Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 [ 79 ] 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304

1. Линейность: переменные решения линейно входят в ограничения и целевую функцию.

2. Делимость: допускаются нецелые значения переменных решения.

3. Уверенность: значения параметров известны и постоянны.

4. Неотрицательность: отрицательные значения переменных недопустимы. Пример 1 представляет компоненты модели линейного программирования.

Пример 1

XI = количество изделия 1 для производства Переменные решения Х2 = количество изделия 2 для производства

хз = количество изделия 3 для производства

Максимизировать бх + 8x2 + 4 Х3 (прибыль) (целевая функция)

Ограничения

Рабочее время 2 xi + 4 Х2 + 3 Х3 < 250 часов

Материал 7 х + 6 хг + 5 Хз < 100 фунтов

Изделие 1 х, > 10 единиц

Условие xi, Х2, Хз > О

неотрицательности

Сначала указываются и определяются переменные решения. Они обычно представляют количество. В данном случае, это количества трех различных изделий, которью можно производить.

Затем определяется целевая функция. В нее входит каждая переменная в модели и доля (прибыль на единицу продукции) каждой переменной. Так, изделие х имеет прибыль $5 за единицу. Прибьшь от изделия xi, для данного решения будет в 5 раз больше значения х, указанного в решении; общая прибыль от всех изделий будет равна сумме прибылей от каждого отдельного изделия. Таким образом, если х, =10, Х2 = О и Хз = 12, то значение целевой функции будет: 1 5(10) + 8(0) + 4(12) = 98

I За целевой функцией следует (в произвольном порядке) список трех ограничений, j Каждое ограничение имеет справа числовое значение (например, ограничение про-! должительности рабочего времени имеет значение 250), которое показывает вели-j чину ограничения, - а слева алгебраический символ, который показывает, является I это значение максимальным (<), минимальным (>) или равным (=). Левая часть каж-I дого ограничения состоит из переменных, к которым относится это ограничение, и I коэффициента для каждой переменной, который показывает, какое количество 1 представляет собой одна единица переменной решения. Например, для ограниче-I ния по продолжительности рабочего времени, одна единица xi будет требовать двух I часов рабочего времени. Сумма значений в левой части каждого ограничения пред-I ставляет количество этого ограничения, которое использовано в данном решении. I Так, если х, = 10, Х2 = О, и Х3 = 12, то количество использованного труда таково:

2 (10) + 4 (0) + 3 (12) = 56 часов 1 Так как эта сумма в левой части ограничения не превышает значения в правой, дан-i ное ограничение выполнимо.

I Обратите внимание, что третье ограничение, относящееся к единственной перемен-; ной XI, должно быть по крайней мере 10 единиц. Его коэффициент равен единице, [ хотя это и не показано.

параметрами. Параметры - это фиксированные (постоянные) величины; модель

.....4 -ет 4 можно решить только если эти величины заданы.

метрь7 - числовые эффективного использования моделей линей-

константы. у ого программирования, они должны удовлетворять

*ssi-* , i следующим посылкам:



I Наконец, имеются ограничения неотрицательности. Они внесены в список отдель-I ной строкой и отражают тот факт, что никакое значение переменной не может быть I отрицательным.

Построение модели

Для построения модели в линейном программировании необходимо понимание всех ее компонентов (составляющих). Это помогает организовать процесс преобразования информации о проблеме в модель.

Разумееся, очень важно получить достоверную информацию о применимых ограничениях, а также о правильных значениях параметров. В противном случае, полезность модели будет сомнительной. Следовательно, в некоторых случаях значительные усилия должны быть затрачены для получения такой информации.

В построении модели используйте форму, показанную в примере 1. Начните с определения переменных решения. Очень часто эти переменные обозначают количество чего-либо (например, Х] = количество изделия 1). Обычно переменные связаны с прибылью, затратами, сроками и другими подобными величинами. Знание этого факта поможет вам определить переменные решения в задаче.

Ограничения - это пределы или требования к одной или нескольким переменным, они относятся к доступному количеству ресурсов (рабочей силы, материалов, или машинного времени), или к минимальным требованиям (типа изготовить не менее 10 единиц изделия 1 ), Целесообразно дать наименование каждому ограничению ( Рабочая сила , Материал 1 и т.д.). Рассмотрим некоторые из ограничений, с которыми вы можете столкнуться.

