Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [ 12 ] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109

Коэффициент рентабельности реализации (рентабельность реализации) рассчитывается посредством деления прибыли на объем реализованной продукции. Различаются два основных показателя рентабельности реализации: из расчета по валовой прибыли от реализации (1) и из расчета по чистой прибыли (2).

Первый показатель отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т. е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности, выплаты на;югов и т. д. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов. В ходе анализа этого показателя следует учитывать, что на его уровень существенное влияние оказывают применяемые методы учета матери-ально-производстаенных запасов. Наиболее значимым в этой части анализа финансовой информации признается рентабельность реализованной продукции, определяемая как отношение чистой прибыли после уплаты налога к объему реализованной продукции. В итоге узнают, сколько денежных единиц чистой прибьши принесла каждая денежная единица реализованной продукции.

Коэффициент рентабельности собственного капитала (рентабельность собственного капитала) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акций компании.

С точки зрения наиболее общих выводов о рентабельности собственного капитала, большое значение имеет отношение чистой прибьши (т. е. после уплаты налогов) к среднегодовой сумме собственного капитала. В показателе чистой прибыли находат отражения действия предпринимателей и налоговых органов по урегулированию результата деятельности компании: в благоприятные для компании годы отчисления возрастают, в период же снижения деловой активности они уменьшаются. Поэтому здесь обычно наблюдается более ровное движение nOKa3aTejm. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибьши заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками компании.

Рассмотрим коэффициенты рентабельности для АО Импэкс

(табл. 9).

Таблица 9. Коэффициенты рентабельности АО Импэкс

(млн. руб.)

Показатель

рентабельности

1. Рентабельность активов

2.Рентабельность реализации

3. Рентабельность собственного капитала

Расчет

Чистая прибыль/ Среднегодовая стоимость активов

Чистая прибыль/ Чистая выручка от реализации

Чистая прибыль/ Среднегодовая стоимость собственного капитала

Источник информации

Стр. 10 табл. 5/ Среднегодовая сумма стр. 1 табл. 2

Стр. 10 табл. 5/ Стр. 1 табл. 5

Стр. 10 табл. 5/ Среднегодовая сумма стр. 1 табл. 3

Значение

764:2546,3=0,3

764:4509=0,2

764:1552,2=0,5

Для оценки уровня коэффициентов оборачиваемости и рентабельности полезно сопоставить эти показатели между собой. Например, сравнить рентабельность всех активов с рентабедьностью собственного кагштала, рассчитанных по чистой прибьши. Разница между этими показателями обусловлена привлечением компанией внешних источников финансирования. Положительной Оценки в этом случае будет заслуживать такая ситуация, при которой компания посредством привлечения заемных средств получает больше прибьши, чем должна уплатить процентов на этот заемный капитал.

Другим важным приемом анализа является оценка взаимозависимости рентабельности активов, рентабельности реализации и оборачиваемости активов. Если числитель и знаменатель формулы расчета коэффициента рентабельности активов умножить на объем реализации, то мы получим следующее: . .,.

ЧП ЧП X РП

ЧП РП

X

А А X РП РП А

где ЧП - чистая прибьшь (после уплаты налога); А - стоимость всех активов компании; РП - объем реализованной продукции.



Полученное уравнение называется формулой Дюпона, поскольку именно компания Дюпона первой стала использовать ее в системе финансового менеджмента.* Данная формула отражает зависимость рентабельности активов не только от рентабельности ре-ализапии, но и от оборачиваемости активов, а также показывает:

значение коэффициента оборачиваемости активов для обеспечения конкурентоспособного уровня рентабельности активов;

значение коэффициента реализованной продукции;

возможность альтернативного выбора между рентабельностью реализованной продукции и скоростью оборота активов компании в процессе поиска пути сохранения или увеличения соответствующего уровня рентабельности активов.

Дробление рентабельности активов на две составляющие позволяет выявить, что является причиной недостаточно высокого уровня этого показателя: рентабельность реализации, скорость оборачиваемости, или оба эти коэффициента вместе. По результатам анализа финансовый менеджер может принять решение об увеличентш рентабельности реализации, скорости оборота актиюв, или же повысить оба эти показателя.

Увеличение рентабельности реализации может быть достигнуто уменьшением расходов, повышением цен на реализуемую продукцию, а также превышением темпов роста объема реализованной продукции над темпами роста расходов. Расходы могут бьп-ь снижены, например, за счет:

использования более дешевьтх сырья и материалов;

автоматизации производства в целях увеличения производительности труда (что, правда, может привести к увеличению активов и, следовательно, при прочих равньтх условиях снизить скорость их оборота);

сокращения условно-постоянньтх расходов, таких, как расходы на рекламу, расходы на научно-исследовательские разработки, расходы на совершенствование системы тгравления.

Повышение цен на реализуемую продукцию также может служить средством увеличения рентабельности активов. Однако в условиях развитой рыночной экономики это достаточно сложная задача. Только компании, имеющие ценовую власть, могут повышать цены на свою продукцию и таким образом сохранять уро-

* До этого приоритеты финансового управления концентрировались в основном на показателе рентабельности реализации.

вень рентабельности активов даже в условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры. Под ценовой властью понимается также способность ко\шании увеличивать издержки производства, оплачиваемые потребителем, которая не приводит при этом к усилению внутренней или внешней конкуренции, политической оппозиции, не вызывает новые законодательные акты и не провоцирует угрозу вытеснения данного продукта новым видом продукции. Обычно к таким компаниям относятся компании, выпускающие уникальную продукцию или оказывающие услуги, суть которых важнее, чем их цена.

