Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 [ 227 ] 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304

i Материал дпя чтения: f

\ Гайки и болты на заводах Японии 1

\ Урбан С.Лехнер

j Если бы американский автомобильный король Генри Форд 1 был жив сегодня, я аб- солютно уверен: он сделал бы то же, что делаем мы с нашей системой производства , I Toyota. :

j - Тайиши Оно, Система производства Toyota (1978) v

ТОЙОТА-СИТИ, Япония. - Изо всех сил пытаясь объяснить, как же Японии все это ? удается , эксперты много говорят о тесных связях между деловым миром и прави- тельством страны, о верности и преданности японских высококвалифицированных : I рабочих своим работодателям. Они отмечают яростную конкуренцию японских ком- I паний на внутреннем рынке, высокие нормы экономии по стране и даже относительно J I небольшое число юристов. j

I Несомненно, все это является частью общей картины. Но некоторые консультан-I ты по вопросам управления производством, изучавшие способы изготовления высо- I кокачественных и конкурентоспособных по цене японских товаров, утверждают: име- I ются и другие аспекты, которые часто упускают из виду. По их мнению, японцы i I показали свое растущее мастерство в организации и управлении производством. i Возможно, у японских менеджеров нет диплома МВА (Master of Business Administra-I tion -- Магистр по управлению производством) или способности разрабатывать круп-j номасшабную деловую стратегию - в чем так сильны их американские коллеги. Но j I они хорошо знают, как управлять заводами. is

S Сегодня все больше понимают, что по меньшей мере часть успеха японцев ос- й I нована на развитии методов производства, которые часто опережают наши собствен- * I ные , - говорит консультант по вопросам управления Рекс Рейд, глава представи- ; i тельства консалтинговой фирмы A.T.Kearney в компании Toyota. ]

I Один из самых интересных примеров мастерства японцев в управлении произ-I водством - это предприятие, хорошо знакомое всем американцам: автомобильная J i компания Toyota, крупнейший зарубежный продавец автомобилей на американском t I рынке.

j Поверьте в их систему

j Руководители компании Toyota не согласны с утверждением, что их способ производ- j ; ства автомобилей лучше, чем все остальные. Их смущают рассуждения о том, как вел { бы себя сегодня Генри Форд, которые приведены в вышедшей в 1978 году книге быв- I шего директора Тойоты по производству Тайиши Оно. Однако все сотрудники компа- i j НИИ по-прежнему верят в то, что господин Оно назвал промышленная система Той- I оты . ;

I Чтобы наглядно представить себе эту систему, посетите завод Цутсуми, который ; I находится в Тойота-Сити, городе с населением 280000 человек, расположенном в I I центральной Японии. В нем разместились 8 из 10 заводов компании Toyota. Среди j других, здесь работает и Мунео Накахара. Из своих 26 лет, 8 лет он проработал в S I компании Toyota. С помощью подъемного крана, которым господин Накахара управ- ? 1 ляет посредством портативного пульта, он поднимает автомобильные двигатели на I подвесную конвейерную линию, которая переносит их к месту монтажа с корпусом I автомобиля. i

I Господин Накахара снимает двигатели на конвейр с маленького грузовика, кото-i рый привез их с автомоторного завода. Только два грузовика, вмещающие всего i лишь 12 двигателей, одновременно прибывают к рабочему месту господина Нака- ? I хара, - таким образом, каждые несколько минут пустой грузовик отправляется назад J i на завод двигателей, а его место занимает новый.