1. Ограничение, относящееся к одной или нескольким переменным. Это наиболее типичный вид ограничения. Ограничения в примере 1 относятся именно к этому типу.

2. Ограничение, определяющее соотношение. Например, отношение Х] к Х2 должно быть не менее чем 3 :2 . Данное условие описывается формулой:

Х2-2

Выполнив соответствующую математическую операцию, получаем:

2xi>3x2

Однако данная форма все еще не приемлема, так как все переменные ограничения должны находиться в левой части неравенства (или равенства), а правая часть должна содержать только постоянные значения. Поэтому перенесем все переменные данного неравенства в левую часть и получим:

2xi-3x2>0

(Обратите внимание, что направление неравенства остается тем же самым.)

3. Ограничение, определяющее процентное соотношение одной или более переменных относительно другой или других переменных. Например, Х] не может составлять более 20% от общего . Предположим, что общее состоит из переменных щ, Х2, и хз- Математически это можно записать в следующем виде:

Х1<0,20(х, + Х2+ хз)

Как обычно, все переменные должны быть сгруппированы в левой части данного соотношения. Для этого раскрываем скобки в правой части и производим перегруппировку:

X, <0,20 XI + 0,20 Х2 + 0,20 Хз

То есть:

0,80 XI - 0,20 Х2 - 0,20 Х3 < О

Когда модель построена, то следующий этап заключается в ее решении. В следующих разделах мы рассмотрим три подхода к прикладному решению: графический, симплексный и компьютерный.



менными.

Содержание графической процедуры

Графический метод линейного программирования отображает ограничения в виде графиков и определяет область, которая удовлетворяет всем ограничениям. Эта область называется областью возможных решений (feasible solutions space). Затем выстраивается целевая функция; она используется для определения оптимальной точки в области возможных решений. Координаты точки могут читаться непосредственно с графика, хотя обычно необходимо их алгебраическое определение.

Обычный порядок действий в графическом подходе выглядит следующим образом:

1. Математически представить целевую функцию и ограничения.

2. Выстроить на графике ограничения.

3. Определить область возможных решений.

4. Выстроить на графике целевую функцию.

5. Найти оптимальное решение.

Данный подход можно наглядно проиллюстрировать решением типичной задачи.

Рассмотрим следующее:

Два изделия могут производиться на определенном оборудовании. На производство этих изделий имеется 12 часов времени. Изделие 1 требует 1 час на единицу, а изделие 2 требует 3 часа на единицу. Оба изделия изготавливаются из одинакового сырья. На производство изделия 1 требуется 4 фунта материала, а для изделия 2 требуется 3 фунта. Для производства обоих изделий имеется в наличии 24 фунта сырья. Если цель - получение максимальной прибыли от этих изделий, изделие 1 дает прибыль $4 с единицы, а изделие 2 - $5 с единицы, то какое количество каждого изделия следует произвести?

Для решения данной задачи необходимо записать условия в математической форме. Это выглядит следующим образом:

1. Определить переменные решения. В данном случае они таковы: XI = количество изделия 1

Х2= количество изделия 2.

2. Записать формулу целевой функции. Она такова: Максимизировать Z = 4 xi + 5 Х2

3. Определить ограничения и записать их формулу. В данном случае имеются два ограничения: машинное время и сырье. Ограничения таковы: Машинное время: xi + 3 Х2< 12

Сырье:4х1 + Зх2<24

4. Добавить требования неотрицательности: xi, Х2>0 Таким образом, модель выглядит следующим образом:

Максимизация функции: Z = 4X + 5x2 Ограничения:

Машинное время: Xi + 3x2<12

Сырье: 4х, + 3х2<24

Неотрицательность: xi,X2>0 Следующий шаг - построение ограничений.

Графический метод линейного программирования

Графический метод в линейном программировании - ? г л - 1

метод поиска оптимальных решений для задач с двумя ейногопрограмва-переменными. Этот подход описывается в данном раз- ния - графический метод gjje. I поиска оптимальных реше-

I НИИ для задач с двумя пере-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 [ 79 ] 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304