Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 [ 202 ] 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304

В общем спектре производственного планирования совокупное планирование является среднесрочным, т.е. охватывает промежуток времени от 2 до 12 месяцев, хотя в некоторых компаниях его диапазон расширяется до 18 месяцев. В основном оно используется организациями, которые работают в условиях сезонного или колеблющегося спроса или предложения, j..- Цслью совокупного планирования является со-

здание плана производства, который эффективно использует ресурсы организации для удовлетворения ожидаемого спроса. Плановики должны принимать решения по уровню производительности, уровню занятости и кадровой политике, по поддержанию и изменению уровня запасов, заказам и субподрядам.

Цель данной главы - дать общее представление о концепции совокупного планирования, обсудить необходимые затраты и возможные стратегии, а также показать ряд различных подходов к совокупному планированию.

Совокупное плвнирование

\: - среднесрочное планиро-V вание производственных мощностей; обычно охваты-вает период от 2 до 12 меся-i цев.

Введение

Среднесрочное планирование

Организация принимает производственные решения на трех уровнях: долгосрочном, среднесрочном и краткосрочном. Долгосрочные решения включают: выбор товаров и услуг (т.е. определение вида товаров и услуг, которые компания предлагает потребителям), определение объема и расположения производства, вопросы выбора и размещения оборудования. Долгосрочные решения определяют основную стратегию и те рамки, в которых функционирует среднесрочное планирование. Среднесрочные решения, как это отмечалось выше, касаются общего уровня занятости, объема выпуска продукции и запасов, - и, в свою очередь, определяют границы для краткосрочного планирования. Краткосрочные решения определяют оптимальный путь достижения желаемых результатов, действуя в пределах, обозначенных долгосрочными и среднесрочными решениями. Сюда относятся рабочие графики, определение уровня загрузки оборудования, последовательности рабочего процесса и т.п. Данные три

Таблица 12-1. Уровни планирования

Краткосрочные планы

Детальные планы:

- загрузки оборудования

- рабочих задач

- последовательности выполнения работ

- размера производственной партии

- объема заказов

Сраднесрочные планы

Общий уровень:

- занятости

- выпуска

- запасов готовой продукции

- субподрядов

- задержек в исполнении заказов

Долгосрочные планы

- долгосрочные производственные мощности

- определение местоположения

- размещение оборудования

- дизайн продукции

- проектирование производственной системы

Средний срок

Короткий срок

Долгий срок

2 месяца Настоящий момент

1 год

Перспектива планирования



уровня производственных решений изображены в таблице 12-1. Долгосрочные решения были освещены в главе 5, а составление рабочих графиков будет описано в главе 15. Данная глава посвящена среднесрочному планированию.

Многие организации составляют бизнес-планы, которые включают в себя и долгосрочное, и среднесрочное планирование. Бизнес-план определяет общее направление работы организации, принимая во внимание стратегию и политику организации, прогнозы спроса на товары и услуги организации, а также экономическую, конкурентную и политическую ситуацию. Основная цель бизнес-планирования - это координирование среднесрочных планов различных сфер деятельности организации - маркетинга, производства, финансов. В производственных компаниях сюда относятся такжеуправлениетехнологиями и материалами. Планы должны отвечать долгосрочным целям и общей стратегии организации, - а также тем ограничениям, которые определены долгосрочными решениями по производственным мощностям и основному бюджету организации.

Бизнес-план определяет процесс планирования в каждой функциональной области организации. В области производства разрабатывается план производства (для сервисных организаций - план деятельности); он составляет основу для более детального планирования, которое в конце концов приводит к контрольному графику. Последовательнсть планирования показана на рис.12-1.