I Это - первая особенность системы Toyota: никаких запасов. На заводах компа- } I НИИ находится ровно столько деталей, сколько их нужно для непосредственного про- изводства - от нескольких минут до нескольких часов, в зависимости от вида детали. ;



!: Когда необходимы новые детали ~ и только когда они необходимы - их доставляют J с другого завода компании или от внешних поставщиков прямо к месту производства. ? Посторонние наблюдатели, которые видели систему Toyota в действии, часто на-S зывают ее системой канбан . Канбан - это японское название бумажной карточки в j прозрачной пластиковой оболочке, которая сопровождает каждый контейнер с дета-ЛЯМИ. (Когда рабочий на линии начинает использовать каждый контейнер, он удаляет 5 канбан и отправляет его обратно к поставщику. Для поставщика это служит сигналом i к отправке нового контейнера.) Но руководство компании считает, что кусок бумаги - это просто инструмент. Управление запасами, как один из аспектов общей системы производства, они называют системой точно-в-срок - just-in-time . . Той же философией руководствуются при координировании производственных I операций на каждом конкретном предприятии. Линия, которая производит сбороч-> ные узлы, производит их ровно столько, сколько нужно для следующей стадии произ- водства. Когда их сделано достаточно, временно начинается производство какого-то другого вида комплектующих. Точно так же, на завершающем этапе производства, f сначала собирают один вид автомобилей, затем другой - маленькими партиями; ровно столько, сколько фактически запросил отдел сбыта компании. Инженеры выравнивают и балансируют производство между линиями, чтобы скоординировать выход продукции без накопления запасов. Они сравнивают сборку автомобиля с ] греблей: все должны работать веслами в едином темпе.

< Они придают очень большое значение тому, чтобы избежать хранения промежугоч-, ной и конечной продукции , - говорит один из руководителей компании Ford в Детройте, который видел эту систему в работе. - Они целиком и полностью отвергают саму кон-

цепцию массового производства.

> Выгоды весьма существенны. Toyota не нуждается в складских площадях для I своих запасов, в людях, которые должны управлять запасами, ей не нужны средства, ; чтобы финансировать запасы. Это сокращает очень многие статьи расходов , - го-

ворит представитель автомобильной компании Nissan, второго по величине произво-i дителя автомобилей в Японии, который применяет систему управления запасами,

сходную с системой своего конкурента.

Кроме того, имеются и побочные выгоды. Поскольку Toyota постоянно вносит изменения в свое оборудование, чтобы выпускать новые товары, рабочие приобрели большую сноровку в ремонте и наладке оборудования. В своей книге господин Оно приводит такой пример: в 1940-х годах переналадка штамповочного пресса требовала от 2 до 3

часов. Сегодня для этого нужно всего три минуты , - пишет господин Оно.

с Система Toyota придает огромное значение поддержанию запасов на минимальном уровне, а кроме того, особый акцент делает на управление качеством. На заводе

Цутсуми повсюду установлены панели с электрическими сигнальными лампочками,

которые показывают состояние дел на каждой сборочной линии. Красный индикатор

обозначает остановку линии из-за возникшей проблемы. На каждом рабочем месте

J есть особая кнопка или шнур для остановки линии. Рабочие проинструктированы ис- i пользовать их всякий раз, когда они думают, что на линии что-то не в порядке, или 1 когда они обнаруживают дефекты в изделии. 1

j Конечно, на этом мы временно теряем продукцию , ~ соглашается Фуджио Чо, I

руководитель отдела управления производством в штаб-квартире компании j Toyota. - Но наш опыт показывает, что остановка линии помогает обнаруживать про- j

блемы на раннем этапе и избежать дурных привычек.

; Другая особенность системы Toyota состоит в том, что компания стремится обу-1 i чить рабочих нескольким специальностям. Работающий на одном оборудовании каж-1 i дые несколько минут переключается на другое. Рабочий, который загружает робот }

стеклоподъемными механизмами, кроме того, снабжает корпуса автомобилей ин-1 i струкциями, в которых рабочим дальше по сборочной линии сообщается, что в них j

нужно монтировать. Такая многопрофильность позволяет компании Toyota эффектив- i нее регулировать использование рабочей силы, когда дела идут не слишком хорошо. Вообще, упаднический образ мыслей характерен для системы Toyota. По боль-1

шей части, она создавалась в конце 40-х- начале 50-х годов, когда компания Toyota j

