Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109

ЧИСТАЯ ДИВИДЕВДЫ ПО ПРИВИ-ПРИБЫЛЬ ПРИБЫЛЬ ЛЕГИРОВАННЫМ АКЦИЯМ НА АКЦИЮ ЧИСЛО ОБЫКНОВЕННЫХ

АКЦИЙ В ОБРАЩЕНИИ

Необходимо отметить, что показатель прибыли на акцию в условиях развитой рыночной экономики является одним из наиболее важных показателей, влияющих на рыночную стоимость акций компании, что доказывается представительными статистическими исследованиями.

Соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию (Ц/П)* отражает отнощения между компанией и ее акционерами. Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц согласны заплатить акционеры за одну денежную единицу чистой прибьши компании, и рассчитывается по следующей формуле:

РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ОДНОЙ АКЦИИ ПРИБЫЛЬ НА АКЦИЮ

Например, если у компании А данный коэффициент равен 10, а у компании Б - 8, то это означает то, что инвесторы на данный момент более высоко оценивают инвестиционные качества компании А. Однако более важной характеристикой данного показателя является не его уровень на данный момент, а его динамика в сравнении в динамикой Ц/П других компаний и с общей дина-шкoй рынка. И, если в нашем примере приведенные данные относятся к 1997 году, а в 1996 году коэффициент Ц/П компании А бьш равен 12, а компании Б - 7, то это означает, что инвесторы более благоприятно оценивают перспективы компании Б, чем компании А. Это особенно важно для инвесторов, рассматривающих долгосрочный аспект инвестирования.

Балансовая стоимость одной акции показывает стоимость чистых активов предприятия (собственного капитала), которая приходится на одну обыкновенную акцию в соответствии с данными бухгалтерского учета и отчетности. Этот показатель рассчитывается следующим образом:

СТОИМОСТЬ СТОИМОСТЬ

АКЦИОНЕРНОГО - ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ КАПИТАЛА АКЦИЙ

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ = ОДНОЙ АКЦИИ

ЧИСЛО ОБЫКНОВЕННЫХ АКЦИЙ В ОБРАЩЕНИИ

В международной практике price-earnings ratio - Р/Е.

Соотношение рьшочной и балансовой стоимости одной акции показывает рыночную стоимость одной акции в сравнении с ее балансовой стоимостью:

СООТНОШЕНИЕ РЫНОЧНОЙ IJH АЮшТ И БАЛАНСОВОЙ СТОИМОСТИ =-ОДНОЙ АКЦИИ

ОДНОЙ АКЦИИ

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ ОДНОЙ АКЦИИ

Для расчета этого коэффициента необходимы дополнительные данные, характеризующие рыночную стоимость капитала компании.

Б разделе доходности акций может быть рассчитано несколько показателей. В частности, различают текущую и совокупную доходность. Под текущей доходностью понимают прежде всего дивиденды, которые получит владелец акции. Этот коэффициент называется дивидендным доходом или нормой дивиденда и рассчитывается так;

НОРМА ДИВИДЕНДА

(ФАКТИЧЕСКАЯ = НОРМА ДИВИДЕНДА)

ДИВИДЕНД НА ОДНУ АКЦИЮ РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ОДНОЙАКЦИИ

Помимо анализа данного коэффициента в сравнении с аналогичными показателями других компаний, важно оценить уровень нормы дивиденда по сравнению с номинальной (объявленной) нормой дивиденда, который представляет собой отношение суммы выплачиваемого дивиденда к номинальной стоимости акции. Поэтому приведенный выше показатель дивидендного дохода лгожно назвать также фактической нормой дивиденда.

Доходность акции может быть рассчитана также с учетом курсовой разницы, которую владелец акции может получить при продаже акции. В этом случае доходность акции определяется как частное от деления суммы дивиденда (Д), полученного в течение периода владения акцией, и разн1щы (прибьши или убытка) между ценой покупки акции (Р) и ценой ее продажи (Р*) на цену покупки акции:

Д + (Р*-Р1

ДОХОДНОСТЬ АКЦИИ =---

Доля выплачиваемых дивидендов (коэффициент выплаты дивидендов) указывает, какая часть чистой прибьши бьша израсходована на выплату дивгаендов. Этот коэффициент рассчитьшается



как в процентах, так и в относительном выражении (в единицах и долях единицы):

ДИВИДЕНД .

ДИВИДЕНДОВ ЧАСТАЯ ПРИБЫЛИ .

Особенностью анализа данного коэффициента является то, что не существует его хорошего или плохого уровня. Наиболее общим критерием здесь является то, что он не дол:кен превышать единицу. Если это условие соблюдается, то делают вьшод, что компания в отчетном году заработала достаточно прибыли для вьшлаты дивидендов. Превышение данным коэффициентом единицы свидетельствует либо о нерациональной дивидендной политике компании, либо об ее финансовых затруднениях (компания вынуждена заимствовать деньги из своих финансовых резервов).

Что же касается конкретного уровня рассматриваемого коэффициента, то он в разных компаниях может варьироваться от О до 0,9. Более того, од1гн и тот же его уровень различными инвесторами может трактозаться совершенно по-разно\гу в зависимости от целей инвестирования ими своих средств в данную фирму.

