Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109

числениях с американским концептуальным подходом к сни -жению всех видов рисков;

она базируется на идее сложной интерференции кратко- и долгосрочных феноменов жизни предприятия и рассматрива -ет эти феномены в их нерасторжимой взаимосвязи;

она начала осваивать недостаточно исследованные за рубе -жом области финансового менеджмеета, такие, как финансо -вая политика предприятия в условиях инфляции, особенное -ти управления финансами в условиях падения производства и выхода из кризиса и т. д.;

наконец, российская школа финансового менеджмента при -ступила к выявлению особенностей финансового менеджмен -та различных субъектов бизнеса - банков, страховых компа -НИИ, различных инвестиционных институтов.

Таким образом, отечественная школа финансового менеджмен -та идет не менее тернистым путем, чем само становление рыноч -ной среды предпринимательства в России, и иного, видимо, не дано.

Первая написанная российскими авторами и опубликованная в нашей стране книга Финансовый менеджмент появилась в 1993 году и вьщержала не одно издание (Финансовый менеджмент / Авт. колл. под руководством Е. С. Стояновой. - М.: Перспектива, 1993). Эта книга - плод ко.члективного труда профессоров и пре -подавателей Финансовой академии при Правительстве РФ и ряда опытных практиков - представила российскому Читателю terra incognita финансового менеджмента, обозначила самые острые ос -новные проблемы, зафиксировала важнейшие методы управления финансами предприятия в условиях рынка и буквально открыла шлюз целому потоку последующих изданий по финансовому ме -неджменту. Это не может не радовать. Пусть таких книг будет, как в странах развитого рынка, как можно больше. Каждая из них найдет своего заинтересованного Читателя: начинающего или зрелого финанс1гста, владельца небольшого семейного предприя -тия или финансового менеджера крупнейшего акционерного об -щества... Одновременно в ведущих экономических вузах страны (Финансовой академии при Правительстве РФ, Государственной академии управления, Российской экономической академии и.м. Г. В. Плеханова, МГУ им. М. В. Ломоносова, Академии народного хозяйства. Московском университете экономики, статистики и информатики, Санкт-Петербургском университете экономики и финансов), а также в крупных бизнес-школах приступили к раз -

работке программ и начали вводить учебный курс финансового менеджмента в планы подготовки специалистов всех основных ступеней - и бакалавров, и магистров. Безусловно, крупным достижением стало включение финансового менеджмента в качестве полновесного раздела в официальную программу экзаменов на по -лучение лицензии на аудиторскую деятельность, а также аттестата профессионального бухгалтера (главного бухгалтера, бухгалтера-эксперта или консультанта) и финансового менеджера, финансово -го эксперта (консультанта). Продолжается планомерная подготовка преподавателей и консультантов по финансовому менеджменту в первом в России научном и учебном учреждении, специально соз -данном Финансовой академией при Праврггельстве РФ и Академией менеджмента и рынка (АМИР) с целью формирования и развития отечественной школы финансового менеджмента - Институте фи -нансового менеджмента. Успешно ведет подобную подготовку и Фа -культет повышения квалификащги преподавателей Государственной академии управления. Но и всех этих усилий явно недостаточ -но. Преподавателей финансового менеджмента необходимо готовить масштабно и специально, по серьезнейшей углубленной программе, включающей практические стажировки на российских и, весьма желательно, зарубежных предприятиях, ибо преподавание финансового менеджмента сегодня - дело многотрудное.

Мы глубоко убеждены, что предмет Финансовый менеджмент предъявляет специфические, и притом повышенные требования к педагогу. Прежде всего, у нас, в отличие от зарубежной системы обучения, в преподавании финансового менеджмента невозмож -но обойтись без личного практического опьгта управления финан -сами предприятия. Как заметил один американский профессор на лекции для российских педагогов-экономистов, если бы я стал удачливым финансовым директором или биржевым брокером, я не преподавал бы финансовый менеджмент . Конечно, в идеале каждый должен заниматься своим делом; кабинетный ученый - теоретизировать с кафедры, практик - воплощать теорию в жизнь, но такое сегодня возможно в какой yi-одно стране, только не в России, где от затрат времени и денег на изучение ;тюбой экономической дисциплины слушатели ожидают скорой, непо -средственной и осязаемой отдачи. Традиционная финансово-эко -номическая наука отбила у публики вкус к концептуальным ути -ствованиям . Далее, преподаватель финансового менеджмента обязан совмещать знание этого предмета с углубленным владени -ем множеством других экономических дисциплин, в частности.



