможно, что менеджер будет использовать два прогноза: один предсказывает, что случится при сохранении status quo, а второй основан на подходе типа что, если..? , - если результаты прогноза status quo неприемлемы.

Производственная стратегия

Прогнозы - это основа для планирования. Совершенно ясно - чем точнее прогноз, тем лучше компания подготовлена к использованию будущих благоприятных возможностей и избежанию потенциального риска. Обеспечение точной и свежей информацией относительно цен, спроса и других переменных факторов может оказать значительное воздействие на точность прогноза.

Фирма также может предпринимать и другие действия, чтобы улучшить прогнозы. Они не обязательно включают поиск лучших методов, но касаются обратного отношения точности к горизонту прогноза; прогнозы, которые охватывают более короткие периоды времени, обычно точнее, чем долгосрочные прогнозы. Признавая этот факт, руководство компании могло бы сконцентрировать усилия на сужении горизонта прогноза. Разумеется, это означает сокращение также и сроков, необходимых для того, чтобы отреагировать на прогноз. Это может повлечь за собой необходимость ггбкос/им производственных процессов. Гибкость позволит быстро реагировать на изменения таких факторов как: спрос на изделия и услуги, объемы производства; сроки получения от поставщиков комплектующих, оборудования, сырья; время на обучение или переподготовку персонала; время, необходимое на разработку нового изделия или услуги.



Заключение

прогнозы жизненно необходимы для создания и эксплуатации производственных систем, потому что они помогают руководителям предприятий предвидеть будущее.

Методы прогнозирования могут классифицироваться на качественные и количественные. Качественные методы полагаются на суждение, опыт и экспертизу; количественные методы полагаются на использование статистических данных за определенный период времени или на связь между переменными. Некоторые из методов просты, другие сложны. Некоторые работают лучше, чем другие, - но ни один метод не является универсальным. Кроме того, все прогнозы включают некоторую степень погрешности, и на это необходимо делать скидку. Все методы предполагают, что та же основная причинная система, что существовала в прошлом, продолжит существовать и в будущем.

Качественные методы, описанные в этой главе, основаны на опросах потребителей, оценках продаж, мнениях директората, .менеджеров и сотрудников предприятия. Описаны два главных количественных подхода; анализ данных временного ряда и ассоциативные методы. Методы временного ряда полагаются строго на исследование статистических данных за определенный промежуток времени; прогноз проецирует движения переменной в прошлом на будущее, без рассмотрения специфических факторов, которые могут влиять на эту переменную. Ассоциативные методы пытаются выявить факторы влияния и включить эту информацию в уравнения, которые можно использовать для прогнозирования.

Все прогнозы обычно бывают неточными; следовательно, важно установить меру их неточности. Возможно рассчитать несколько мер точности прогноза, которые помогут менеджеру оценить эффективность данной методики и выбрать между альтернативными методами прогнозирования. Контроль над прогнозом определяет адекватность исполнения прогноза. Для этого можно использовать контрольную диаграмму или сигнал трекинга.

Выбор метода прогнозирования означает выбор методики, которая будет отвечать поставленной задаче на приемлемом уровне затрат и точности.

Различные методы прогнозирования представлены в итоговойтаблице 10-5. Таблица 10-6 содержит формулы, которые используются в различных методах прогнозирования и в методах измерения точности прогнозов.

Таблица 10-5. Методы прогнозирования

Метод Краткое описание

Основанный

на суждении/мнении

Опрос потребителей Опрос потребителей относительно их планов на будущее

Основанный на продажах Общие оценки, полученные от торгового персонала

Мнение руководства Совместная разработка прогноза менеджерами финансового,

производственного отделов и отдела маркетинга Метод Дельфи Серия анонимных анкет, которые распростаняются среди

компетентных лиц; последующие анкеты серии разрабатываются

с учетом данных предыдущих анкет Сторонее мнение Прогноз готовят независимые консультанты или эксперты

Статистический

Прогноз по данным временного ряда

Наивный Последующее значение в ряду приравнивается к предыдущему

Скользящее среднее Прогноз основан на среднем значении нескольких последних

значение показателей

Экспоненциальное Сложная форма усреднения сглаживание Ассоциативные модели

Простая регрессия Значения одной переменной используются для предсказания

значений другой переменной

Множественная Две или более переменных используются для предсказания

регрессия значения искомой переменной



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 [ 173 ] 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304