Существуют две основные цели инвестирования в ценные бумаги: получение текущего дохода (дивиденда) и накопление средств вследствие увеличения курсовой стоимости акции. Эти две цели в известной степени противоречат друг другу: при прочих равных условиях, чем большая часть прибьиш расходуется на выплату дивидендов, тем меньше средств может бьггь реинвестировано в компанию, тем медленнее темпы ее роста и тем медленнее и проблематичнее рост курсовой стоимости ее акций.

Инвесторы обычно выбирают компанию, дивидендная политика которой в наибольшей степени соответствует целям их инвестирования. Пoэтoy в самом общем случае изменение дивидендной политики вызь вает большее неудовольствие акционеров, чем низкий уровень дивидендов. Таким образом, стабильность дивидендной политики является одним из наиболее важных факторов, влияющих на отношение инвесторов в компании.

Рассчитаем коэффициенты рыночной активности в условном примере.

Пример 2

Допустим, имеются следующие данные по предприятию X: Уставный капитал (обыкновенные акции номиналом 10 руб.) -рг 1 800 ООО руб.;

чистая прибыль - 630 ООО руб.; сумма вьниаченных дивидендов - 300 ООО руб.; эмиссионная премия - 200 ООО руб.; накопленная прибыль - 720 ООО руб.; стоимость покупки одной акции - И руб.; стоимость продажи одной акции - 16 руб.

Коэффициенты рыночной активности предприятия

Показатель рыночной активности

1. Прибыльность одной акции

2. Отношение цены и прибыли на одну акцию

3. Норма дивиденда на одну акцию

4. Доходность акции с учетом курсовой стоимости акции

5. Балансовая стоимость акции

6. Доля выплаченных дивидендов

Расчет

Чистая прибыль/ Число акций в обращении

Рыночная стоимость одной акции/ Чистая прибыль на одну акцию

Дивиденд на одну акцию / Рыночная стоимость одной акции

{Сумма выплаченных дивидендов на одну акцию + -1-(Стоимость продажи акции -- Стоимость покупки акции)}/ Стоимость покупки акции

Стоимость собственного капитала/ Число акций в обращении

Сумма выплаченных дивидендов/ Чистая прибыль

Источник информации

Расчетные данные по форме табл. 5 / Данные учета

Данные о текущей котировке акции / Стр. 1 данной табл.

Стр. 870 ф. №5/ Число акций в обращении / Данные о текущей котировке акций

Стр. 870 ф. №5/ Число акций в обращении / Число акций в обращении + + Данные учета/ Данные учета

Расчет по форме стр. 1 табл. 3 / Данные учета

Стр. 870 ф. № 5/ Расчетные данные по форме табл. 5 стр. 10

Значение

630 ООО :

:(1 800 000:10)=

= 3,5 руб.

16 :(630000 : : 180000) = 4,6

(300000:180000): :11 = 15%

{(300000: : 180000)-!-+ (16-11)}: 11= = 61%

2720000 : : 180000 = = 15,1 руб.

300000 : 630000=

Предлагаем Читателю самостоятельно интерпретировать результаты расчетов.

Итак, мы рассмотрели вопрос об анализе данных учета и финансовой отчетности для целей финансового менеджмента, и



имеем теперь возможность сделать следующие ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

I. Финансовая отчетность, составление которой отвечает принципу полезности для принятия решений внутренними и внешними пользоватегями, является важным инструментом финансового менеджмента. Некоторые данные, необходимые для финансового менеджмента, в финансовой отчетности российских предприятий отсутствуют, в связи с чем необходимо пользоваться также данными бухгалтерского учета.

II. Основными формами финансовой отчетности служат: Баланс, Отчет о прибылях и убытках и Отчет о движении денежных средств, а также примечания к отчетности.

III. Главными видами анализа для целей финансового менеджмента являются: чтение отчетности, горизонтальный, верти-KOjtbHbiu и трендовый анализ, а также анализ финансовых коэффициентов.

IV. Важнейшими коэффициентами отчетности, используемыми в финансовом управлении, яв.гяются:

коэффициенты ликвидности (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент срочной ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности и чистый оборотный капитал);

коэффициенты деловой активности или эффективности использования ресурсов (оборачиваемость активов, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость материально-производственных запасов и длительность операцион-

ного цикла);

коэффициенты рентабельности (рентабельность всех активов предприятия, рентабельность реализации, рентабельность собственного капитала);

коэффициенты структуры капитала (коэффициент собственности, коэффициент финансовой зависимости, коэффици-

, ент защищенности кредиторов);

, коэффициенты рыночной активности (прибьсгь на одну акцию, соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию, балансовая стоимость одной акции, соотношение рыночной цены одной акции и ее балансовой стоимости, доходность одной акции и доля выплаченных дивидендов).

V. Важным инструментом финансового менеджмента является не только анализ уровня и динамики данных коэффициентов в сравнении с определенной базой, но и определение оптима/1ьных

пропорций между ними с целью разработки наиболее конкурентоспособной финансовой стратегии.

VI. Несмотря на простоту и оперативность финансовых коэффициентов, при принятии финансовых решений необходимо учитывать ограниченность этих показателей, связанную со следующими обстоятельствами:

финансовые коэффициенты в значительной степени зависят от учетной политики предприятия;

диверсифицированная деятельность предприятия затрудняет сравнительный анализ коэффициентов по отраслям;

коэффициенты, выбранные в качестве базы сравнения, могут не быть оптимальными;

коэффициенты не улавливают особенностей элементов, участвующих в расчетах коэффициентов.

- г



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109