Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 [ 100 ] 101 102 103 104 105 106 107 108 109

Примечание:

Общий результат внутрибанковского оборота и кредитования собственных средств-брутто оценивается выражением:

Дзо = (СПа + ОЕа + СПд + ОЕо + СПс) - (РЕс + СПк),

1. СПд = УСа-Ц;

2. 0Еа=СПаАп;

3. СПд = Ц,-УС,;

4. ОЕо - СПд ОБза;

5. СП, = Ц - УСс;

6. РЕ, = СПсСРп;

7. СП = Ц-Ц,;

8. РЕо = СП ОБ,п;

9. Кеб = Ц ( СБ, - ОБвп );

10. И, = ЦА ;

П. Дп = ОЕа + ОЕо + РЕ, + РЕо + К,б - И,; 12. П,н-Д -Р.

Переменные УС а, УС Ц, Ц] принимают значения в долях единицы. Переменные А, СРц, ОБдА, ОБд, A СБ, принимают значения в рублях.

С помощью управления моделью спреда за счет изменения внутрибанковских цен перевода денежных средств (покупка и продажа денежных ресурсов внутри банка) осуществляется общебанковское управление процентной маржей и процентным риском за счет регулирования внутрибанковских цен на денежные ресурсы в зависимости от изменения внешних условий на денежном рынке, а также распределение совместных банковских издержек по активным и пассивным операштям банка.

При проверке модели спреда (см. табл. 35) нераспределенная прибыль ( см. п. 13 табл. 34) должна бьггь равна прибыли ( см. п. 7 табл. 35), так как это один и тот же финансовый результат деятельности банка, но рассчитанный различными способакш. В первом случае - с учетом создаваемого прибавочного продукта в результате ценового регулирования внутрибанковского оборота, а во втором - традиционньи! способом.

ГЛАВА 2

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1. Основные финансовые параметры предприятия малого бизнеса на различных этапах его жизненного цикла

Жизненный цикл малого бизнеса - это жизненный цикл товара, составляющего предмет деятельности предприятия. Это незатейливое определение относится к предприятиям, специально создаваемым под какие-либо новые для рьптка продукты или услуги, но оно хорошо ложится и на реалии уже достаточно давно работающих предприятий, решающихся на инновационную деятельность.

Можно вьщелить четыре основных этапа жизненного цикла малого предприятия:

I этап - научные исследования, разработка технологии и создание коммерческой схемы товара - это (в экономическом, конечно, а не в юридическом смысле) пренатальный период предприятия; /

И этап - начало производства товара и выход его на рынок - это детство предприятия, делающего первые шаги;

III этап - коммерческий успех товара - зрелость предприятия;

IV этап - деградация рынка товара - жизненный закат предприятия.

Эта схема обнажает два серьезных вопроса:

Как сделать, чтобы вместе с товаром, заканчивающим свой земной путь, не умирало и само предприятие? Видимо, надо вовремя отказываться от деградирующих товаров и подгадывать к этому моменту стремительный взлет новых товаров. Подобные вещи делаются с помощью операционного анализа, который подробно рассмотрен в главе 2 части II нашего учебника. Главный тезис мы можем здесь продублировать: при ставке не на один, а на несколько товаров у предприятия снижается порог рентабельности и легче достигается нужный уровень доходности.

Каковы особенности каждого из этапов жизненного цикла предприятия малого бизнеса - особенности, которые необходимо учитьгоать в финансовой политике?



Итак, на первом этапе (исследования, создание технологии и коммерческого замысла) выручка практически нулевая, а денежные потоки предприятия - отрицательные, потому rгo затраты на исследования, оплату труда и прочее не покрываются доходами. Велика неопределенность, а, следоватетано, и риск: производство и коммерциализация товара потребуют знaoпeльньDc инвестиций в достаточно длительном временном интервале. Многие исследователи считают риск максимальным именно на этом этапе. В доказательство приводят 70-процентную смертность предприятий, находящихся в пренатальной стадии развития. На этом опасном этапе руководитель предприятия вряд ли может рассчитывать на банковские кредиты.Чаще всего предприятие живет на собственные средства владельца, его семьи и близких друзей. Кому-то удается заполучить спонсорскую помощь.

