Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 [ 104 ] 105 106 107 108 109

также построить график, в котором горизонтальная ось (количество единиц товара) совпадает с линией безубыточности (рис. 2). Точка безубьпочности (D) образуется при пересечении линии, соединяющей точку планируемой прибьши при заданном физическом объеме продаж (С) и точку постоянных издержек (Е), с гори-зотгтальной осью (линией безубыточности).

Прибыль, ам. долл.

700 Убытки


Количество единиц продукции, шт.

Рис. 2

7. Запас финансовой прочности показывает, какое возможное падение выручки может вьщержать бизнес, прежде чем начнет нести убытки. Большой запас финансовой прочности служит подушкой , маленький - предупреждением. Процентное выражение запаса финансовой прочности используется в финансовом менеджменте для оценки степени риска бизнес-плана. Чем ниже этот процент, тем выше риск. Ддя предприятия Марии М.:

Запас Ожидаемый Порог

финансовой = объем - рентабель- = прочности, шт. продаж, шт. ности, шт.

= 850 плакатов - 500 1тлакатов = 350 плакатов;

Запас финансовой прочности, ам. доял.= = 225 ам. долл.,

Запас финансовой ,

прочности, % = 22 27 ДОлл-хЮО - 41%,

и точно так же - 350 плакатов : 850 1шакатов х 100 = 41%.

Объем продаж предприятия Марии М. может снизиться на 350 единиц, выручка может упасть на 41%, но убытков это пока не принесет.

8. Неблатоприятная ассортиментная структура может оказать пагубное влияние на результаты бизнеса и увеличить связанный с ним риск. Одним из главньЕх, но, как будет показано в дальней-

шем, не единственным критерием оценки ассортиментной структуры служит коэффициеттт валовой маржи. Низкое значение этого коэффициента сопровождает ничтожные прибьши и даже убытки. При продаже двух видов плакатов Мария М. будет иметь;

Показатель

Обычные плакаты

Большие плакаты

Итого

Цена реализации на единицу товара, ам. долл.

Переменные издержки 1на единицу товара, ам. долл.

3,5 2,1

6,0, 3,92,

Валовая маржа на единицу товара, ам. долл.

Планируемый объем продаж, шт.

Планируемая валовая маржа, ам. долл.

Средняя валовая маржа на единицу товара, ам. долл.

1,4 400 560,0

2,08, 500 1040,0

1600,0 1600,0 900

Порот рентабельности предприятия, усл. ед.

Порот рентабельности отдельных товаров, шт.

394x5J0 = 219,

700 394 1,778

Расчеты показывают, что порог рентабельности всего предприятия составляет 1927 ам. долл. Он складывается из продажи 175 обычных плакатов и 219 больших: (3,5 ам. долл. х 175) + (6 ам. долл. X 219) = 1927 ам. долл.

Имея товары в ассортименте, необходимо прежде всего вычис-jfflTb среднюю величину валовой маржи на единицу условного продукта (лучше всего использовать при этом метод средневзвешенной, но здесь для упрощения расчета взята среднеарифметическая величина). Далее ведут расчет обьршым порядком, а последний шаг состоит в том, что порог рентабельности, выраженный в условных единицах, делят на пороги рентабельности конкретных товаров.

На практике используются и другие методы определения порога рентабельности отдельных товаров ассортимента, различающиеся способом решения главной проблемы: как разбросать постоянные издержки предприятия на конкретные товары? Можно бьшо бы, например, распределить постоянные издержки про-



порционально удельному весу переменных издержек на данный товар в структуре издержек всего предприятия. Но одним из наиболее распространенных и точных способов является взвешивание постоянных издержек по той доле выручки, которую обеспечивает данный товар в суммарной выручке предприятия. Мария М. сделала бы такой расчет для планируемой выручки в сумме (3,5 ам. долл. X 400) + (6 ам. долл. х 500) = 3400 ам. долл., пред-варите/шно вьпшслив, что обычные плакаты дадут 0,32 этой выручки, а большие - 0,68:

Обычные плакаты

Большие плакаты

Итого

Показатель

ам. долл.

долей единицы

долл.

долей единицы

долл.

долей единицы

Выручка от реализации

1400,0

3000,0

3400,0

Переменные издержки

840,0

1960,0

0,653

2800,0

0,637

Валовая маржа

560,0

1040,0

0,347

1600,0

0,363

Постоянные издержки

700,0 X хО,32= =224,0

700,0х хО,68= =476,0

700,0

Порог рентабельности предприятия, ам. долл.

700,0 0,363 = 1930,0

Порог рентабельности отдельных товаров, ам. долл.

224,0 0,4 = 560,0

476,0 0,347

1370,0

Порог рента-бельности отдельных товаров, шт.

558,0 3,5

= 160*

1370,0 6,0 ~ =229*

* округлено

Из нашил вычислений следует, что порог рентабельности в сумме 1930 ам. долл. может сложиться из продажи 160 обычных плакатов и 229 больших.

Проверка: (3,5 ам. долл.х 160) + (6,0 ам. долл.х 229) = 1930 ам. долл.

Итак, порог рентабельности предприятия в денежном выражении оказывается практически одинаковым вне зависимости от методов анализа, однако складываться эта выручка может из раз-

ньк объемов реализации отдельных товаров. Мария М. должна сравнить шансы быть проданными для обычньпс и больших плакатов и выбрать соответствующий вариант формирования порога рентабельности. Если обычные плакаты продаются быстрее, то можно ожидать, что в жизни порог рентабельности сложится вероятнее всего так, как это показал второй вариант расчета.

9, Ранее уже бьшо показано, что, если бы Мария М. торговала только обычными плакатами, то порог рентабельности ее предтфиятия составил бы 1750 ам. долл. Продав 400 таких плакатов, Мария М. выручила бы всего 1400 ам. долл. и получила бы убытки вместо прибьши. Продавая оба вида плакатов и выручая 3400 ам. долл., Мария М. снижает порог рентабельности предприятия до 1930 ам. долл. и имеет запас финансовой тфочности в сумме (3400 ам. долл. - 1930 ам. долл.) = 1470 ам. долл., что составляет 43,3% выручки от реализации. Но, если Мария М. решит торговать только большими плакатами, то порог рентабельности предприятия составит (700 ам. долл. : 0,347) = 2017,2 ам. долл., и выручка за большие плакаты (3000 ам. долл.) перекроет его с запасом финансовой прочности 32,8%. Все данные свидетельствуют о преимуществах торговли обоими видами плакатов вместо какого-либо одного.

ПОВТОРЯЕМ ВАЖНОЕ ПРАВИЛО:

Выручка по каждому из товаров должна превышать прямые затраты (переменные и прямые постоянные). Тогда каждый рубль, полученный сверх прямых затрат, вносит свою лепту в покрытие постоянных затрат всего предприятия и дает увеличение прибыли.



ПРИЛОЖЕНИЯ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 [ 104 ] 105 106 107 108 109