Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 [ 274 ] 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304

ТЕОРИЯ ОЧЕРЕДЕЙ

Цели изучения

Прочитав эту главу, вы должны уметь:

1. Объяснять причины появления очередей в недогруженных системах.

2. Определять цели анализа очередей.

3. Перечислить показатели работы системы, которые используются в теории очередей.

4. Обсудить основные предпосылки, на которых базируются описанные в данной главе модели очередей.

5. Решать типичные задачи.

Содержание главы

Материал для чтения: Мисс Вежливость: ожидание - новый способ приятно провести время

Откуда берется ожидание? Цель анализа очередей Характеристики системы Поток клиентов

Ч исло серверов(каналов)

Структура прибытия и обслуживания

Порядок обслуживания Показатели работы системы Модели очередей: бесконечный поток

Основные зависимости

М одель 1: один канал, экспоненциальное время обслуживания Модель 2: один канал, постоянное время обслуживания Модель 3: несколько каналов обслуживания Анализ затрат

Максимальная длина очереди

Модель 4 : множественные приоритеты очередности Модели очередей: конечный поток Другие подходы Заключение Ключевые термины Решение задач

Вопросы для обсуждения и повторения Упражнения по написанию служебных записок



Задачи

Избранная библиография Приложение: Моделирование

j Материал для чтения

Мисс Вежливость: ожидание - новый способ

приятно провести время

1 Джудит Мартин

I Многие вещи в жизни стоят того, чтобы их ждать - но не слишком долго. Мисс Веж-! ливость определила для себя четкие временные границы: сколько можно ждать окон-i чания беседы продавцов друг с другом, или сколько можно надеяться, что ушедший ;( из дома супруг вернется, поняв весь ужас своей ошибки.

i Однако ожидание (наряду с работой) попало сейчас в категорию самых распро-% страненных способов провести время. Ожидологи подсчитали, что в среднем взрослый человек как минимум десятую часть своего бодрствующего состояния тра-: тит на ожидание. Люди дожидаются автобусов, лифтов, обслуживания в театрах, бан-i ках, магазинах, на заправочных станциях, в судах и стоматологических кабинетах. Можно прожить всю жизнь, терпеливо снося только эти основные виды ожида-I ния. Но существуют также средние ожидания (ожидания окончания дождя) и повы-j шенные ожидания (ожидание прибытия корабля). Некоторые из них бывают очень 1 модными. Одно время каждый в Америке ждал, когда его выдающийся талант откро-5 ет какой-нибудь голливудский агент, сейчас каждый ждет случайной встречи с те-5 лекамерой и приглашения поведать всему миру свое мнение.

j Мисс Вежливость имеет дело с простейшими и относительно краткосрочными t видами ожидания. Если вы хотите узнать обо всех остальных, вам придется немного J подождать.

I Хотя многие и не понимают этого, отказ от ожидания у телефона является абсо-

лютно правильным решением. Когда у мисс Вежливость спрашивают: Не могли бы j вы не класть трубку и минутку подождать? , она часто отвечает: Нет . Тем хуже, если

i ее собеседник занимает при этом свою линию, ставя ее на блокиратор - ему следо-1 ! вало бы подождать ответа мисс Вежливость.

I Также необходимо отказываться ждать обслуживания. В ресторане должны ин-1 J формировать вас о времени обслуживания, и официант не должен заставлять вас I ждать, если только он не занят обслуживанием предыдущего клиента. I Совершенно невоспитанно отказаться ждать, заявив, что свои потребности го-I раздо важнее, чем потребности всех остальных. Мисс Вежливость не знает таких об-I стоятельств, когда человек, занятый обычным житейским делом, может заявить с ; полным на то основанием, что заставлять его ждать куда более возмутительно, чем I заставлять ждать остальных. Пропустите меня, пожалуйста, - я ужасно занята! - i [ очень может быть, но что тогда вы вообще делаете на этой распродаже чулок? I t Единственный приемлемый способ ожидания, если уж без этого не обойтись, - t i занять себя какой-нибудь работой или развлечением. Ничем не занятый, ожидающий i чего-то человек является по определению потенциальным маньяком. Прелестный j I роман Джейн Остин, вовремя извлеченный на свет из сумки, сохраняет ровным и без-1 \ мятежным настроение мисс Вежливость-даже в очереди. Даже беседа как средство j ? убить время в ожидании чего-либо является, по мнению Мисс Вежливость, опасной.