Повышение скорости оборота активов может быть o6ecng4eHO посредством увеличения объема реализации при сохранении ак- тивов на постоянном уровне, или же при уменьшени11.акшшв. Например, компания может:

снизить материально-производственные запасы (при условии четкого контроля за уровнем этих запасов);

ускорить темпы оплаты дебиторской задолженности;

выявить и ликвидировать неиспользуемые основные средства;

использовать денежные средства, полученные в результате вышеперечисленных действий для погашения долга, выкупа своих акций, или для вложения в другие более доходные виды деятельности.

К формуле Дюпона мы еще вернемся в третьей главе.

4. Показатели структуры капитала (или коэффициенты платежеспособности)

Показатели структуры капитала характеризуют степень защищенности итттересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность. Коэффициенты этой группы назьшаются также коэффициентами платежеспособности. Речь идет о коэффициенте собственности, коэффициенте финансовой зависимости и коэффициеттте защищенности кредиторов.

Коэффициент собственности характеризует долю собственного капитала в структуре капитала компании, а, следовательно, соотношение интересов собственников предприятия и кредиторов. В западной практике считается, что этот коэффициент желательно поддерживать на достаточно высоком уровне, поскольку в таком случае от свидетельствует о стабильной финансовой структуре средств, которой отдают предпочтение кредиторы. Она выражается в невысоком удельном весе заемного капитала и более высоком уровне средств, обеспеченных собственными средствами. Это яв-



ляется защитой от больших потерь в периоды спада деловой активности и гарантией получения кредитов.

Коэффициентом собственности, характеризующим достаточно стабильное финансовое положение при прочих равных условиях в глазах инвесторов и кредиторов, является отношение собственного капитала к итогу средств на уровне 60 процентов.

Может рассчитываться также коэффициент заемного капитала, который отражает долю заемного капитала в источниках финансирования. Этот коэффициент является обратным коэффициенту собственности.

Коэффициент финансовой зависимости характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Чем он выше, тем больше займов у компании, и тем рискованнее ситуация, которая может привести к банкротству предприятия. Высокий уровень коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств.

Интерпретация этого показателя зависит от многих факторов, в частности, таких, как:

средний уровень этого коэффициента в других отраслях;

доступ компании к дополнительным долговым источникам финансирования;

стабильность хозяйственной деятельности компании.

Считается, что коэффициент финансовой зависимости в условиях рыночной экономики не должен превышать единицу. Высокая зависимость от внешних займов может существенно ухудшить положение предприятия в случае замедления темпов реализации, поскольку расходы по вьпшате процентов на заемный капитал причисляются к группе условно-постоянных, т. е. таких расходов, которые при прочих равных условиях фирма не сможет уменьшить пропорционально уменьшению объема реализации.

Кроме того, высокий коэффициент финансовой зaвиcиюcти может привести к затруднениям с получением новых кредитов по среднерыночной ставке. Этот коэффициент играет важнейшую роль при решении предприятием вопроса о выборе источников финансирования.

Коэффициент защищенности кредиторов (или покрытия процента) характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит. По этому показателю судят, сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средства для выплаты процеетов по займам. Этот пока-

затель отражает также допустимый уровень снижения прибыли, используемой для выплаты процентов.

Рассчитаем показатели структуры капитала по данным АО Импэкс (см. табл. 10):

Таблица 10. Коэффициенты структуры капитала АО Импэкс

Показатель структуры капитала

Расчет

Источник информации

Значение

1. Коэффициент собственности

2. Коэффициент финансовой за-виси.мости

3. Коэффициент защищенности кредиторов

Собственнй капитал/Итог баланса

Заемный капитал/ Собственный ка-шггал

(Чистая прибыль -t-+ Расходы по выплате процентов + 4- Налоги на при-быль)/Расходы по выплате процентов

.Стр. 1 табл. 3/ Стр. 1 табл. 2

Стр. 6 табл. 3/ Стр. 1 табл. 2

(Стр. 11 табл. 5 + 4- Стр. 150 табл. 4 4-

4- Стр. 070 табл. 4)/ Стр. 150 табл. 4

2236: 3932 = = 56,9%

1696 :2236 = = 75,8%

(764 4-5 4-4- 690) : 5 = = 291,8

5. Коэффициенты рыночной активности предприятия

Коэффициенты рыночной активности включают в себя различные показатели, характеризующие стоимость и доходность акций компании. Основными показателями в этой группе являются:

прибьшь на одну акцию;

соотношение рыночной цены акции и прибьши на одну акцию;

балансовая стоимость одной акции;

соотношение рыночной стоимости одной акции и ее балансовой стоимости;

доходность одной акции и доля выплаченных дивидендов.

Прибыль на одну акцию показывает, какая доля чистой прибыли приходится на одну обыкновенную акцию в обращении. Коэффициент рассчитывается делением суммы чистой прибьши на общее число обыкновенных акций в обращении. Акции в обращении определяются как разница между общим числом вьшу-щенных обычных акций и собственными акциями в портфеле. Если в структуре компании имеются привилегированные акции, из чистой прибьши предварительно должна быть вычтена сумма дивидендов, выплаченных по привилегированным акциям. Таким образом, прибьшь на одну акцию определяется по формуле:



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [ 12 ] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109