Второго этапа (начало производства и выход на рынок), если собственных и привлеченных средств недостаточно, чтобы покрыть хотя бы часть базовых расходов (приобретение оборудования, первичное обустройство и т. д.), многие предтфиятия могут не пережить. Но, если все-таки удается начать производство и реализацию, то следует учитывать, что на этой стадии резко возрастают затраты, но еще не доходьт Денежные потоки пока глубоко отрицательные . Смертность составляет теперь 30-50 процентов от числа малых предприятий, переживших предьщущую стадию. Главные задачи этого этапа: как можно рачительнее управлять оборотными средствами, а также постараться получить внешнее финансирование, хотя это и очень нелегко на фоне по-прежнему повышенного риска, генерируемого предприятием.

ВНИМАНИЕ! ВСПОМНИТЕ ОБ ОСНОВНОЙ ДИЛЕМ-, ME ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, ПРОЧУВСТ-

ВУЙТЕ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ: БОЛЬНЕЕ ВСЕГО КАПКАН ЛИБО РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ЛИБО ЛИКВИДНОСТЬ ЗАЖИМАЕТ ИМЕННО МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НА ПЕРВЫХ ДВУХ ЭТАПАХ ЕГО РАЗВИТИЯ. Предприятие стремится быстрее нарастить оборот, а дефицит ликвидных средств все увеличивается! Чтобы убедиться в этом, просчитайте Дефицит/Излишек ликвидности для предприятия М или С из раздела 3,1 главы 3 части III в варианте 100-процентного ежегодного темпа прироста оборота.

На третьем этапе предприятие добивается, наконец, коммерческого успеха. Финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя темпы прироста оборота несколько снижаются по сравнению с недавним вторым этапом (каждый процент роста вьфуч-602

ки больше весит в абсолютном выражении!). Денежные потоки должны стать положительными, поскольку выручка увеличивается и, надеемся, становится достаточной для покрьггия и накопившихся прежних, и неизбежных новьк текущих расходов. Возможна, впрочем, экономия затрат на единицу продукции благодаря эффекту увеличения масштабов производства и сбыта. Теперь у гфедприятия могут возникнуть производственные, а также коммерческие проблемы: нужно создавать или усиливать торговую сеть, делать рекламу и т. п. Нередко возникает и необходимость в технической доводке товара по результатам реакции рынка. Все это требует денег. Но теперь уже более зрелому, имеющему, возможно, неплохую кредитную историю и в финансовом отношении крепкому, генерирующему меньший риск предприятию легче получить внешнее финансирование в виде банковского кредита и задействовать на финансовый рычаг. У некоторых предприятий сбывается мечта преобразоваться в акционерное общество и мобилизовать средства на выпуск акций.

ЛШ ВНОВЬ - ВНИМАНИЕ. Идиллия может нарушиться, , если предприятие, желая взять максимальную до-

лю рынка, превысит разумные темпы прироста продаж и / тем подорвет свою ликвидность и платежеспособность. Советуем в этой связи вернуться к расчету посильных темпов прироста оборота (раздел 3.1 главы 3 части III). Печального четвертого этапа желательно избежать. Жизнь показывает, что стратегически вытрывает тот, кто заранее тратится на разработку и внедрение новых товаров, сознательно идя на некоторое снижение финансовых результатов предьщущего этапа. Иначе приходится начинать все сначала и вновь переживать безденежье пренатального периода, детство и вступление в зрелость.

В завершение этого раздела - свидетельство авторитетного ученого Дж. К. Ван Хорна о матых компаниях с ориентацией на расширение : Новое предприятие в растущем секторе экономики по своей сути отличается от компании в традиционной сфере бизнеса, которая всегда останется маленькой. Фирма, работающая в областях высоких технологий - электронике, компьютерной технике, системах информации - может разрастись, начав с малого.