Два человека, тихо обсуждающих, какое безобразие эти очереди, являются по тому ! же определению потенциальным источником смут и беспорядков. j

I (1980, Джудит Мартин) %



Статья Мисс Вежливость подшучивает над одной из суровых реальностей жизни: необходимостью ожидания в очереди. Нет сомнения, что для всех ожидающих в очереди решение проблемы очевидно: добавить дополнительный обслуживающий персонал или предпринять еще что-нибудь в этом роде для ускорения обслуживания. Безусловно, все это может стать потенциальным решением проблемы, хотя необходимо учитывать некоторые тонкости. С одной стороны, большинство систем обслуживания располагают возможностями обслужить в течение длительного периода времени большее число клиентов, чем обычно требуется. Следовательно, проблема ожидающих обслуживания клиентов - это краткосрочное явление. С другой стороны, в определенные периоды времени клиенты отсутствуют, а обслуживающий персонал занимается ожиданием. Таким образом, повышая число персонала, мы еще больше повышаем и время простоя. Следовательно, при разработке сервисных систем необходимо соотнести затраты на обеспечение заданного уровня сервисных возможностей с потенциальными издержками, вызванными необходимостью заказчика ждать обслуживания. Подобное планирование и ана-

лиз сервисных возможностей обычно относят к теории

очередей, которая является математическим методом SXSXfl аТат- анализа очередей. зу очередей.

Очереди обычно встречаются в системе с произ-вольньш прибытием клиентов. Очереди часто встречаются нам в жизни - у касс супермаркетов и кафе, в кассах аэропортов и театров, на почте и у телефонной будки. Во многих производственных ситуациях клиенты - это не люди, а заказы, ожидающие исполнения, грузовики, ожидающие разгрузки, производственные процессы, ожидающие выполнения, или оборудование, ожидающее ремонта. Примеров множество - корабли, ожидающие швартовки, самолеты, ожидающие посадки, пациенты в больнице, ожидающие медицинскую сестру, машины, ожидающие сигнала светофора.

Основы современной теории очередей базируются на исследованиях автоматического телефонного оборудования, проведенных в начале века датским инженером А.К.Эрлангом. Вплоть до И Мировой войны практически не предпринимались попытки применить теорию очередей к проблемам бизнеса. Зато потом теория очередей успела принять участие в решении широкого диапазона проблем.

Математическая часть данной теории довольно сложна; поэтому в нашей книге акцент будет сделан не на математических расчетах, а на общих концепциях, лежащих в основе анализа проблем очередей. При этом мы будем полагаться на уже готовые формулы и таблицы.

Наше обсуждение начнется с исследования самой, может быть, фундаментальной проблемы теории очередей: откуда вообще берется ожидание?

Откуда берется ожидание?

Многие люди удивляются, узнав, что очереди появляются даже в недогруженной системе. Например, кафетерий имеет возможность обслуживать в среднем 200 заказов в час - и тем не менее очереди могут образоваться даже при среднем числе заказов 150 в час. Ключевое слово здесь - в среднем . В реальности, клиенты прибывают через случайные и неравные промежутки времени, а некоторые заказы требуют большего времени обслуживания. Другими словами, время прибытия клиентов и время обслуживания очень неравномерны. В результате этого система то временно перегружена, формируя очереди, -то простаивает, потому что нет клиентов. Таким образом, хотя система может быть в целом недогруженной, неравномерные показатели прибытия клиентов и сроков обслуживания приводят ко временным перегрузкам системы. Из этого следует, что в системах с минимальным или отсутствующим элементом случайности (например, с регламентированным временем прибытия клиентов или с постоянным сроком обслуживания) очереди обычно не возникают.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 [ 274 ] 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304