работала исключительно на внутренний рынок, который был не очень велик. Поначалу



компания руководствовалась традиционными представлениями, что выгоднее всего производить крупные партии товара, но такой образ мыслей привел нас вплотную к банкротству, потому что мы не могли продать свои огромные партии автомобилей , ; - говорит господин Чо. Toyota не могла увольнять рабочих - в Японии действует сис- J тема пожизненной занятости -- поэтому компания стала руководствоваться про- i стой, но радикальной идеей: перепроизводство убыточно. Эта идея до сих пор опре-деляет всю деятельность компании. I

Особые отношения

Разумеется, это спорный вопрос, является ли система Тойоты самым лучшим спосо- Ii бом производства автомобилей, и руководство Тойоты сомневается, что другие авто- мобилестроители охотно примут эту систему. Они отмечают, что среди всего проче- 1 го, требуются особые отношения с поставщиками, чтобы система заработала. з

50 из 250 поставщиков Тойоты размещаются в Тойота-Сити. Им приходится рас- j полагаться поблизости от своего заказчика, чтобы выполнять все эти ежедневные по- I ставки. Руководство Тойоты по-прежнему шокируют сообщения о том, что американ- f ские автопромышленники закупают детали у поставщиков, разбросанных по всей территории Соединенных Штагов, и даже в Европе и Японии. Самый дальний постав-1 щик Тойоты находится в пяти часах пути.

Ну и конечно, у поставщиков должны быть очень тесные рабочие связи с Тойотой, чтобы приспособиться к ее специфическим требованиям. Не удивительно, что многие из поставщиков Тойоты имеют дело только с этим предприятием (или преимущест- венно с ним), и что Тойота владеет крупными пакетами акций у некоторых из самых важных своих поставщиков. Многие поставщики, даже те, чьими акциями Тойота не I владеет, позаимствовали у нее систему для своего производства. Это улучшает их координацию с работой Тойоты и помогает им избежать нагромождения запасов, ко- ji торые Тойота отказывается нагромождать у себя.

Речь не о том, является ли система Тойоты самой лучшей. Речь идет о том, что это очень хорошая система, и о том что Тойота во многом типична для японской про- ? мышленности с ее непрерывным стремлением совершенствовать методы производ- I ства. Когда эксперты обсуждают конкурентоспособность японских товаров на между- народных рынках, они должны помнить об этом.

(Источник: THEWALL STREET JOURNAL, 1981. Перепечатано с разрешения корпорации Dow Jones & Company) t

Статья Урбана Л ехнера Гайки и болты иа заводах Я пении во многом позволяет понять точно-срочный подход к производству и некоторые причины успеха, достигнутого японскими промышленниками. В каком-то смысле, концепция точно-в-срок уже была задействована более половины столетия назад, в огромном промышленном комплексе Генри Форда в Ривер Руж, штат Мичиган:

В последующий период Руж получал все самое лучшее, для него не жалели ничего: лучшие доменные печи, лучшие станки, лучшие лаборатории, лучшие электросистемы, самые эффективные эксперты по вопросам эффективности. В пору его зрелости, в середине 20-х годов, все другие промышленные комплексы были карликами по сравнению с Руж. Он имел полторы мили в длину и три четверти мили в ширину. На его одиннадцати сотнях акров располагались 93 сооружения, 23 из которых - основные производственные корпуса. На них и.мелось 93 мили железной дороги и 27 миль конвейеров. Там работали почти 75 тысяч человек - 5 тысяч из них занимались исключительно поддержанием территории и корпусов в чистоте и порядке (каждый месяц на это уходило 86 тонн мыла и изнашивались 5 тысяч швабр). По стандартам своего времени, Руж был чист и тих. Ничего не тратилось впустую. Британский историк Дж.Л.Спендер писал в то время об этой системе: Абсолютная завершенность и безупречное соответствие цели и средств - это в определенной степени произведение искусства . Неудовлетворенный поставками и качеством стали, которые он получал от сталелитейных компаний, Форд спро-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 [ 227 ] 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304