Задача малой фирмы с ориентацией на расширение - осуществлять его наиболее эффективным способом. ... Компании подобного рода сталкиваются с необходимостью принятия стратегических решений в самых различньпс областях: маркетинг, новые то-



вары, производство и множество других, в числе которых проблема финансирования - одна из самых важных. В большей части малых фирм с ориентацией на расширение, специализирующихся в области высоких технологий, прирост активов обгоняет рост нераспределенной прибьши. Хотя эти компании обычно не выплачивают дШвиденды, средства, помещенные в дебиторскую задолженность, запасы, основные фонды, в процентном выражении обычно больше, чем размер нераспределенной прибьши. Иногда проблема становится менее острой, если осуществлять аренду зданий и оборудования, а также более интенсивно использовать рабочую силу, а не капитал. Но даже с учетом этих мер дебиторская задолженность и запасы продолжают расти.

Если рост активов превышает рост нераспределенной прибьши, задолженность должна покрывать эту разницу. Эта задолженность может принимать форму банковского кредита или увеличения степени использования кредиторской задолжегаости по расчетам. Поскольку фирма небольшая, даже пусть и растущая, открытая эмиссия обыкновенных облигаций не рассматривается, т. е. фирма ограничена в выборе источников финансирования. Несбалансированный рост, увеличение долговых показателей в конце концов порождают вопросы у кредиторов, поэтому становится необходимо или увеличить собстенный капитал, или ограничить темпы роста фирмы. Собственный капитал зачастую предоставляют собственники венчурного капитала. ...

Таким образом, малой фирме, специализирующейся в области высоких технологий, приходется заниматься следуюицтми вопросами: персонал, маркетинг, производство и финансирование, последний из которых является ключевым по отношению ко всем остальным. Очевидно, создавать компанию на базе небольшого капитала опрометчиво. Зачастую проблема заключается в использовании краткосрочного финансирования - банковских ссуд и кредиторской задолженности, запасов и основных средств. Но в конце концов приходит день расплаты и гораздо лучше сформулировать проблему сбалансированного финансового роста раньше, чем когда будет поздно.

Рисков, сопряженных с основанием и ведением ориентированной на расширение компании высоких технологий, великое множество. Здесь права на ошибку почти не может быть. Собственный капитал просто не дает соответствующего буфера. Поэтому, если начинаются сложности, компания обьгано не в состоянии их преодолеть. Хотя одним из путей выживания может бьпъ простое ограничение роста, но лишь у немногих предпринимателей хвата-604

ет на это вьщержки. Зачастую, когда кредиторы предлагают данный вариант, уже слишком поздно. Отсюда и большое число банкротств малых, а не крупных фирм. *

2.2. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса

Между крупным и малым бизнесом имеются существенные различия. Это порождает проблему серьезного пересмотра основных принципов большого финансового менеджмента применительно к малым предприятиям, - иначе эти принципы в малом бизнесе просто не работают. Наиболее важные (и тесно связагшые между собою!) различия состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей, несомых рисках и в уровне ликвидности.

Доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятий чрезвычайно затруднителен: об эмиссии акций в большинстве случаев речи бьггь не может, а получить кредит не удается не только из-за его дороговизны, но и вследствие рискованного финансового положения предприятия и отсутст-

t ВИЯ кредитной истории. В таких условиях малому бизнесу остается уповать лишь на талант руководителя, его ловкость и изобретательность в добьше достаточного для деятельности объема денежных средств.

Малое предприятие обычно ие ставит перед собой цель максимизировать курс акций, показатель капитализации (суммарную

щ% курсовую стоимость акций) и уровень дивиденда. Стоимость малого бизнеса публично не оценивается финансовым рынком, и ее очень фудно определить, но в принципе владельцы малых предприятий чрезвычайно заинтересоваи ! в максимизации рыночной стоимости своих предприятай: одни мечтают рано или поздно все-таки выпустить акции и выйти с ними на светлый путь биржевой котировки, другие хотят подороже продаться крупной компании. Весьма нередка, впрочем, и противоположная, сугубо личная, но заслуживающая не меньшего уважения мотивация деятельности: Хочу быть сам себе господином . И тогда вообще вопрос максимизации рыночной стоимости предприятия и повышения его рентабельности огходит на второй план. При подобной мотивации, кстати говоря, собственник обьгано избегает пополнения ка-

* Дж.К.Ван Хорн. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 1996, с. 762-763.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 [ 100 ] 101 102 103 104 105 106 107 108 109