бухгалтерским учетом, ана;шзом финансово-хозяйственной дея -тельности, математикой, экономической статистикой, основами операций с ценными бумагами и, конечно же, быть в курсе всех последних изменений в налогообложении и том же учете и отчет -ности. Наконец, преподавателю финансового менеджмента жела -тельно владеть по крайней мере английским языком (не помета -ют, конечно же, и французский, и немецкий), чтобы не только следить за зарубежной литературой по предмету, но и критично (!) относиться к ней, не принимая на веру все и вся. Как нередко случается и у нас, в иностранные учебники подчас попадают не -проверенные и даже прямо ошибочные положения и рекоменда -ции, а целый ряд вполне разумньгх советов западньгх профессоров по управлению финансами оказывается для нас неприемлемым из-за различий в условиях деятельности зарубежных и российских предприятий.

Предлагаемое Читателю четвертое издание учебника Финансовый менеджмент: теория и практика соответствует общепри -пятым мировым стандартам обучения профессии финансиста, а также учебной программе курса Финансовый менеджмент , ре -комендованной Учебно-методическим объединением по образо -ванию в области менеджмента для высших учебных заведений экономического профиля.

Цель этого учебника - максимально просто и технично изложить основы финансового менеджмента.

В структурном отношении авторы исходили из того, что:

Логика изложения должна диктоваться логикой самого объекта исследования. Учебник должен отражать реалии и, если в жизни долго- и краткосрочный аспекты управления финан -сами предприятия тесно взаимосвязаны, то и в учебнике эти аспекты не должны расходиться безвозвратно. Поэтому

после изучения основ, которым посвяшены первые две части учебника - информационной базы финансового менеджмен -та, его основной терминологии и важнейших показателей, а также функционирования финансового механизма предприя -тия - в третьей части Читателю предлагается рассмотреть стратегию и тактику финансового менеджмента сначала отдельно, а затем - в их органической взаимосвязи.

Не следует подводить под финансовый менеджмент смежные дисциплины: финансовый анализ, бухгалтерский учет, финан -совую математику и т. д. В наших вузах, в отличие от множе -ства зарубежных, это самое гоятельные полновесные учебные

предметы, изучаемые российскими студентами подробно и отдельно. Но, с другой стороны, наш учебник адресован не только студентам, но и практикам бизнеса, зачастую не имею -щим возможности посвятить свое время и силы детальному изучению тонкостей той же финансовой математики. Кроме того, любая из смежных дисциплин приобретает новую окраску в зависимости от целей ее применения: если банкиру финансовый анализ интересен как инструмент снижения собственного кредитного риска, то финансовому менеджеру - как поставщик информации для принятия внутренних фи -нансовых решений, скажем, по формированию рациональной структуры пассивов или по дивидендной политике. Поэтому, в соответствии с рекомендациями Круглого стола по пробле -мам становления и развития отечественной научно-педагоги -ческой школы финансового менеджмента, проведенного Ин -ститутом финансового менеджмента АМИР весной 1995 г., мы избрали компромиссный вариант: включили в учебник только то из смежных дисциплин, что безусловно необходимо для понимания основного материала и поэтому должно пред -шествовать ему. Так в первой части появились главы по учету и отчетности, понимаемым как информационная основа фи -нансового менеджмента, и по финансовой математике. Дей -ствительно, взаимосвязанные и выраженные с помощью ма -тематических средств финансовые отношения между хозяйст -вующими субъектами представляют собой не что иное, как математическую модель управленческого процесса, которая позволяет анализировать, получать альтернативные варианты, сравнивать их и в конечном итоге принимать те или иные финансовые решения.