Корпоративные стратегии и политика

Экономические, конкурентные и политические условия

Прогнозирование совокупного спроса

Устанавливает производственную стратегию


Устанавливает производственные возможности

Устанавливает производственную программу для специфических видов продукции

Рис. 12-1. Последовательность планирования

Концепция совокупности

Совокупное планирование является по своей сути всесторонним подходом к планированию. Обычно оно не фокусируется на конкретных товарах и услугах, - конечно, за исключением того случая, когда организация предлагает лишь один товар или услугу. Вместо этого все внимание сфокусировано на группе сходных продуктов или даже на целой производственной линии. Например, в целях совокупного планирования, компания по выпуску телевизоров не будет исследовать отдельно 21, 25 или 27-дюймовые телевизоры. Вместо этого всеэти модели объединяются вместе и рассматриваются как один товар - отсюда и термин совокупное планирование. Точно так же, компания по выпуску велосипедов объединяет модели различных стилей и размеров в одну категорию - велосипеды . Компании, владеющие сетью ресторанов и закусочных, (такие как McDonalds, Burger King и Wendys) планируют занятость и объемы прои-



зводства, не распределяя спрос по всем видам предлагаемых товаров; они фокусируют внимание на совокупном спросе и том совокупном объеме производства, который они могут обеспечить.

Наконец, рассмотрим применение совокупного планирования в крупном универ-сальном магазине. Расположение секций часто является совокупным решением. То есть, менеджер решает выделить 20% плошади секции одежды под женскую спортивную одежду, 30% под детскую одежду и т.д. Он не учитывает при этом, костюмы каких фирм будут предлагаться, или какой процент детской одежды составят брюки. Единица совокупного решения - это квадратный фут площади или количество вешалок с одеждой.

В каждом из этих примеров, совокупный подход позволяет плановику принимать общие решения по среднесрочному объему выпуска, не концентрируясь на деталях. Вместо этого внимание уделяется общим вопросам уровня производства, занятости и запасов. Для этого проводится объединение спроса на все виды товаров в одну или несколько категорий, на основе чего и проводится планирование.

В целях совокупного планирования часто бывает удобно рассматривать производство в единицах рабочего или машинного времени за определенный период, либо в единицах производительности (число элементов за период), не концентрируя внимание на каждом отдельном элементе. Такой подход дает возможность принимать общие решения по использованию ресурсов производства, не касаясь конкретных производственных требований по каждому изделию или услуге. Объединяя различные изделия и услуги в общие группы, бы вает легче получить общую единицу совокупного планирования.

Общий обзор совокупного планирования

Совокупное планирование начинается с прогноза ожидаемого спроса на среднесрочный период. За этим следует общий план удовлетворения спроса путем определения уровня выпуска, уровня занятости и запасов готовой продукции. Здесь можно рассматривать несколько альтернативных планов, исследуя каждый из них на осуществимость и стоимость. Если план в основном удачен, но имеет небольшие погрешности, его можно доработать. Напротив, неудачный план отвергается, и затем последовательно рассматриваются альтернативные варианты, - пока не будет определен приемлемый. План производства является конечным результатом совокупного планирования.

Цель и диапазон совокупного планирования

В этом разделе освещается основная проблема совокупного планирования (баланс спроса и предложения), цели совокупного планирования, основные переменные решений по совокупному планированию и связанные с этим затраты.

Спрос и предложение

Совокупное планирование работает с количественными и временными характеристиками ожидаемого спроса. Если общий ожидаемый спрос в планируемом периоде значительно отличается от производственных возможностей в том же периоде, то основной задачей плановиков является попытка увеличить спрос (если он существенно меньше предложения), либо увеличить производственные мощности (если спрос превышает предложение). С другой стороны, даже если спрос и предожение в плановом периоде приблизительно одинаковы, плановики могут столкнуться с проблемой колеблющегося спроса в пределах интервала планирования. В некоторые периоды ожидаемый спрос может превышать производственные возможности, в другие периоды спрос гораздо ниже предложения, а иногда две эти величины имеют одинаковые значения. Задача совокупного планирования - достижение приблизительного соответствия уровней спроса и предложения на весь планируемый период.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 [ 202 ] 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304