Содержание учебника должно соответствовать его названию, в

котором фигурируют слова теория и практика . Во-первых, в центре внимания должна находиться именно российская практика. Во-вторых, учебник финансового менеджмента просто обязан изобиловать примерами, учебно-деловыми ситуациями и задачами - без них невозможно закрепить полученные теоретические навыки. Но дело здесь не только в не -укоснительном соблюдении методического принципа активи -зации теоретического материала в процессе учебно-практи -ческой деятельности. Главное, что заставило нас ввести в учебник такое количество примеров, почерпнутых в основном из собственного опыта консультирования и аудиторской



работы, - это горячее желание не только доказать, что универсальные методы финансового менеджмента в России работают, но и показать с цифрами в руках, каким именно образом они работают. Кроме многочисленных примеров в тексте, мы сочли необходимым дать отдельные Практикумы, чтобы мак-си.мально проиллюстрировать непривычные пока ддя большинства Читателей подаоды, представленные в этих частях. Мы советуем вни.мательно просчитать все задачи и сверить свои результаты с решениями и комментариями, которые мы приводи.м в Практикумах, даже если вы чувствуете себя впол -не уверенно в финансовом менеджменте: опытному Читателю Практикумы откроют тонкости и новые грани известного, на -чинающему - помогут снять недоуменные вопросы.

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что в этом учебнике не только сконцентрирован личный опыт преподавания финансового менеджмента авторами в Финансовой академии, РЭА им. Г. В. Плеханова, МГУ им. М. В. Ломоносова, Ивановском государственном энергетическом университете и ряде других вузов, но и представлен полньг4 базовый профессиональный курс финансового менеджмента Академии менеджмента и рынка, а также более пятидесяти учебно-деловых центров, вузов и колледжей, работающих по авторским прог])аммам АМИР.

Первое издание учебника вьпило в свет в 1996 году (и. кстати говоря, совершенно не слчайно - накануне пятидесятилетия Финансовой академии). Прошло время - претерпели изменение формы бухгалтерской отчетности, стали иными темпы инфляции и ставки доходности, наконец, пояу-ииш свое теоретическое ос -мысление такие валсные темы, как финансовый менеджмент ком -мерческого банка, особенности управления финансами малого бизнеса, управление рисками, углубленный операционный анализ. Жизнь подводила нас к необходимости новых и новых изданий - существенно переработанных и дополненных.

Теперь - о Наставниках, Коллегах и Близких, без помощи и доброты которых не могла бы появиться эта книга. Наша глубо -чайшая б.чагодарность:

Ректору Финансовой академии при Правительстве РФ, д-ру эконом, наук, действительному члену Академии менеджмента и рынка, проф. А. Г. Грязновой, которая еще добрых два десят-ка лет тому назад (!) побудила свою аспирантку, сегодня воз -! главившую Институт финансового менеджмента и авторский коллектив этого учебника, к серьезному изучению финансо -

вой науки и все эти годы оказьгеала необходимую помощь и поддерживала в своей ученице уверенность в правильности избранного пути. И ВСЕ СБЫЛОСЬ. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ- В РОССИИ.

Президенту Академии менеджмента и рынка, проф. В. П. Гро-шеву. Ректору Академии менеджмента и рынка, канд. фил. наук М. В. Никоруку, всему коллективу АМИР, поддерживающему нас во всех отношениях. Слова Мирослава Васи.11ьеви-ча Никорука, сказанные им при первом нашем знакомстве, мы сегодня говорим лучшим нашим Ученикам: Я В ВАС ВЕРЮ . Президенту Ассоциации бухгалтеров и аудаггоров СНГ, вице-президенту Аудиторской палаты России, заместителю пред се -дателя Консультативного совета Комиссии по аудиторской дeятeJп.нocти РФ, заведующему кафедрой учета, анализа и ау -дита экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, д-ру. эконо.м. наук, проф., заслуженному деяте. науки России Л. Д. Шеремету; заведующей кафедрой Финансы Фи -нансовой академии, д-ру эконом, наук, проф., действительному члену Академии менеджмента и рынка В. М. Родионовой; членд Методологического совета Минфина РФ, члергу Кон -сультативного совета при Комиссии по аудиторской деятель -ности при Президенте РФ, директору Центра аудита Акаде -мии народного хозяйства, д-ру. эконом, наук, проф. Н. П. Кон-дракову, благословив1Ш1М нашз первые книги по финансовому менеджмету.

Генеральному директору Издательства Перспектива , выпус -тившему первые в России книги по финансовому менеджменту и, разумеется, и этот учебник, высокопрофессиональному финансисту и педаго1у, внесшему значительный вклад в распространение новой финансовой философии в нашей стране и сделавшему эт\ высокую цель первичной, а коммерческую сторону дела - вторичной - канд. эконом, наук Е. А. Стоянову.

Нашим Родным, разделяющим с нами не только успехи. Сна -сибо Вам за любовь, заботу и долготерпение.

Руководитель авторского коллектива Е. С. Стоянова



1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109